Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
Таким образом, становится очевидной цель исследования данной курсовой работы – комплексный анализ изменения структуры занятости страны, вызванные трансформационными процессами в национальной экономике.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
выявить структуру рынка труда;
охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
произвести комплексный анализ российского рынка труда;
рассмотреть рынок труда в условиях кризиса и в период трансформационной экономики;
обозначить основы государственного регулирования рынка труда и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Рынок труда: понятие, специфика и его сущность
Структура рынка труда и его функции
Классификация и механизмы функционирования
Рынков труда
ГЛАВА II. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Эволюция российского рынка труда
Регулирование рынка труда в России. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ
3.1. Перспективы развития рынка труда России
3.2. Анализ рынка труда Тюменской области и перспективы
его развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
– социально-экономическая, связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
– законодательная, связанная с разработкой основных юридических норм и правил;
–
регулирование рынка труда
– защита прав всех субъектов рынка труда;
– многогранная ролевая функция работодателя на государственных предприятиях.
Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.
Второй
компонент – экономические
Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.
Законодательные
нормы и экономические
Безработица и социальные выплаты, связанные c ней, – необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, федеральным законом «O занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIX в., a социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.5
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.
Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду c ней развиваются негосударственные структуры занятости.
Фонд занятости, так же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от федерального до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов c заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РФ, добровольные взносы предприятий и граждан.
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.
Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, a также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс, т.к. без него невозможно существование ни одной фирмы или государства, невозможен сам производственный процесс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда:6
Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев. По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать (применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (Москвы, Санкт-Петербурга и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (европейский, латиноамериканский, среднеазиатский, стран СНГ).
По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.
По критерию соотношения спроса и предложения труда — равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда.
По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.
По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т.д.
В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы. Сегментация рынков труда носит динамичный и противоречивый характер.
Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются:7
ГЛАВА
II. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ
ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка труда. Рынок найма представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства. Таким образом, рынок найма охватывает преимущественно систему распределительных и обменных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы, хотя некоторые моменты как производства, так и использования рабочей силы также находятся в сфере рыночного регулирования.
В становлении российского рынка труда выделяют два этапа:8
Первый (1991-1998г.г.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падение реальной зарплаты.
Второй (1999-2005г.г.) связан с энергичным постранформационным подъемом, сопровождавшимся положительной динамикой базовых индикаторов рынка труда.
Рынок
рабочей силы в Российской Федерации
как органическая часть рыночной
экономики формируется в
На формирование рынка труда в Российской Федерации оказывают влияние следующие макрофакторы сущностного характера:9
Несмотря на глубокий
Первоначальное падение уровня занятости с 67 до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%.11 Такая « нечувствительность» занятости была отчасти следствием распространения ее нестандартных форм, таких, как:
В различных сегментах экономический процесс общего сокращения занятости протекал крайне неравномерно. В период реформ «ядро» и «периферия» демонстрировали совершенно разную динамику.
Кардинальные изменения произошли в отраслевой структуре российской занятости. В период реформ доля работающих в сфере услуг достигла 60% общей численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой).
«Визитной» карточкой российского рынка труда стали разнообразные «античные» способы адаптации- работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки зарплаты и теневая оплата труда, натуральная оплата и производство товаров и услуг в домашних хозяйствах населения.