Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Государство является основным институтом политической структуры общества. Первоначально, в условиях господства свободного рынка, государство практически не вмешивалось в экономику, ограничиваясь правовым регулированием некоторых сторон хозяйственной деятельности, прежде всего внешнеэкономической, и играло роль "ночного сторожа". К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополиз

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1. Сущность, факторы и основные типы экономического роста…………………………………………………………………………………….5
1.2. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы………………………………………………………………………………....9
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РК
2.1. Государственное регулирование экономического роста в Казахстане……….12
2.2. Экономический рост РК: особенности, цифры и факты……………………….13
2.3. Главные приоритеты устойчивого экономического роста в РК……………………………………………………………………………………….18
III. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1.Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы…………………………………………………………………………………….21
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана…………………………………………………………………………..…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..........31
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

грэ курсовая.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Программа направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного  роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации экономики, и интегрировала  в себя основные подходы Стратегии  индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации.

Инициаторами продвижения  крупных проектов станут  
АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» (далее – АО «ФНБ «Самрук-Казына»), системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы.

К 2014 году Казахстан  должен достичь следующих результатов:

1. Рост ВВП на 50% от  уровня 2008 года.

2. Повышение производительности  труда на 50% в обрабатывающем секторе, на 100% в отдельных секторах экономики.

3. Доведение доли несырьевого  экспорта до 40%.

4. Снижение энергоемкости  ВВП на 10% от уровня 2008 года.

5. Увеличение до 10% доли  инновационных предприятий от  числа действующих. Основными  реализаторами программы станут регионы, поэтому изменятся критерии оценки работы местных исполнительных органов всех уровней. Главными показателями станут:

1. Производительность  труда.              

2. Объем привлеченных  прямых инвестиций.                                   

3. Увеличение несырьевого  экспорта.             

4. Доля инновационно-активных предприятий.                      

5. Количество новых  высокопроизводительных рабочих  мест.

Глава Государства озвучил 7 приоритетных направлений (развитие АПК, металлургия, нефтепереработка, энергетика, химия и фармацевтика, стройиндустрия, транспорт и инфокоммуникации).

Кроме этого министерством экономического развития и торговли было предложено еще 5(машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм, космос). Если появятся высокопроизводительные и экспортоориентированные предприятия и в других отраслях, в будущем готовы расширять этот список.

Однако и в приоритетных отраслях государством будет поддерживаться не все, а только то, что соответствуют  новым подходам:

1. Модернизация существующих  предприятий (критерии – увеличение  производительности).

2. Создание новых высокопроизводительных  предприятий (80-100% производительности).

3. Селективная поддержка  предприятий «экономики будущего»  (IT, альтернативная энергетика и др.).

В настоящее время  объем промышленного производства – 17,5%, доля готовых металлических изделий – 1,2%, объем импорта готовых изделий - 6,3 млрд. долларов. Цели(107%, 2 кратный рост продукции). Ключевыми вопросами являются  реализация крупных проектов, доступ МСБ к базовым металлам, инфраструктура. В рамках первой пятилетки важно максимально выйти на такие базовые металлы, как первичный алюминий, медь, цинк, катодное золото, чугун, сталь. Отойти от экспорта сырья и выйти на сплавы, катанку, прокат, профиль, оцинковку и готовую продукцию.  Основную долю в цепочке добавленной стоимости горно-металлургическом комплексе Казахстана по оценкам экспертов составляют первичные металлы (71%).       

Важным инструментом реализации Программы станет разрабатываемая Схема рационального размещения производственных мощностей. Она позволит, во-первых, государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения, во-вторых, обеспечить взаимоувязку реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. Туда будут входить:

- прогнозные балансы  топливно-энергетических ресурсов (электроэнергия, нефть, газ, уголь);

- прогнозный баланс  развития минерально-сырьевой базы (руды, местные строительные материалы), водных и земельных ресурсов;

- прогнозный баланс  трудовых ресурсов;

- уточненные планы  развития трубопроводной, железнодорожной,  автодорожной, морской и воздушной  транспортных инфраструктур; 

- долгосрочные планы  развития СЭЗ, Индустриальных  зон.     Очень важный вопрос по кадрам, которые наряду с инвестициями являются ключевым вопросом для индустриализации.  Новый уровень подготовки (подготовка, миграционная политика).  Производительность - Высвобождение (межрегиональные перетоки, переобучение). Привлечение инвестиций, как отметил в своем Послании Глава государства, должна стать национальной экономической идеей.         

В части создания привлекательных  условий для инвесторов, предусматривается  три пакета стимулирующих мер.

Первое, разработка и  реализация программы формирования имиджа РК как страны привлекательной для ведения бизнеса и инвестиций.                 

Второе, обеспечение льгот  и преференций для инвесторов, включая создание СЭЗ, обеспеченных необходимой инфраструктурой.                  

