Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
Таким образом, становится очевидной цель исследования данной курсовой работы – комплексный анализ изменения структуры занятости страны, вызванные трансформационными процессами в национальной экономике.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
выявить структуру рынка труда;
охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
произвести комплексный анализ российского рынка труда;
рассмотреть рынок труда в условиях кризиса и в период трансформационной экономики;
обозначить основы государственного регулирования рынка труда и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Рынок труда: понятие, специфика и его сущность
Структура рынка труда и его функции
Классификация и механизмы функционирования
Рынков труда
ГЛАВА II. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Эволюция российского рынка труда
Регулирование рынка труда в России. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ
3.1. Перспективы развития рынка труда России
3.2. Анализ рынка труда Тюменской области и перспективы
его развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современное содержание принципа свободы трудового договора характеризуется деловым сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения эффективности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т. п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и ренты, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства Российской Федерации. Эти договоры в отличие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, развитии предприимчивости и воспитании чувства ответственности за судьбу производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда. распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.
В соответствии со ст. 9 закона о занятости населения граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы трудоустроенности в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. 17Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости населения.
С
позиций эффективной
Впервые в нашем законодательстве (ст. 10 закона о трудоустроенности) легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.
Правовое положение граждан на рынке труда и в сфере занятости гарантируется установленным ст. 11 закона о занятости населения правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы трудоустроенности и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости населения, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ. При этом важно подчеркнуть, что в вышестоящий орган службы занятости гражданин вправе обратиться с жалобой в любых случаях нарушения его правового положения органами и должностными лицами службы трудоустроенности. Что касается обращения с жалобой в суд (к мировому судье), то ее рассмотрение зависит от того, находится ли ее рассмотрение в компетенции (подведомственности, подсудности) суда (мирового судьи).
К мировому судье как органу первой инстанции гражданин вправе обратиться в случаях отказа работодателя заключить с ним трудовой контракт по направлению органов службы занятости населения (на квотированные рабочие места).
Условием
решения этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения на
основе экономического роста, но и развитие
законодательства, и соответственное
изменение общественного отношения к
данным проблемам.
2.2.Особенности
российского рынка труда
в период трансформационной
экономики
За
годы реформ в экономике России наблюдаются
серьезные структурные
Экономические
трансформации явились
Численность занятых, в том числе занятых в трудоспособном возрасте сократилась за аналогичный период на 0,3 и 0,7 млн.чел. Уровень занятости снизился на 3,5 п.п. , уровень занятости трудоспособного населения снизился еще более значительно – на 6,1 п.п. Значительно увеличилась численность безработных среди населения в трудоспособном возрасте – на 1,3 млн.чел. Уровень безработицы в 2008 году превышает аналогичный показатель 1992 года на 2,2 п.п. По существу, основные количественные показатели экономической активности населения по итогам 2008 года не достигли уровня периода начала экономических реформ, но с 2000 года, несомненно, прослеживается положительная динамика анализируемых показателей, что вполне объяснимо наметившимся с 2000 г. экономическим ростом. 20
Гендерная структура экономически активного населения страны также претерпела изменения. Анализ статистических данных показал сокращение абсолютных и относительных показателей численности мужчин в составе экономически активного населения за период с 1992 по 2008 гг. Так, численность мужчин и удельный вес мужчин в составе экономически активного населения сократилась на 1,7 млн.чел. и 1,8 п.п. соответственно. Численность женщин и их доля в экономически активном населении увеличилась за аналогичный период на 1,3 млн.чел. и 1,8 п.п. соответственно. На протяжении всего анализируемого периода уровень экономической активности мужчин снижался и к 2008 году сокращение составило 5,4 п.п. Уровень экономической активности женщин также снизился, но в меньшей степени – на 1,2 п.п. Уровень занятости мужчин и женщин с 1995 года имеет положительную динамику, но по отношению к 1992 году уровень мужской занятости снизился в 4 раза больше, чем уровень занятости женщин. Сравнительный анализ уровня безработицы среди мужчин и женщин показал, что на протяжении всего анализируемого периода уровень «мужской» безработицы выше уровня «женской». Статистически значимая положительная динамика экономической активности женщин вполне объяснима изменениями в структуре общественного производства. Так, значительное сокращение доли промышленного сектора в структуре ВВП сопровождается значительным сокращением традиционно «мужских» рабочих мест, а увеличение доли сектора услуг, соответственно, ростом числа «женских» рабочих мест.
