Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение управления издержками предприятия с целью их минимизации.
Задачами работы являются:
- дать понятие издержек обосновать их значимость для предприятии
- рассмотреть классификацию издержек и методы их подсчета
- выявить задачи анализа и резервы сокращения издержек
- рассмотреть экономическую характеристику предприятия ОАО «Хлеб»
- изучить характеристику издержек ОАО «Хлеб»
- проанализировать издержки ОАО «Хлеб» в 2008, 2009, 2010 годах
- определить направления оптимизации структуры издержек в ОАО «Хлеб»
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы управления издержками на предприятии... 6
1.1. Понятие и значение издержек на предприятии………………………6
1.2. Классификация издержек и их оценка………………………………..9
Глава 2. Управление издержками ОАО «Хлеб»……………………….……..22
2.1. Экономическая характеристика предприятия………………………..22
2.2. Характеристика издержек ОАО «Хлеб»……………………………...27
2.3. Анализ издержек в ОАО «Хлеб» в 2008, 2009, 2010 годах………….31
Глава 3. Пути минимизации издержек в ОАО «Хлеб»……………………….37
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………………...43
Приложения
На 31.12.2010 общая сумма затрат по основным затратам составила 383715 тыс.руб., из них затраты на оплату труда составили 150908 тыс.руб., отчисления на социальные нужды – 34085 тыс.руб., материальные затраты (сырье и материалы, топливо, электроэнергия и т.д.) – 166589 тыс.руб., амортизационные отчисления – 11518 тыс. руб. и прочие затраты в размере 22368 тыс. руб. Общая сумма затрат отражает полную себестоимость продукции, куда включаются переменные расходы в размере 317497 тыс. руб. и постоянные расходы 66218 тыс. руб. Темп роста полной стоимости продукции в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом составил 98,46%, то есть отмечается некоторое снижение, тогда как в 2009 г. темп роста по сравнению с 2008 г. составил 100,47%.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться при изменении объема производства, структуры продукции, уровня переменных затрат на единицу продукции, суммы постоянных расходов.20
Поскольку основной деятельностью хлебокомбината является производство хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий, сравним объем выработанной продукции в 2008-2010 гг., отраженный в табл. 3.
Таблица 3
Объем производства продукции
Наименование изделия |
Выработано в тоннах | ||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Хлебобулочные, бараночные и кондитерские изделия |
15961 |
15449 |
14633 |
20 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА- М, 2008. – С.221.
Для выявления эффективности
использования имеющихся и
Таблица 4
Результаты развития общества по приоритетным направлениям его деятельности
Экономические показатели |
2008 г. в тыс. руб. |
2009 г. в тыс. руб. |
2010 г. в тыс. руб. |
Выручка от реализации |
595278 |
540913 |
546517 |
Балансовая прибыль |
22904 |
13478 |
18235 |
Чистая прибыль |
15210 |
10057 |
14111 |
Стоимость чистых активов |
81335 |
91391 |
105502 |
Для расчета эффективности использования средств, принадлежащих собственникам, вычислим рентабельность чистых активов по чистой прибыли.
Рентабельность чистых активов = Чистая прибыль/Чистые активы
Рентабельность чистых активов = 15210/81335=0,187 – в 2008 г.
Рентабельность чистых активов = 10057/91391=0,11 – в 2009 г.
Рентабельность чистых активов = 14111/105502=0,133 – в 2010 г.
В 2009 г. по сравнению с
предыдущим годом эффективность
использования принадлежащих
Рентабельность затрат на продукцию отражает эффективность затрат на производство. Данные об объемах затрат представлены выше в табл.2. под пунктом полная себестоимость. Используя эти данные, рассчитаем рентабельность затрат на продукцию.
Рентабельность затрат на продукцию = Балансовая прибыль/Объем затрат
Рентабельность затрат на продукцию = 22904/387883=0,059(2008 г.)
