Совершенствование государственного регулирования рынка труда в трансформационный период экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, становится очевидной цель исследования данной курсовой работы – комплексный анализ изменения структуры занятости страны, вызванные трансформационными процессами в национальной экономике.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
выявить структуру рынка труда;
охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
произвести комплексный анализ российского рынка труда;
рассмотреть рынок труда в условиях кризиса и в период трансформационной экономики;
обозначить основы государственного регулирования рынка труда и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Рынок труда: понятие, специфика и его сущность
Структура рынка труда и его функции
Классификация и механизмы функционирования
Рынков труда
ГЛАВА II. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Эволюция российского рынка труда
Регулирование рынка труда в России. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ
3.1. Перспективы развития рынка труда России
3.2. Анализ рынка труда Тюменской области и перспективы
его развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Становление и формирование рынка труда.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Современное содержание принципа свободы трудового  договора характеризуется деловым сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения эффективности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т. п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и ренты, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства Российской Федерации. Эти договоры в отличие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, развитии предприимчивости и воспитании чувства ответственности за судьбу производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда. распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда.

     В соответствии со ст. 9 закона о занятости  населения граждане имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы трудоустроенности в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

     При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. 17Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости населения.

     С позиций эффективной трудоустроенности  мы полагаем целесообразным ставить на учет в службе занятости населения и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

     Впервые в нашем законодательстве (ст. 10 закона о трудоустроенности) легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности.

     Правовое  положение граждан на рынке труда  и в сфере занятости гарантируется установленным ст. 11 закона о занятости населения правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы трудоустроенности и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости населения, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ. При этом важно подчеркнуть, что в вышестоящий орган службы занятости гражданин вправе обратиться с жалобой в любых случаях нарушения его правового положения органами и должностными лицами службы трудоустроенности. Что касается обращения с жалобой в суд (к мировому судье), то ее рассмотрение зависит от того, находится ли ее рассмотрение в компетенции (подведомственности, подсудности) суда (мирового судьи).

     К мировому судье как органу первой инстанции гражданин вправе обратиться в случаях отказа работодателя заключить с ним трудовой контракт по направлению органов службы занятости населения (на квотированные рабочие места).

     Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства, и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам. 

     2.2.Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики 

     За  годы реформ в экономике России наблюдаются  серьезные структурные трансформации. Произошло резкое повышение доли услуг в структуре ВВП (до 58%), которое  можно было бы расценить как признак  приближения России к уровню развитых стран по структуре общественного производства.18 Но рост данного сектора в российской экономике в реальности произошел не за счет развития информационных, медицинских и образовательных услуг, а из-за непомерного роста торгово-посреднической деятельности. Расширение пятого технологического уклада, ключевым фактором которого является микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная оптоволоконная техника, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги, в России носит имитационный характер и происходит на импортной технологической базе, что позволяет передовым странам получать сверхприбыль от присвоения интеллектуальной ренты как собственникам наиболее передовых технологий.

     Экономические трансформации явились определяющим фактором формирования российского  рынка труда в пореформенный период. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 года по абсолютным показателям увеличилась с 1992 по 2008 гг. на 0,2 млн. человек, но число экономически активного населения в трудоспособном возрасте сократилось на 0,2 млн. человек, что свидетельствует о том, что рост численности данной категории населения обеспечен возрастной группой моложе и старше трудоспособного возраста. 19

     Численность занятых,  в том числе занятых  в трудоспособном возрасте сократилась за аналогичный период на 0,3  и 0,7  млн.чел. Уровень занятости снизился на 3,5 п.п. , уровень занятости трудоспособного населения снизился еще более значительно – на 6,1 п.п. Значительно увеличилась численность безработных среди населения в трудоспособном возрасте – на 1,3 млн.чел. Уровень безработицы в 2008 году превышает аналогичный показатель 1992 года на 2,2 п.п. По существу, основные количественные показатели экономической активности населения по итогам 2008 года не достигли уровня периода начала экономических реформ, но с 2000  года,  несомненно,  прослеживается положительная динамика анализируемых показателей,  что вполне объяснимо наметившимся с 2000  г.  экономическим ростом.  20

     Гендерная структура экономически активного  населения страны также претерпела изменения.  Анализ статистических данных показал сокращение абсолютных и относительных показателей численности мужчин в составе экономически активного населения за период с 1992 по 2008 гг. Так,  численность мужчин и удельный вес мужчин в составе экономически активного населения сократилась на 1,7  млн.чел.  и 1,8  п.п.  соответственно. Численность женщин и их доля в экономически активном населении увеличилась за аналогичный период на 1,3  млн.чел.  и 1,8  п.п.  соответственно.  На протяжении всего анализируемого периода уровень экономической активности мужчин снижался и к 2008  году сокращение составило 5,4 п.п. Уровень экономической активности женщин также снизился, но в меньшей степени – на 1,2 п.п. Уровень занятости мужчин и женщин с 1995  года имеет положительную динамику,  но по отношению   к 1992  году уровень мужской занятости снизился в 4  раза больше,  чем уровень занятости женщин.  Сравнительный анализ уровня безработицы среди мужчин и женщин показал,  что на протяжении всего анализируемого периода уровень «мужской» безработицы выше уровня «женской».  Статистически значимая положительная динамика экономической активности женщин вполне объяснима изменениями в структуре общественного производства.  Так,  значительное сокращение доли промышленного сектора в структуре ВВП   сопровождается значительным сокращением традиционно «мужских»  рабочих мест,  а увеличение доли сектора услуг, соответственно, ростом числа «женских» рабочих мест. 

