Управление издержками на предприятии с целью их минимизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение управления издержками предприятия с целью их минимизации.
Задачами работы являются:
- дать понятие издержек обосновать их значимость для предприятии
- рассмотреть классификацию издержек и методы их подсчета
- выявить задачи анализа и резервы сокращения издержек
- рассмотреть экономическую характеристику предприятия ОАО «Хлеб»
- изучить характеристику издержек ОАО «Хлеб»
- проанализировать издержки ОАО «Хлеб» в 2008, 2009, 2010 годах
- определить направления оптимизации структуры издержек в ОАО «Хлеб»

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы управления издержками на предприятии... 6
1.1. Понятие и значение издержек на предприятии………………………6
1.2. Классификация издержек и их оценка………………………………..9
Глава 2. Управление издержками ОАО «Хлеб»……………………….……..22
2.1. Экономическая характеристика предприятия………………………..22
2.2. Характеристика издержек ОАО «Хлеб»……………………………...27
2.3. Анализ издержек в ОАО «Хлеб» в 2008, 2009, 2010 годах………….31
Глава 3. Пути минимизации издержек в ОАО «Хлеб»……………………….37
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………………...43
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….   3 
Глава 1. Теоретические основы управления издержками на предприятии... 6 
      1.1. Понятие и значение издержек на предприятии………………………6 
      1.2. Классификация издержек и их оценка………………………………..9 
Глава 2. Управление издержками ОАО «Хлеб»……………………….……..22 
      2.1. Экономическая характеристика предприятия………………………..22 
      2.2. Характеристика издержек ОАО «Хлеб»……………………………...27 
      2.3. Анализ издержек в ОАО «Хлеб» в 2008, 2009, 2010 годах………….31 
Глава 3. Пути минимизации издержек в ОАО «Хлеб»……………………….37 
Заключение………………………………………………………………………40 
Список использованной литературы…………………………………………...43  
Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Издержки производства, затраты на производство, себестоимость  – важнейшие экономические категории, от которых зависит эффективность работы предприятия, его рентабельность и прибыльность.

Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда  актуально оценка столь немаловажного  фактора, как издержки предприятия, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса.

Актуальность проблемы заключается в том, что работа по минимизации издержек позволяет  предприятию выйти не только на оптимальные  параметры работы, но и на максимально возможную прибыль. Предприятия должны вести не только работу по снижению средних издержек, но и минимизировать издержки, чтобы таким образом выйти на тот уровень, который характерен для сложившихся условий. В рыночных условиях предприятие само определяет какую продукцию ему производить, какую технику и технологии применять. Причем в современных условиях эта проблема стоит как перед частным предприятием, так и перед государственным, малым и крупным. В связи с этим вполне очевидна актуальность минимизации издержек. При прочих равных условиях минимизация затрат - это главный источник повышения конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования является деятельность ОАО «Хлеб» в 2008 -2010 гг.

Целью данной работы является изучение управления издержками предприятия с целью их минимизации.

Задачами работы являются:

- дать понятие издержек  обосновать их значимость для предприятии

- рассмотреть классификацию издержек и методы их подсчета

- выявить задачи анализа и резервы сокращения издержек

- рассмотреть экономическую характеристику предприятия ОАО «Хлеб»

- изучить характеристику издержек ОАО «Хлеб»

- проанализировать издержки ОАО «Хлеб» в 2008, 2009, 2010 годах

- определить направления оптимизации структуры издержек в ОАО «Хлеб»

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, заключения, приложений.

Источниками анализа издержек предприятия являются все формы финансовой отчетности предприятия за 2008 – 2010 гг.: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, годовой отчет.

Во введении обосновывается актуальность изучаемых вопросов и  выбор темы, цель и задачи работы.

В первой главе курсовой работы раскрываются понятие и значение издержек предприятия, классификация и методы подсчета издержек, задачи анализа и резервы сокращения издержек. Во второй главе дается экономическая характеристика предприятия, анализируются издержки предприятия. В третьей главе даются практические рекомендации по снижению издержек предприятия.

В заключении указываются  обобщенные выводы, сделанные в результате изучения данной темы, перечислены недостатки, выявленные в работе анализируемого предприятия, формируются предложения по устранению недостатков и оптимизации структуры издержек ОАО «Хлеб».

При написании курсовой работы использованы формы финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия за 2008-2010 гг., законодательно - нормативные акты, учебные пособия, журнальные статьи.

Исходной базой для написания курсовой работы являются методические рекомендации, а также труды таких ученых в области финансов и финансового анализа, как Савицкая Г. В., Тертышник М. И., Чернышев Б. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы управления издержками на предприятии

1.1. Понятие  и значение издержек на предприятии

Каждая производственная единица (предприятие) стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Главным препятствием к достижению этого является спрос на готовую продукцию и издержки производства. Значение издержек производства является одним из условий успеха на рынке.