За анализируемый период значительные изменения претерпела образовательная структура экономически активного населения. Так, доля экономически активного населения с высшим и начальным профессиональным образованиям увеличилась более чем на 7,0 п.п. каждая, на 7,8 п.п. сократилось предложение рабочей силы со стороны лиц, имеющих среднее профессиональное образование, более чем в 2 раза сократилась численность экономически активного населения со средним (полным) общим и основным общим образованием.
Изменилась и квалификационная структура занятого населения. За исследуемый период доля руководителей от общего числа занятого населения увеличилась на 56,2 п.п., специалистов высшего уровня квалификации – на 61,2 п.п. Сохраняется относительно постоянная численность специалистов среднего уровня квалификации и квалифицированных рабочих. Численность неквалифицированных работников сократилась на 27,2 п.п. Таким образом, значительно увеличилась доля наиболее квалифицированной профессиональной группы. Сокращение неквалифицированной группы вполне объяснимо тем, что данная профессиональная группа представлена в основном нелегальными мигрантами из ближнего зарубежья, статистический учет которых практически невозможен.
Повышение образовательного и квалификационного уровней в структуре экономически активного населения можно было бы объяснить возросшими требованиями к качеству рабочей силы в связи с модернизацией производства. Однако данные показывают, что образовательный и квалификационный уровень занятого населения растет опережающими темпами в сравнении с темпами и качеством экономического роста. Высокий уровень безработицы за период с 1992 по 2000 гг. побудил ищущих работу и уже занятых в экономике приобретать высшее образование как конкурентное преимущество и гарантию сохранения рабочего места. В свою очередь, коммерциализация высшего образования обеспечила его доступность для населения даже отдаленных регионов страны, удовлетворяя спрос на приобретение необходимого конкурентного преимущества.
Так число высших учебных заведений с 1992 по 2008 гг. увеличилось на 107,1 п.п. из них 40,6% приходится на негосударственные высшие школы. Число студентов ВУЗов за аналогичный период возросло с 2613 тыс.чел. до 7461 тыс.чел., что составляет 186,0 п.п. прироста. Число образовательных учреждений начального профессионального образования и численность их выпускников за анализируемый период сократилось на 25,8 п.п. и 29,3 п.п. соответственно, но вакансии, предоставляемые работодателями в службу занятости, указывают на возросший спрос на рабочие специальности.
Определяющим фактором количественных параметров экономически активного населения является демографический. Так, за период с 1992 по 2008 гг. численность постоянного населения в стране сократилась на 6,5 млн.чел. Значительно сократилось население моложе трудоспособного возраста как по абсолютному (на 13,4 млн.чел.) так и по относительному показателям ( на 8,4 п.п.). Численность населения старше трудоспособного возраста сократилась на 1,7 млн.чел., что объяснимо ростом смертности в данной возрастной группе, но удельный вес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны увеличился на 2,0 п.п.21
С 1990 года по 1995 естественная убыль населения возросла в 4 раза, и на протяжении всего исследуемого периода анализируемый показатель продолжал увеличиваться, а к 2008 году стал сокращаться за счет роста рождаемости и сокращения смертности, хотя смертность все еще более чем в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 1990 года. Таким образом, сохраняется тенденция снижения общей численности населения, в том числе населения моложе трудоспособного возраста на фоне низкой рождаемости и высокой смертности, что влечет за собой старение населения страны.
Значительный миграционный приток населения в 90-х г.г. положительно сказался на численности населения страны, но не обеспечил стабилизации демографической ситуации. Анализ статистических показателей за период с 1992 по 2008гг. показал, что миграционное движение населения на территории РФ в основном осуществлялось в направлении из села в город внутри одного региона, причем, к 2008 году отток сельских жителей в города увеличился на 20,0 п.п., создавая дополнительную нагрузку на рынок труда крупных городов. Дефицит жилья, «дикий» рынок съемного жилья, ограничения по регистрации, отсутствие оперативной информации о наличии вакансий – это далеко не полный перечень причин, значительно ограничивающий внутреннюю мобильность рабочей силы, что препятствует наиболее эффективному использованию имеющегося трудового потенциала.
Положительный опыт командно-административной системы хозяйствования дореформенной России в решении проблем региональной несбалансированности рынка труда вполне может быть и сегодня действенным механизмом. К мероприятиям, регулирующим миграцию можно отнести: правительственные программы по межрегиональной и внутрирегиональной миграции; обеспечение ведомственным жильем; формирование и регулирование рынка арендованного жилья; льготное кредитование частного строительства в трудодефицитных регионах; формирование материальных и нематериальных особых преимуществ миграции, таких как доплаты, бонусы, более ранний выход на пенсию и т.д.
В
настоящее время программы