Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа
Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом,
имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения
искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые
населению. Нематериальное производство включает науку и научное
обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.
Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят
содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения,
другие общественные организации.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
субъектов.
в-третьих, законодатели
не всегда принимают во
тот или иной закон учитывает материальные интересы населения страны, тем
богаче становится государство. Например, либерализация цен в Беларуси (в
отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается с
сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и
многих непродовольственных товаров. В результате происходит увеличение
вывоза этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на
внутреннем рынке.
Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к
приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству.
Однако реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру
собственности, организационную, финансовую, структуры административного
управления, занятости, структуру производства, - без содействия
государственных органов власти превратится в длительный процесс. Рыночная
экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной
формой собственности, укрепления
финансово-хозяйственной
предприятий, легализации их целевой установки на получение максимальной
прибыли на вложенный капитал, развития и расширения конкуренции с другими
предприятиями с целью привлечения покупателей.
Сознательно или интуитивно, но управление экономикой в период
всевозрастающего включения в нее элементов рыночного механизма
осуществляется хотя и не всегда достаточно успешно, но все же с применением
экономических рычагов.
Залогом эффективного
государственного управления
уровне являются стабилизация цен, достижение полной занятости населения,
рациональные внешнеторговый и платежный балансы, экономический рост. Это
означает, что объектами государственного управления (анализа, прогноза,
контроля и регулирования) выступают:
во-первых, уровень, соотношения и динамика цен на товары, работы и
услуги;
во-вторых, уровень безработицы, создание новых рабочих мест,
государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии
с требованиями индустриального развития города и села в Республике
Беларусь;
в-третьих,, рациональное государственное регулирование внешней
торговли с помощью финансовых рычагов (налогов, субсидий, таможенной
политики), международных перевозок, займов, туризма, других форм
внешнеэкономических связей;
в-четвертых, обеспечение мотивации к экономическому росту, основными
показателями которого являются динамика валового внутреннего продукта и
национального дохода, рост накопления национального богатства.
Не надо быть особенно компетентным в этих вопросах, чтобы понять, что
основную роль в решении всех указанных экономических функций государства
играют деньги, выступающие и как средство обращения, и как средство
измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего фундамента
экономики зависит от эффективности государственного управления: чем
эффективнее управление экономикой, тем прочнее национальная валюта, ее
конвертируемость, превращение в самый желанный товар, движущий
экономический мотив в трудовой деятельности, независимо от собственника
средств производства и факторов производства.
Не вызывает сомнения тот факт, что роль денег в механизме
функционирования рыночной экономики как на микроэкономическом, так и на
макроэкономическом уровнях
В национальном хозяйстве происходит процесс кругооборота доходов и
продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов,
обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения
является конечное
также в домашних хозяйствах (см. рис.).
Анализ и измерение денежных потоков домашних хозяйств для реализации
готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов и промежуточных
товаров, входящих в рынки продуктов и ресурсов, для измерения валового
внутреннего продукта и составления баланса национального богатства и
являются объектами
Под ресурсами понимаются факторы производства, а денежные платежи
принимают форму заработной платы, процентного дохода, ренты, налога и т.п.
В СНС ресурсы представлены в правой их части в денежном выражении, а их
использование - в левой части.
Под готовыми товарами и услугами подразумеваются товары и услуги для
продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления,
частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт. В отличие от
готовых товаров и услуг, существуют промежуточные товары, услуги и работы,
которые покупаются на рынке с целью последующего их использования в форме
ресурсов производства других товаров. В нашей терминологии близким понятием
промежуточных товаров являются материальные затраты в процессе
хозяйственной деятельности, представляющие собой перенесенную на готовый
продукт стоимость.
Совокупность промежуточных
(материальных и нематериальных) и основного капитала, включая землю,
выступает в форме ресурсов для
предпринимательской
сектора экономики - сектора нефинансовых предприятий. Поток расходов на
ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних
хозяйств в виде НД, т.е. всей суммы заработной платы, рентных платежей
(доходов от собственности), процентных выплат и прибыли. Часть НД в виде
прибыли возвращается домашним хозяйствам потому, что владельцами корпораций
и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается государство, очень
трудно ожидать эффективности производства и высокой скорости денежного
оборота.
Правительство осуществляет анализ, контроль и регулирование процессов
кругооборота материальных и денежных ресурсов в секторах экономики,
используя фискальную политику - урезая с помощью налогов потребление или
сбережения в секторе домашних хозяйств. Оно регулирует расходы на частные
инвестиции через государственные займы и ограничения коммерческих и
банковских кредитов. С помощью государственных расходов на содержание
армии, судов, органов охраны общественного порядка, на «бесплатное»
лечение, образование, культуру, строительство и содержание дорог и прочее
правительство урезает и конечное потребление в домашних хозяйствах.