Они находят свое выражение  в показателях себестоимости  продукции, которая характеризует  сумму издержек производства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений в целевые внебюджетные фонды.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т. е. самоокупаемости - основополагающей признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость - один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.1

         Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы необходимых для производства товара, а так же от технологий их использования. Цена, по которой приобретаются ресурсы, независима от предприятия. Следовательно, для предпринимателя очень важен технологический аспект формирования издержек производства, с одной стороны, количество привлекаемых ресурсов и качество их использования, с другой стороны. То есть каждое предприятие стремиться выбрать такой технически эффективный процесс производства, который обеспечивал бы наименьшие издержки производства.

В официальных документах и авторских публикациях термины «затраты», «расходы», «издержки производства», «затраты на производство» нередко употребляют в самых разных значениях.

 

  1 Барнгольц С. Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М., 2006. С. 96 .

Понятие «расходы» применяется  в нескольких смысловых значениях: расходы от обычных видов деятельности (ПБУ 10/99); расходы отчетного периода; расходы в целях налогообложения (глава 25 НК РФ). Согласно главе 25 НК РФ расходами признаются любые затраты для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.2

По одному мнению, затраты  и расходы - разные понятия: затраты - не что иное, как расходы, приходящиеся по времени на отчетный период, а расходы - использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вне связи с определенным отчетным периодом (уменьшение экономических выгод). Первые связаны с предпринимательской деятельностью и поэтому образуют себестоимость продукции (работ, услуг).3 По другому мнению, затраты и расходы - это синонимы.4 Нередко можно встретить словосочетания «издержки производства» и «затраты на производство» либо в одинаковом, либо в разных значениях.

Понятие расходов организации включает в себя понятие издержек на производство и понятие производственных затрат , так как расходы образуются не только в сфере производства.3 С точки зрения дисциплины «Экономика промышленного предприятия» все затраты предприятия приравниваются к его издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения и издержки производства.5

 

 

 

 

 

2 Налоговый Кодекс Российской Федерации. В двух частях. (С изменениями). - 2-е изд., перераб. - М.: Приор, 2008.- 332 с.

3 Сергеев И. В. Экономика предприятия / Учебное пособие для вузов. М.: Финансы и статистика,  2006. С. 58, 65.

4 Хонгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 29.

               5 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: Инфра - М. - 2008.- 335 с.

Данная характеристика наиболее проста и понятна для  понимания. Определим, что такое  издержки . Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.

Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения  прибыли (затраты на зарплату, сырье и материалы, амортизация средств труда и т.д.)6

Издержки производства представляют собой совокупные затраты  предприятия на производство и реализацию продукции за определенный период безотносительно  к тому, приходятся затраты на законченный  продукт (что соответствует себестоимости продукции) или на незавершенное производство. В этом отношении «издержки производства» и «затраты на производство» близки по своему экономическому содержанию. Но если первое понятие обычно употребляют применительно к затратам по их назначению (т. е. затратам по статьям калькуляции, что равносильно понятию себестоимости выпущенной продукции и себестоимости незавершенного производства в разрезе калькуляционных статей), то второе (затраты на производство) обычно соотносят с затратами по экономическим элементам.

Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Изменение цен на какой либо ресурс или применение улучшенной технологии отразиться на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции.7

  Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на

 

6 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Перспектива,2006. - С.80..

7 Горфинкель В. Я. Экономика организации, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

упаковку, сортировку, транспортировку  и хранение товаров. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу и т.д.

 

                                 1.2. Классификация издержек и их оценка

 

В странах с развитыми  рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения  деятельности своего предприятия владельцы  должны учитывать экономические  издержки.

Экономические издержки – это количество (стоимость) других продуктов, которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.

Для отечественной экономики  характерен бухгалтерский подход к  оценке издержек. Тогда термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.8

Издержки могут быть внешними и внутренними. Те выплаты, которые предприятие платит поставщикам трудовых услуг, сырья, топлива, энергий, транспортных услуг, не относящиеся к владельцам данной фирмы, называются внешними издержками. Однако, фирма может использовать свои

собственные ресурсы. Издержки, связанные с использованием собственного ресурса представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки.

        8 Юркова Т.И., Юрков В.С. Экономика предприятия. Электронный учебник. 2006.

 

Под издержками упущенных  возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможного способа.

Поскольку издержки упущенных  возможностей предполагают наличие выбора между двумя возможностями, то их также называют альтернативными издержками. В число альтернативных издержек входят такие как выплата заработной платы рабочим, инвесторам, оплата ресурсов. Все эти выплаты имеют своей целью привлечение данных факторы.

Издержки упущенной  возможности, которые связаны с  оплатой ресурсов за счет денежных средств фирмы, называются явными издержками.

Явные издержки – это  альтернативные издержки, принимающие  форму прямых (денежных) платежей за факторы производства. Это такие  как: выплата заработной платы, проценты банку, гонорары менеджерам, оплата поставщикам финансовых и других услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Зачастую явные издержки делят на прямые и косвенные:

Информация о работе Управление издержками на предприятии с целью их минимизации