Совершенствование государственного регулирования рынка труда в трансформационный период экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, становится очевидной цель исследования данной курсовой работы – комплексный анализ изменения структуры занятости страны, вызванные трансформационными процессами в национальной экономике.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
выявить структуру рынка труда;
охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
произвести комплексный анализ российского рынка труда;
рассмотреть рынок труда в условиях кризиса и в период трансформационной экономики;
обозначить основы государственного регулирования рынка труда и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Рынок труда: понятие, специфика и его сущность
Структура рынка труда и его функции
Классификация и механизмы функционирования
Рынков труда
ГЛАВА II. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Эволюция российского рынка труда
Регулирование рынка труда в России. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ
3.1. Перспективы развития рынка труда России
3.2. Анализ рынка труда Тюменской области и перспективы
его развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Становление и формирование рынка труда.doc

— 230.50 Кб (Скачать)
    • во-первых,  наблюдается устойчивая отрицательная динамика демографических показателей,  что является следствием депопуляционных процессов. В условиях актуальности проблемы социальных гарантий населения, низкого уровня жизни,  зачастую вынужденного активного участия женщин впроцессе общественного производства,  ставится под сомнение возможность в ближайшее время решить демографическую проблему;
    • во-вторых,  несмотря на рост численности населения в трудоспособном возрасте,  уровень экономической активности и уровень занятости данной возрастной группы значительно снизился.  При довольно «скромной»  социальной поддержке,  разнонаправленную динамику указанных показателей можно объяснить высоким уровнем теневой занятости;
    • в-третьих,  наблюдается значительно возросший,  но не востребованный образовательный и квалификационный уровень населения страны на фоне глубокого экономического спада. Данный факт говорит о том, что образовательные и экономические реформы осуществляются независимо друг от друга.

 

    ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ 

     3.1. Перспективы развития  рынка труда России 

     Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в  области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости.23

     Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка  труда являются:24

    • содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
    • обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
    • обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
    • содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

     Решение задач по содействию занятости и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан России.

     С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия трудоустроенности.

     Приоритетными направлениями государственной  политики в области регулирования рынка труда являются:25

    • совершенствование законодательства России в области содействия занятости;
    • совершенствование системы мониторинга и прогнозирования коньюнктуры труда;
    • обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
    • развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
    • развитие кадрового потенциала;
    • оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
    • стимулирование экономической активности населения;
    • повышение качества рабочих мест.

     Совершенствование законодательства России в области  содействия трудоустроенности должно отвечать современным тенденциям в  социально-трудовой сфере в связи  с углублением различий в содержании труда и формах его организации  в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

     Расширение  гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

     Совершенствование законодательства России в области  содействия трудоустроенности будет  осуществляться по следующим приоритетным направлениям:26

     - гармонизация законодательства  России в области содействия  занятости с международными нормами;

     - совершенствование законодательства  России в целях повышения гибкости  российского рынка труда, включая  законодательное регулирование  возникающих новых форм трудовых отношений;

     - совершенствование разграничения  полномочий в сфере регулирования  рынка труда между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления;

     - совершенствование механизма реализации  государственных гарантий по  трудоустройству безработных граждан,  обладающих недостаточной конкурентоспособностью  на рынке труда и испытывающих  трудности при трудоустройстве,  включая инвалидов и женщин, имеющих  малолетних детей;

     - нормативно-правовое обеспечение  внедрения профессиональных стандартов;

     - реформирование системы государственной  социальной поддержки безработных  граждан с целью стимулирования  их к активному поиску работы.

     С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения. 

    3.2. Анализ рынка труда Тюменской области и перспективы

    его развития 

     Ситуация  на рынке труда Тюменской области в 2010 году формировалась в условиях положительной динамики большинства показателей социально-экономического развития.

           Индекс промышленного  производства в январе - декабре  составил 128,2% к уровню показателя соответствующего периода предыдущего года, объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство» -103,0%, грузооборот автомобильного транспорта - 121,5%.27

           Денежные доходы населения увеличились по сравнению  с 2009 годом на 5,2%, среднемесячная начисленная  заработная плата одного работника номинальная составила 22346 рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 7,7%, реальная - на 3,4%.