Рентабельность затрат на продукцию = 13478/389719=0,034(2009 г.)
Рентабельность затрат на продукцию =18235/383715=0,047(2010 г.)
Исходя из полученных значений, в 2008 г. эффективность затрат на на производство более высокая – 0,059; чем в 2009 – 0,034 и 0,047 в 2010 г., хотя и в 2010 г. наблюдается незначительный рост.
Еще одним показателем
интенсивности использования
Рентабельность продаж = Чистая прибыль/Выручка от реализации
Рентабельность продаж =15210/595278=0,025 – в 2008 г.
Рентабельность продаж =10057/540913=0,0186 – в 2009 г.
Рентабельность продаж =14111/546517=0,026 – в 2010 г.
Величина чистой прибыли на каждый рубль реализованной продукции на начало и конец анализируемого периода примерно равна, соответственно 0,025 в 2008 г. и 0,026 – 2010 г. В 2009 г. рентабельность продаж была несколько снижена до 0,0186.
Рассмотрим следующий показатель – рентабельность продукции (Rпрод), который характеризует выгодность производства определенного вида продукции и используется при формировании плана производства на предприятии, которое выпускает широкий ассортимент продукции.21
21Тертышник М. И. Экономика предприятия: Учебно-методический комплекс. – М.: ИНФРА-М, 2009. – с 250.
Rпрод = Ппрод /С х 100% , где
Ппрод – прибыль от реализации продукции
С – себестоимость
Ппрод рассчитывается по формуле
Ппрод=Впрод – С – НДС – А; где
Впрод – выручка от реализации продукции
НДС – налог на добавленную стоимость
А – акцизы
Поскольку НДС и А анализируемого предприятия равны 0, отсюда
Ппрод= Впрод – С
Ппрод=595278 – 387883=207395 - в 2008 г.
Ппрод=540913 – 389719=151191 - в 2009 г.
Ппрод=546517 – 383715=162802 - в 2010 г.
Получившиеся значения применим для нахождения рентабельности продукции.
Rпрод =207395/387883 х 100% = 53,46% - в 2008 г.
Rпрод =151191/389719 х 100% = 38,8% - в 2009 г.
Rпрод =162802/383715 х 100% = 42,42% - в 2010 г.
Из произведенных подсчетов заметно, что в 2008 г. производство продукции было выгоднее – 53,46%, чем в 2009 и 2010 гг., где рентабельность продукции составляет 38,8% и 42,42% соответственно.
Проанализировав издержки ОАО «Хлеб» в 2008 – 2010 гг., можно сделать вывод о том, что к 2008 г. предприятие достигло значительных успехов в производстве хлебобулочных изделий. Об этом свидетельствуют все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и полученные в результате расчетов значения. В этом году из всех рассматриваемых периодов самые высокие показатели. Но наступивший мировой финансово-экономический кризис нанес некоторый урон предприятию. Он отразился на результатах деятельности предприятия в 2009 г. Снизился выпуск продукции, соответственно снизилась выручка, почти на четверть сократилась прибыль, но себестоимость продукции увеличилась. Это связано с тем, что возросли постоянные издержки хлебокомбината из-за сокращения полной загрузки оборудования, т.е. производственная мощность использовалась не в полную меру. Также увеличились затраты предприятия на социальные нужды и амортизационные отчисления. Увеличились затраты, поэтому значительно снизилась рентабельность продукции.
К счастью, в 2010 г. наблюдаются положительные тенденции по восстановлению предприятия после трудного периода. Все рассмотренные показатели возросли по сравнению с предыдущим годом, но они всё еще ниже показателей 2008 г.