Третье, создание эксклюзивных условий для ТНК через фискальные, финансовые и нефинансовые механизмы.        Подходы к инновационной политике будут значительно упрощены. Поэтому ориентир будет направлен в первую очередь, на потребности бизнеса, на внедрение разработок, освоение новых видов продукции. Этот подход позволит увеличить вклад НИОКР в ВДС за счет эффективности их освоения, а также за счет роста собственных ежегодных инвестиций предприятий на НИОКР. Инновационная активность предприятий будет расти, если им, наконец, станет выгодно вкладывать в разработки. Государство даст гранты, налоговые льготы и спрос от крупных компаний, нацхолдингов и акимов.       Глава государства в своем послании озвучил необходимость решения 4-х важнейших задач, требующих комплексной поддержки со стороны государства. Это:

– развитие предпринимательства  в регионах,

- повышение производительности  существующих предприятий и создание  новых производств, 

- создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций  в несырьевые сектора экономики,

- продвижение товаров  отечественных производителей на  внешние рынки. 

В условиях ограниченного  доступа к финансовым ресурсам на международном рынке капитала в  мире резко усилилась борьба за прямые иностранные инвестиции. При этом, Казахстан по привлекательности инвестиционного климата уступает многим своим конкурентам. Низкая конкурентоспособность кадров (по квалификации и стоимости), ненадлежащая инфраструктура, высокий уровень административных издержек.  Все эти факторы значительно снижают возможности по привлечению качественных инвестиций в экономику страны. В рамках Программы предлагается сохранить, а в случае поддержки, и расширить инвестиционные преференции, предоставляемые в соответствии Законом «Об инвестициях». Сильным инструментом будет минимально гарантированный долгосрочный гос.заказ и заказ национальных компаний, который может быть предоставлен иностранным инвесторам через Комиссию по казахстанскому содержанию.     

Кроме того, такие меры поддержки, как обеспечение внешней  инфраструктурой, субсидирование процентной ставки, частичное гарантирование кредитов могут быть предоставлены инвесторам на региональном уровне, в рамках Дорожной карты «Бизнес-2020».  Кроме того, в целях оказания сервисной поддержки инвесторов Национальное агентство по продвижению экспорта и инвестиций «KAZNEX INVEST» будет организовывать бизнес-форумы, роуд-шоу, проводить другие презентационные мероприятия по продвижению Казахстана как лучшего места для инвестиций. KAZNEX INVEST будет осуществлять и целевой поиск крупных инвесторов - ТНК со всемирно известными брендами и передовыми технологиями для реализации приоритетных проектов. Для таких инвесторов будут организованны необходимые встречи, организовано полное сопровождение, в том числе и в регионах.

Важное место в системе повышения производительности займут конструкторские бюро. Они будут исполнять роль интегрирующего звена между крупными потребителями машиностроительной продукции и ее отечественными производителями. Таким образом, деятельность КБ будет направлена на повышение эффективности таких компаний, как КТЖ, КМГ, Казахмыс, Казцинк и др. через предоставление более производительной и дешевой продукции, а также на загрузку и прибыльность машзаводов, повышение их технического уровня. Средства конструкторских бюро будут направлять на возвратной основе на приобретение необходимой для производства востребованной продукции документации, техподготовку производств, сертификацию и т.п. Еще один элемент инновационной инфраструктуры – технопарки. Технопарки должны стать технологическими инкубаторами, в которых будут оказываться консалтинговые, лабораторные и иные услуги. Средства на это также в этом году предусмотрены.    

В рамках программы «Экспорт 2020» будет продолжена работа по оказанию сервисной поддержки экспорта нашей продукции. Это:

- определение потенциальных  рынков сбыта на внешних рынках;

- поиск партнеров покупателей,  в рамках таких мероприятий  как Торговые миссии за рубежом,  Встреч «Продавцов и Покупателей»;

- расчеты логистики  оптимальных экспортных маршрутов с предоставлением информации о процедурах таможенного оформления, страхования грузов и подготовки товаросопроводительных документов. 

Для создания отечественным  экспортерам равных условий по отношению  к экспортерам других стран, именно в части оказания государственной поддержки, будут возмещаться следующие виды затрат: расходы связанные с регистрацией продукции зарубежом, с ее сертификацией, расходы связанные с содержанием представительства зарубежом, с участием в зарубежных выставках и раскруткой товара зарубежом. Ключевым механизмом реализации Государственной программы является Карта индустриализации Казахстана. Она позволит государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны.

 

3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана

В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.

Повышение эффективности  экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.

Правительство разработает  и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности  государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.

Будут приняты нормативные  правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.

Правительство обеспечит  условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики. 

Будут совершенствоваться методы государственного регулирования  экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.

Государственное планирование будет направлено на сопровождение  и управление процессами по обеспечению  роста конкурентоспособности страны.

В связи с этим будут  разработаны Стратегия  устойчивого  роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты.

Будут  изменены  требования  к  содержанию,  процедурам  разработки  и  утверждения,  реализации  государственных, отраслевых  (секторальных),  региональных  и бюджетных программ.

Будут приняты нормативные  правовые акты по:

  • внедрению стратегического планирования в государственных органах;
  • оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;
  • совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности. [13]

Будет усовершенствована методология  разработки  экономических прогнозов. 

Предстоит разработать  специальный механизм оценки влияния  предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности  экономики.

Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования.

Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.

Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг,  степень  достижения  стратегических  целей  и  задач, а также будет использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов.

Это предполагает  поэтапный  переход к  бюджету,  ориентированному на результаты,  а  также  внедрение  контрактных  обязательств по модели «заказчик-исполнитель», в первую очередь, с  администраторами  бюджетных  программ.  Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.

Информация о работе Экономический рост