Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
Таким образом, становится очевидной цель исследования данной курсовой работы – комплексный анализ изменения структуры занятости страны, вызванные трансформационными процессами в национальной экономике.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
выявить структуру рынка труда;
охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
произвести комплексный анализ российского рынка труда;
рассмотреть рынок труда в условиях кризиса и в период трансформационной экономики;
обозначить основы государственного регулирования рынка труда и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
Рынок труда: понятие, специфика и его сущность
Структура рынка труда и его функции
Классификация и механизмы функционирования
Рынков труда
ГЛАВА II. РЫНОК ТРУДА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Эволюция российского рынка труда
Регулирование рынка труда в России. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ЭКОНОМИКИ
3.1. Перспективы развития рынка труда России
3.2. Анализ рынка труда Тюменской области и перспективы
его развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Несвоевременная и скрытая
На
протяжении большей части переходного
периода российский рынок труда
регулировался
С точки зрения регулирования
форм занятости КЗоТ
Резюмируя сказанное, можно
Цивилизованный
рынок труда в России находится в стадии
становления. В советский период его развитие
сдерживалось, с одной стороны, высокой
монополизацией экономики, жестким государственным
регулированием заработной платы, с небольшой
ее дифференциацией в зависимости от результатов
труда, отсутствием рынка жилья, административными
ограничениями на переезд в другие города.
С другой стороны, работников привязывало
к предприятиям высокая доля услуг, льгот,
получаемых за счет социальных фондов
предприятий, которые в первую очередь
предоставлялись лицам, имевшим большой
стаж работы на данном предприятии. В частности,
работники крупных предприятий получали
жилье, могли устроить своих детей в детский
сад, лагерь, получить бесплатные или льготные
путевки в дома отдыха, профилактории,
санатории и т.д.
Вместе с тем политика, государства на планомерное распределение и перемещение работников, не исключала стихийной миграции, скажем переезде людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Европейскую часть бывшего Советского Союза.
В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мобильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов, в первую очередь Москвы.
Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие завершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся:
В
России еще сохранился большой государственный
сектор в экономике, преобладает сеть
государственных учебных заведений всех
типов, готовящая кадры специалистов и
квалифицированных рабочих для всех секторов
экономики. Это серьезная база для развития
внешнего (общенационального) рынка труда.
Разукрупнение предприятий, появление
множества мелких фирм также стимулирует
формирование внешнего рынка, передача
социальных объектов предприятий в собственность
муниципальных органов самоуправления
укрепляет позиции внешнего рынка. Но
наряду с ним формируется внутренний рынок.
Возникло и увеличивается число частных
учебных заведений, хотя учащихся в них
немного, сохраняется еще база для подготовки
рабочей силы на предприятиях. Они создают
основу для развития внутреннего рынка.
Но можно с уверенностью сказать, что доминирующим
будет внешний рынок.
2.2.Регулирование
рынка труда в России.
Основные направления
государственного регулирования
рынка труда
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде “Исследование о природе и причинах богатства”.13 Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит “невидимая рука” – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Достижение
оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-
Перспективы
занятости определяются динамикой
и уровнем экономической
Для
обеспечения экономического роста,
сопровождаемого увеличением
Реализация
этих требований возможна лишь на основе
использования развитого
Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.
Для
обеспечения занятости
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.
Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.
Главная
функция государства на рынке
труда — обеспечение его
Правовые,
экономические и
Эти
положения в общих чертах определяют
государственную политику в области
обеспечения занятости
Среди этого законодательства следует выделить, прежде всего, Федеральный Закон «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями (последние изменения от 27.12.2009г.).15 Особое место занимает также Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. (в ред. 24.07.2009 г.), который в частности и регулирует ту минимальную оплату за труд, на которую может рассчитывать работник.16 На сегодняшний день минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей. Однако, с 1 июня 2011 года размер МРОТ проиндексируют на 6,5 %.
Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости населения, важнейшим следует признать их право на выбор места работы (ст. 9 закона о трудоустроенности). Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю — организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой контракт. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости населения или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 закона о трудоустроенности).
В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда — принцип свободы трудового договора.