     За  анализируемый период значительные изменения претерпела образовательная структура экономически активного населения. Так, доля экономически активного населения с высшим и начальным профессиональным образованиям увеличилась более чем на 7,0  п.п.  каждая,  на 7,8  п.п.  сократилось предложение рабочей силы со стороны лиц,  имеющих среднее профессиональное образование, более чем в 2 раза сократилась численность экономически активного населения со средним (полным) общим и основным общим образованием.

     Изменилась  и квалификационная структура занятого населения.  За исследуемый период доля руководителей от общего числа занятого населения увеличилась на 56,2  п.п.,  специалистов высшего уровня квалификации –  на 61,2 п.п.  Сохраняется относительно постоянная численность специалистов среднего уровня квалификации и квалифицированных рабочих. Численность неквалифицированных работников сократилась на 27,2  п.п.  Таким образом, значительно увеличилась доля наиболее квалифицированной профессиональной группы.  Сокращение неквалифицированной группы вполне объяснимо тем,  что данная профессиональная группа представлена в основном нелегальными мигрантами из ближнего зарубежья,  статистический учет которых   практически невозможен.

     Повышение образовательного и квалификационного   уровней в структуре экономически активного населения можно было бы объяснить возросшими требованиями к качеству рабочей силы в связи с модернизацией производства. Однако данные показывают,  что образовательный и квалификационный уровень занятого населения растет опережающими темпами в сравнении с темпами и качеством экономического роста. Высокий уровень безработицы за период с 1992 по 2000  гг.  побудил   ищущих работу и уже занятых в экономике приобретать высшее образование как конкурентное преимущество и гарантию сохранения рабочего места.  В свою очередь,  коммерциализация высшего образования обеспечила его доступность для населения даже отдаленных регионов страны, удовлетворяя спрос на приобретение необходимого конкурентного преимущества.

     Так число высших учебных заведений  с 1992 по 2008 гг. увеличилось на 107,1 п.п. из них 40,6%  приходится на негосударственные высшие школы. Число студентов ВУЗов за аналогичный период возросло с 2613  тыс.чел.  до 7461  тыс.чел.,  что составляет 186,0  п.п.  прироста.  Число образовательных учреждений начального профессионального образования и численность их выпускников за анализируемый период сократилось на 25,8  п.п.  и 29,3  п.п.  соответственно,  но вакансии, предоставляемые работодателями в службу занятости,  указывают на возросший спрос на рабочие специальности. 

     Определяющим  фактором количественных параметров экономически активного населения является демографический. Так, за период с 1992 по 2008 гг. численность постоянного населения в стране сократилась на 6,5  млн.чел. Значительно сократилось население моложе трудоспособного возраста как по абсолютному (на 13,4 млн.чел.) так и по относительному показателям ( на 8,4 п.п.). Численность населения старше трудоспособного возраста сократилась на 1,7 млн.чел.,  что объяснимо ростом смертности в данной возрастной группе, но удельный вес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны увеличился на 2,0 п.п.21

     С 1990 года по 1995  естественная убыль  населения возросла в 4  раза,  и на протяжении всего исследуемого периода анализируемый показатель продолжал увеличиваться,  а к 2008  году стал сокращаться за счет роста рождаемости и сокращения смертности, хотя смертность все еще более чем в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 1990  года.  Таким образом,   сохраняется тенденция снижения общей численности населения,  в том числе населения моложе трудоспособного возраста на фоне низкой рождаемости и высокой смертности, что влечет за собой старение населения страны. 

     Значительный  миграционный приток населения в 90-х  г.г.   положительно сказался на численности населения страны,  но не обеспечил стабилизации демографической ситуации.  Анализ статистических показателей за период с 1992 по 2008гг.  показал,  что миграционное движение населения на территории РФ в основном осуществлялось в направлении из села в город внутри одного региона, причем,  к 2008  году отток сельских жителей в города увеличился на 20,0  п.п., создавая дополнительную нагрузку на рынок труда крупных городов.  Дефицит жилья, «дикий»  рынок съемного жилья,  ограничения по регистрации,  отсутствие оперативной информации о наличии вакансий –  это далеко не полный перечень причин,  значительно ограничивающий внутреннюю мобильность рабочей силы, что препятствует наиболее эффективному использованию имеющегося трудового потенциала.

     Положительный опыт командно-административной системы хозяйствования дореформенной России в решении проблем региональной несбалансированности рынка труда вполне может быть и сегодня действенным механизмом.  К мероприятиям,  регулирующим миграцию можно отнести:  правительственные программы по межрегиональной и внутрирегиональной миграции;  обеспечение ведомственным жильем;  формирование и регулирование рынка арендованного жилья;  льготное кредитование частного строительства в трудодефицитных регионах;  формирование материальных и нематериальных особых преимуществ миграции, таких как доплаты, бонусы, более ранний выход на пенсию и т.д.

     В настоящее время программы быстрой  переподготовки,  повышения квалификации,  освоение смежных специальностей осуществляются на базе центров занятости.  Менее широкое распространение получили формы корпоративного образования и формирование учебных центров на базе предприятий.  Учебные центры на предприятиях имеют готовую производственную базу,   и работники могут пройти практику и стажировку в цехах предприятия.  На наш взгляд,  правильно было бы объединить усилия государства и бизнеса по подготовке квалифицированных специалистов посредством долевого финансирования образовательных программ.  Таким образом, теоретический анализ позволил сформулировать следующие выводы:22 

Информация о работе Совершенствование государственного регулирования рынка труда в трансформационный период экономики