Глава 3. Пути минимизации издержек ОАО «Хлеб»
Основное влияние на деятельность и экономические результаты ОАО «Хлеб» оказали его затраты на производство и реализацию продукции. За рассмотренный период значительно изменились экономические показатели, что связано с неблагоприятными внешними факторами рынка. Из-за мирового кризиса значительно снизилась эффективность деятельности предприятия. Затраты предприятия увеличились, а выпуск продукции снизился, уменьшилась прибыль предприятия. Соответственно снизилась доля продукции ОАО «Хлеб» на рынке. Это так же связано с появлением новых предприятий – конкурентов. Для укрепления положения предприятия на рынке и повышения его конкурентоспособности необходимо снизить издержки предприятия на выпуск продукции.
Чтобы стимулировать заводчан, руководитель ОАО «Хлеб» держит под контролем вопросы, связанные с охраной труда, улучшением условий труда и отдыха. На эти цели в истекшем году было израсходовано около 1 млн. рублей. Принимаются меры по созданию необходимых предпосылок для роста производительности труда. Зарплата здесь достойная и выдается своевременно. Большим стимулом являются премиальные.
Для более эффективной работы предприятия предлагаю проведение следующих мероприятий по минимизации издержек предприятия и увеличению производства продукции:
1. Снижение материальных затрат:
- контроль по закупочным
ценам, экономическая
-применение входного контроля за качеством, поступающих от поставщиков сырья и материалов;
- ревизия существующих норм расхода материалов;
- повышение процента выхода годных изделий.
2. Снижение трудовых затрат:
- механизация и автоматизация производства;
-применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, традиционным направлением в этой области является внедрение прогрессивных малоотходных технологий и безотходных технологий;
- замена и модернизация устаревшего оборудования;
- подготовка рабочего места, полная его загрузка;
- применение передовых методов и приемов труда;
3.Более полное использование производственных мощностей предприятия
Следует отметить, что
эффективное использование
4. Снижение условно-постоянных затрат:
- устранение потерь
от бесхозяйственности и
-строгий контроль
за выполнением смет по
Также необходимо управление запасами, что предполагает эффективное регулирование их уровня. Неверные решения по определению уровня запасов ведут либо к потерям в объемах производства и продаж продукции, либо к излишним расходам по поддержанию запасов.
Задачу управления запасами предлагаю решить следующим образом:
1. При периодическом
контроле над состоянием
2. При непрерывном
контроле состояния запасов нео
Размер и точка заказа определяются из условий минимизации суммарных затрат системы управления запасами, которые можно выразить в виде функции этих двух переменных.
Существуют два альтернативных пути повышения рентабельности товаров - увеличение объемов продаж и повышение эффективности их реализации (т.е. получение большей прибыли при сохранении объема продаж). Объем продаж может быть увеличен двумя способами: путем расширения рынка или путем более глубокого проникновения в него. Эффективность реализации возрастает при сокращении издержек, повышении цен или оптимизации продаж-микс (т.е. исключении малорентабельных видов деятельности
Рассмотренные в работе вопросы и проблемы позволяют сделать вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики.
Издержки - денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей коммерческой и производственной деятельности. Издержками производства называют также затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг и их продажу (реализацию и сбыт). Так как производство любого вида товара или услуги связано с использованием разнообразных видов ресурсов, то это разнообразие предполагает необходимость классификаций затрат.
По содержанию и назначению затраты группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группировка затрат по экономическим элементам отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и место осуществления этих затрат. Эта группировка применяется при составлении сметы затрат на производства всей выпускаемой продукции.
Классификация затрат по некоторым признакам позволил провести тщательный анализ и найти резервы снижения общей суммы издержек производства.
Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы необходимых для производства товара, а так же от технологий их использования. Цена, по которой приобретаются ресурсы, независима от предприятия. Следовательно, для предпринимателя очень важен технологический аспект формирования издержек производства, определяющий с одной стороны, количество привлекаемых ресурсов и качество их использования, с другой стороны. То есть каждое предприятие стремиться выбрать такой технически эффективный процесс производства, который обеспечивал бы наименьшие издержки производства.
Информация о работе Управление издержками на предприятии с целью их минимизации