Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа
Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом,
имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения
искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые
населению. Нематериальное производство включает науку и научное
обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.
Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят
содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения,
другие общественные организации.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
планов макроэкономического планирования. Прогнозирование развития фирм,
корпораций определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и
социальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии
производства.
По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое
(исследовательское) и
оценке перспективных
связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний
исследуемого объекта на основе сложившихся показателей.
Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное
представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический
прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений
или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем
самым ему директивный характер.
Процесс составления
должен базироваться на определенных методологических принципах.
К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести
прежде всего принцип
поэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить
предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке
поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в
экономике, если, например, государственное воздействие на экономические
процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы
экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз
придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного,
или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно
выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведения
такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый
прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для
правительства предложений по набору конкретных мер государственного
регулирования и воздействия на экономику. Государство может прибегнуть к
налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисления
амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные
рычаги — бюджетные инвестиции,
необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения,
касающиеся материально-
также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной
деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом
реального действия выбранных экономических регуляторов.
Важными методологическими принципами прогнозирования являются
- принцип вариативности
на экономику— не единственные элементы сценариев экономического
прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных
условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз
наступления болезней и т.д. В принципе
таких вариантов прогнозов
очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число.
- принцип социальной направленности и приоритетов общественных
потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики
должны быть направлены
на удовлетворение конечных
В приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики,
направленные на человека.
- принцип повышения
оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться
достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих
субъектов на
выпускаемой продукции, более эффективное использование имеющихся
ресурсов.
- принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что
прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям
экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать
экономику на формирование
прогрессивных пропорций,
- принцип сочетания отраслевого и регионального аспекта прогнозирования.
Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные направления
развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться
территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить
комплексное использование ресурсов, которыми располагает данный регион.
- принцип приоритетов. Он
производств необходимо выделить главные и направить на их развитие
ресурсы, увязать цели
развития экономики с
- принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса
прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и
краткосрочных прогнозов.
- принцип комплексности или системности. Он предполагает рассмотрение
экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные
свойства объекта, обеспечить комплексность решения социально-
экономических, организационных, научно-технических и др. проблем,
оптимизировать структуру и характер развития системы.
- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны
отражать объективное состояние экономики, применяемые модели
прогнозирования должны соответствовать процессам и тенденциям развития
реальной экономики.
К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести
формирование комплекса, системы прогнозов. Для современной
внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к
реализации одного прогноза, например экономического прогноза перехода к
рынку, необходима проработка и составление политического прогноза, прогноза
развития национальных суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность
в состоянии обеспечить большую надежность выполнения прогнозов. Для
методологии современного прогнозирования характерным является то, что она
должна быть тщательно адаптирована к новым для народного хозяйства
рыночным механизмам.
Основные направления
социально-экономического
утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля
2000 г. № 445.
В прогнозируемый период
предусматривается заложить
нового постиндустриального
ориентированной рыночной экономики.
В ближайшем пятилетии (2001-2005 гг.) важнейшей целью является создание
условий для устойчивого социально-
эффективности реального сектора экономики, уровня обеспеченности населения
товарами и услугами, развития производственной и социальной инфраструктуры,
формирования благоприятной
Исходя из преемственности направлений развития и с учетом изменения
воздействия на него отдельных факторов, на очередное пятилетие определены
следующие приоритеты:
- наращивание экспорта товаров и услуг;
- развитие агропромышленного
- активизация инвестиционной и инновационной деятельности;
- развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей
инфраструктуры;
- дальнейшее развитие жилищного
строительства на
максимальным использованием
внебюджетных источников
- формирование эффективной
Главными средствами достижения указанных целей и важнейшими задачами по
реализации установленных
- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного
баланса и валютных средств;
- осуществление структурной
кооперации и интеграции крупных, средних и малых предприятий, выведение из
хозяйственного оборота
производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной
безработицы;
- целенаправленная
производственной и социальной сферы, призванных обеспечить повышение
уровня конкурентоспособности
экономики и социальный
- повышение эффективности
- разработка и внедрение
эффективного механизма
включая расширение
новую амортизационную
направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных
проектов;
- формирование эффективных
межгосударственных и
промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ,
других международных
- развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров,
проходящих по территории страны;
- совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг,
защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на
внутренних и внешних рынках;
- ускоренное развитие
строительства - стройсбережений, стройнакоплений, иппотечного
кредитования;
- расширение государственной
поддержки
активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного
малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного
капитала;
- формирование конкурентной
среды и эффективной
экономической деятельности;
- опережающий рост производства потребительских товаров;
- обеспечение экономической безопасности страны.
Для решения этих задач предусматривается концентрация ресурсов на
приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям
и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное
использование интеллектуальных ресурсов страны.
Эффективная социальная политика РБ понимается прежде всего как:
предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения
достаточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста
производительности; надежное государственное регулирование прожиточного
минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других
факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими
методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан
через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие
отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.
Целями дальнейшего
повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим
трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации
воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом
необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг
социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное
обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы
самих граждан.
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будет
осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки,
предусматривающей увеличение различий в оплате труда между
высококвалифицированными и низко квалифицированными работниками,
упорядочение структуры
надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве
случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается
обеспечить за счет: среднегодовых темпов прироста реальных доходов