Посредством так называемых трансфертных платежей (пенсий, пособий по
безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку
домашних хозяйств. Только правительство с помощью денежно-кредитной
политики регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении.
В практику управления национальной экономикой сегодня прочно вошел термин
«субъект хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют место отношения со
многими экономическими субъектами, не подпадающими под определение
самостоятельного субъекта хозяйствования. Таковы, например, филиалы
предприятия, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т.д. Более широким
понятием, которое используется в СНС, является «институциональная единица».
В экономике это юридическое или физическое лицо, которое может от своего
имени владеть активами (имуществом), принимать на себя обязательства,
осуществлять экономическую
институциональными единицами.
Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются институциональными единицами
на микроэкономическом уровне.
Денежная масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня цен и
величины реального НП. Это выражено в классическом уравнении обмена:
где М - денежная масса в обращении;
V - скорость обращения денег;
Р - индекс цен на готовые товары и услуги;
У - реальный национальный продукт.
Преобразованное данное уравнение:
Количество денег в обращении прямо пропорционально росту номинального НП и
обратно пропорционально скорости обращения денег.
На основе уравнения обмена можно сделать многие важные выводы относительно
анализа макроэкономики на правительственном уровне, в том числе по
управлению инфляцией, уровнем цен и экономическим ростом. Особенно важно
учитывать структурные изменения в производстве и распределении НП. Здесь
главенствуют деньги в качестве сбережений - той части доходов домашних
хозяйств, которая не используется для потребления и уплаты чистых налогов
(налоги за вычетом трансфертных платежей правительства). В рыночном
хозяйстве равновесие между сбережениями и инвестициями регулируется с
помощью финансовых рынков или рынков денег. Чтобы превратить потоки
сбережений в потоки инвестиций, существуют каналы прямого и косвенного
финансирования. Прямой способ финансирования - это перемещения сбережений
от их собственников к заемщикам путем выпуска ценных бумаг: акций,
префакций, облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто
получают право долевого участия в собственности на капитал корпорации
(фирмы). Такое финансирование еще называют капитальным. Вторая группа
каналов связана с косвенным финансированием, осуществляемым через особый
сектор экономики - сектор финансовых организаций, в который входят
финансовые посредники: коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые
фонды, валютные и фондовые биржи, страховые компании, ссудосберегательные
компании, ипотечные банки. Через финансовых посредников перекачивается
существенная часть всех денежных потоков сбережений домашних хозяйств.
Финансовые корпорации представляют собой важнейший сектор экономики в
условиях рынка. Кроме секторов нефинансовых предприятий, финансовых
организаций, домашних хозяйств и сектора правительственных учреждений, в
национальной экономике функционирует сектор некоммерческих организаций
(НКО), в который входят не субъекты хозяйствования, а институциональные
единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства, в том числе
профессиональные, творческие и другие союзы, партии, религиозные
учреждения, общества, ассоциации, фонды и пр., т.е. институциональные
единицы, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот
сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и
других целевых средств, получаемых из других секторов экономики.
По всем указанным секторам в СНС составляется как минимум 10 счетов:
производства, образования доходов, первичного распределения доходов,
вторичного распределения
изменений в активах, переоценки материальных ценностей, текущих операций по
ВЭД, балансовый счет.
До сих пор были охарактеризованы денежные потоки в замкнутой
экономической системе. Однако Беларусь представляет собой открытую
экономическую систему, связанную с иностранными экономическими системами
(«остальной мир») посредством экспорта и импорта товаров и услуг, а также
мировых финансовых рынков. Механизм экспорта, импорта и финансовых операций
с «остальным миром» может способствовать притоку иностранного капитала,
если экспорт товаров и услуг превышает их импорт, и наоборот - оттоку
денежного капитала в валюте, если импорт товаров и услуг превышает их
экспорт. Кроме того, через финансовые операции в форме займов и кредитов,
покупок и продаж ценных бумаг приводятся в движение потоки доходов от
собственности внутри страны и за рубежом.
Операции с «остальным миром» получают отражение в СНС как по текущим, так и
капитальным затратам в национальную экономику.
НП выступает в виде расходов реального сектора на производство и
инвестиции. Правительство образует дополнительные потоки товаров и услуг
для общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы.
Финансовые рынки, рынки продуктов и ресурсов обслуживаются через финансовых
посредников, т.е. через финансовые корпорации. Следует также подчеркнуть
существование трех видов денежных средств, которые не идут на покупку