           Уменьшились масштабы неполной занятости работников, чему способствовала реализация мероприятий  программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. Так, численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя и численность работников, находившихся в простое по вине работодателя в декабре по сравнению с началом года уменьшилась в 2,3 раза.  

           По данным еженедельного  мониторинга рынка труда с 1 октября 2008 года по 29 декабря 2010 года в 287 организациях области предполагалось увольнение 7509 работников, из них в 2010 году – 3163 человека. С начала высвобождения уволено 6920 человек, из них в 2010 году – 2574 человека.  По состоянию на конец года центрами занятости населения получена информация о высвобождении в 2011 году 364 работников предприятий.

           По оценке Тюменьстата  в декабре численность экономически активного населения в области составила 688,4 тыс. человек или 50,8% от общей численности населения, что на 5,2 тыс. человек или 0,8% выше, чем в начале года.

           Из численности  экономически активного населения 643,3 тыс. человек (93,4%) заняты в экономике области, 45,1 тыс. человек (6,6%) в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как безработные. В январе 2010 года эти показатели соответственно составляли 629,3 тыс. человек (92,1%) и 53,9 тыс. человек (7,9%), т.е. в течение года наблюдался рост численности граждан, занятых экономической деятельностью и снижение общей численности безработных граждан (по МОТ).

           Ситуация на рынке  труда характеризовалась снижением  численности зарегистрированных в  органах службы занятости безработных граждан и напряженности на рынке рабочей силы.

           В результате предпринимаемых  органами службы занятости мер снизилась  продолжительность безработицы  с 5,2 месяцев в 2009 году до 4,7 месяцев  в 2010 году. Почти на 17% снизилась численность безработных граждан, состоящих на учете более года.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рынок труда — это такая экономическая  среда или пространство, на котором  в результате конкуренции между  экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается  определенный объем занятости и уровень оплаты труда. Это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила».

     Современный рынок руда в России неоднороден. Он представляет собой многослойную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".

     Для нашего рынка характерны стихийное  его формирование, становление и  развитие, пока еще не сложилась  единая инфраструктура рынка труда, что же касается биржи труда, то она  занимается в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.

           Нынешний экономический  кризис, поразивший российскую экономику еще во второй половине 2008 года, нанес сильнейший удар по всем основным сегментам делового сектора российской экономики. Очень сильно от этого пострадал рынок труда, что привело к увеличению числа безработных в стране.

           С началом кризиса  стало ясно, что развитие российского  рынка труда подошло к институциональной развилке: удастся ли прежней модели подтвердить свою жизнеспособность или же она будет вытеснена какой-то иной моделью с иным, более "стандартным" алгоритмом функционирования? В конечном счете, ответ на этот вопрос будет зависеть от соотношения между альтернативными способами адаптации. Преобладание методов "ценовой" и "временной" подстройки будет свидетельствовать об устойчивости сложившейся ранее модели, преобладание методов "количественной" подстройки – о ее сломе и постепенном преодолении. И то, как поведет себя российский рынок труда в нынешних "шоковых" условиях, во многом предопределит траекторию его последующей эволюции.

           На рубеже 2008-2010 годов государство приняло целый ряд важных решений, связанных с регулированием рынка труда. Одни были разработаны и намечены к принятию еще в период быстрого экономического роста, другие стали непосредственной реакцией на начавшийся кризис. Неожиданно высокая активность, проявленная государством впервые кризисные месяцы, вполне могла изменить привычный ход работы российского рынка труда, направив его реакцию по иному руслу, чем прежде.

           Правительством была разработана и принята специальная  антикризисная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности  на рынке труда. Определены четыре основных направления ее реализации: организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения; организация общественных работ и создание временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения; содействие переезду работников, находящихся под риском увольнения, для замещения рабочих мест в других регионах; содействие малому предпринимательству и самозанятости среди безработных.

Информация о работе Совершенствование государственного регулирования рынка труда в трансформационный период экономики