Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа
Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом,
имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения
искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые
населению. Нематериальное производство включает науку и научное
обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.
Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят
содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения,
другие общественные организации.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы
и пассивы производственного
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К
экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят
хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными
или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть
секторов:
1) производственные фирмы и
предприятия, выпускающие
услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор
входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы,
акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие
услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников
(частные врачи, юристы и др.), предпринимателей;
2) финансовые учреждения и организации — коммерческие банки, страховые
компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся
посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и
инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних
хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;
3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются
объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного
управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);
государственные финансово-кредитные организации (Нацбанк, государственные
финансовые компании, налоговые инспекции и т. д.) и др.;
4) частные некоммерческие
организации, обслуживающие
Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не
контролируется государством. К
ним относятся различные
партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
5) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и
коллективы лиц, выполняющие экономические операции для обеспечения своей
жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);
6) заграница (остальной мир) — все экономические агенты за границей,
осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны.
Операция между субъектами
представляет собой
взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с
целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации
экономической стоимости. Следует различать операции между
институциональными единицами и внутри них.
В СНС выделяются следующие
виды операций между
1) с материальными благами и услугами, охватывающие экономические
процессы производства и распределения материальных благ и услуг. Это
операции по производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах
производства, потребления и
как продукция, потребление, валовые капвложения и др.;
2) по распределению доходов между секторами (зарплата, дивиденды и др.);
3) финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, по
изменению денежных активов и пассивов).
К операциям внутри институциональных единиц относятся, например,
строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача
банком ссуды.
СНС — это "бухучет страны", т.к. в нем используются такие принципы
бухучета, как двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС
представляет собой свободные таблицы, в которых отражаются имеющиеся
ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца
и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив
продавца, а второй — как актив покупателя.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает
возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную
оценку созданию, распределению и конечному использованию НД. Второй
предназначен для анализа
отображаемого в таблицах "затраты — выпуск". Третий блок представляет собой
счет потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и
продаж на денежном рынке.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного
кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде
замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между
макроэкономическими субъектами.
Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг и ресурсов
(факторов) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские
фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие виды экономических
процессов .
Домашние хозяйства являются обладателями всех ресурсов, находящихся в их
частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный
капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары и
услуги.
Предпринимательские фирмы покупают необходимые для своей деятельности
ресурсы, продают
Государственный сектор производит общественные блага: науку, культуру,
обеспечивает оборону страны,
служебную связь, транспорт и многое другое. Для этого он закупает ресурсы,
товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.
Предпринимательские
фирмы получают доходы от
услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы, инвестиций (закупка
оборудования).
Государственный сектор несет расходы на оплату труда государственных
служащих, закупку товаров и услуг, выплаты домашним хозяйствам в виде
пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов
государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и
предпринимательского сектора. Кроме того, государство в лице своего
центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый
субъект взаимодействует с другими путем кредитования и заимствования
денежных средств.
Т.о., поток денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый
из них равен суммарной
Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, мы определим весь
объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т. е. НП. НП в денежной
форме есть общая стоимость товаров и услуг, произведенных нацией за
определенный период.
Основные макроэкономические
показатели здесь —
продукт (СОП), валовой общественный продукт,НД.
Весь продукт, созданный в материальном производстве за определенный
период (обычно за год), называется совокупным общественным продуктом. Он
создается в первичных производственных звеньях национальной экономики: на
предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.
Выделяют натуральную и
стоимостную формы
продукта. В натуральной форме он представляет собой средства производства и
предметы потребления. По стоимости совокупный общественный продукт делится
на стоимость средств производства, перенесенную на готовый продукт
(амортизационные отчисления и материалы), и вновь созданную стоимость, или
НД. Стоимостное выражение
рассчитано по формуле СОП = СП + НД,
где СП — перенесенная
стоимость средств
НД —
национальный доход.
в форме валового общественного и конечного продуктов.
Валовой общественный продукт представляет собой совокупность продуктов
отдельных предприятий, поступающих через экономический оборот в сферу
потребления. Поскольку валовой общественный продукт состоит из продукции
отдельных предприятий, связанных между собой разделением труда, он
неизбежно включает в себя повторный счет. Одна и та же продукция, например
сырье, заготовки, комплектующие детали и узлы и другие изделия, передается
другим предприятиям для производства их продукции и поэтому ее стоимость
учитывается неоднократно в стоимости валового общественного продукта. Чтобы
получить достоверную величину НП, надо избавиться от повторного счета, а
для этого нужно подсчитать все материальные затраты в производстве один
раз.
Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счета, называется
конечным продуктом. Конечный продукт — это часть стоимости валового
общественного продукта, используемая на цели потребления населения,
восстановление потребленных в течение года средств производства и
накопление. По натурально-вещественному составу конечный продукт включает
созданные в течение года предметы потребления, средства труда и ту часть
предметов труда, которая используется для резервных, страховых и
переходящих запасов, а также продукцию на экспорт.
В марксистской теории используется понятие "промежуточный продукт" —
часть валового очищенного продукта, который расходуется в течение года на
текущие материальные затраты: сырье, топливо, энергию, комплектующие детали
и узлы, полуфабрикаты и др.
В соответствии с марксистской
методологией вся вновь
в материальном производстве представляет собой НД. НД имеет две формы:
натуральную и стоимостную. В натуральной форме он представляет собой
предметы потребления для
средства производства для расширения производства. В стоимостной форме НД
выступает как сумма необходимого и прибавочного продукта. Необходимый
продукт обеспечивает воспроизводство рабочей силы и существует в форме
оплаты по труду, выплат и льгот из общественных фондов потребления.
Прибавочный продукт предназначен для расширения производства, т.е. для
закупки средств производства и найма дополнительной рабочей силы, а также
на содержание непроизводственной сферы, создание страховых резервов и
запасов и другие цели.
В ходе осуществляемых в Беларуси экономических преобразований по
формированию социально
органам следует определять эффективность своей деятельности мерой реального
роста уровня жизни населения, ибо «человек, его права, свободы и гарантии
их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»
(ст. 2 Конституции Республики
формах собственности в ст. 13 Основного закона говорится, что «государство
предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной
деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и
равные условия для развития всех форм собственности». Государство
гарантирует всем равные возможности использования способностей и имущества
для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической
деятельности, а также право участвовать в управлении предприятиями,
организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и
своего благосостояния.
Анализ отдельных
власти нашей страны, свидетельствует о том, что экономическая политика
правительства все больше ориентируется на ограничение со стороны
государства рыночных механизмов развития экономики. Так, почти свернута
программа разгосударствления и приватизации; предприятия негосударственных
форм собственности посредством глобального лицензирования, перманентной
перерегистрации и труднопереносимых методов фискальной, денежно-кредитной,
ценовой политики всячески вытесняются из легального коммерческого оборота.
Три обстоятельства, которые недостаточно учитываются в трансформационный
период управляющими органами республики при принятии решений, сводятся к
тому, что,
во-первых, экономическая система страны - это не замкнутая, а открытая
система, рано или поздно интегрирующаяся в мировое рыночное хозяйство.
во-вторых, нельзя менять складывающиеся «правила игры» (хозяйственное
законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется, а
не тот, который постоянно изменяется и дополняется. Так мы не создадим
правового государства и законопослушных граждан, включая хозяйствующих