ВВП, его формы и методы измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом,
имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения
искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые
населению. Нематериальное производство включает науку и научное
обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.
Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят
содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения,
другие общественные организации.

Содержание

Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 129.22 Кб (Скачать)

   экономикой и социальной  сферой на отраслевом и территориальном  уровнях;

-   создать  систему   координации  деятельности  органов   отраслевого   и

   территориального управления,  обеспечивающую  сбалансированное  развитие

   отраслей и регионов;

-    поднять   на   качественно   новый   уровень   роль   отраслевого   и

   территориального управления, планирования и прогнозирования,  более гибко

   подходить к проблеме  разграничения функций и полномочий  между центром  и

   регионами, органами отраслевого  и территориального управления, сократить

   количество ненужных организационных  структур;

-   более  полно  учитывать   мнение   органов   местного   управления   и

   самоуправления по вопросам  развития  регионов,  а  также   при  принятии

   решений, затрагивающих  полномочия и функции местных  органов власти.

    В целях  снижения  антропогенной  нагрузки  до  минимального  уровня  в

прогнозируемом периоде предусматривается  ужесточение  нормативов  удельных

выбросов (сбросов) загрязняющих веществ  в окружающую среду из  расчета:  на

1% прироста  ВВП(или произведенной  продукции) 0,2% прироста  выбросов.  Это

позволит сохранить качество окружающей среды  на  достаточно  благоприятном

уровне.

    Улучшится отраслевая  структура ВВП: удельный вес   промышленности  может

составить 31,6% в 2005 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства - 8,8

% против 9,6%. Удельный вес сферы  услуг предусматривается довести  до  37,5%

в 2005 г.

    Благодаря   технологическому   обновлению    производства    показатели

эффективности приобретут положительную  динамику.  Рост  производительности

труда будет устойчиво повышаться со среднегодовыми темпами прироста за 2001-

2005  гг.  6,3-6,4%.  Снизить  материалоемкость  предполагается  на   4,6%.

Энергоемкость ВВП за период 2001-2010 гг. уменьшится на 25-32%.

 

 

 

4. Методы регулирования экономики.

 

    Существует  несколько   методов  регулирования  экономики.   Среди   них

государственное  регулирование  экономических  процессов  обусловлено   как

объективной необходимостью обеспечения  общественного контроля за  развитием

социально-экономических процессов, так и положением государства  в  качестве

носителя   законодательной    и    административной    власти.    Приоритет

государственной  власти  связан  с  особым  положением   и   специфическими

функциями  государства,   позволяющими   оперативно   вмешиваться   в   ход

экономического процесса. Следует  иметь  в  виду  и  финансово-экономическую

мощь  государства.   Несмотря   на   разгосударствление   и   приватизацию,

государство продолжает оставаться собственником  подавляющей  части  средств

производства и  имущества  страны,  а  это  дает  ему  экономическое  право

вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно реально влияет на  состояние  дел

на рынке, формирование спроса  и  предложения,  перераспределение  доходов,

решает глобальные  проблемы  развития  экономики,  обеспечивает  социальную

защиту населения.

Решение названных задач осуществляется посредством выполнения  государством

определенных   функций:    правовой,    воспроизводственно-технологической,

прогностической, регулирующей, обеспечения  текущих потребностей населения.

    Правовая функция   государства  связана  с   законодательным  оформлением

статуса субъекта производственных отношений, установлением  норм  и  правил

хозяйствования,   формированием   организационной   структуры   управления;

правовым оформлением отношений  собственности, установлением правил создания

и ликвидации предприятий и т.д.

    Воспроизводственно-технологическая  функция обусловливает нормальный  ход

воспроизводственного  процесса.  Она  сводится  к  созданию   условий   для

обеспечения  производства  необходимыми  ресурсами,  удовлетворению   людей

нужными материальными  и  духовными  благами,  а  также  условиями  для  их

образования, производственного обучения и жизни.  Государство  способствует

ускорению НТП, заботится о  включении  хозяйственных  звеньев  экономики  в

мирохозяйственные связи и повышении  конкурентоспособности  их  товаров  на

внешнем рынке.

       Прогностическая   функция    определяет    приоритетные    ориентиры

экономического развития, которые  вырабатываются на  основе  прогнозирования

развития  экономики,  выявления   тенденций   и   направлений   структурной

перестройки, формирования механизма  рыночного  хозяйствования,  обеспечения

занятости населения и регулирования  безработицы. В ходе  реализации  данной

функции  государство  выполняет  координирующую  роль,   что   предполагает

налаживание  гибкой  системы  взаимодействия  центра  с  экономическими   и

административно-хозяйственными структурами  общества.

     Регулирующая  роль  государства  —  самая   обширная  и  разносторонняя

функция. В ходе ее выполнения государство  использует  прямые  и  косвенные

методы,   формирует   инфраструктуру,    поддерживает    сбалансированность

общественного  производства,  для  чего  широко  привлекает  такие   методы

воздействия, как финансово-кредитные, налоговые, ценовые, проводит активную

экспортно-импортную политику.  Государство  берет  на  себя  и  организацию

оборота ценных  бумаг,  обеспечивает  присвоение  дивидендов,  активизирует

расширение сферы предпринимательской  деятельности.

Переход к рынку Беларуси, возникшие  в  связи  с  этим  несбалансированность

экономики,  безработица,  дефицит  продовольствия  и  инфляция  предъявляют

особые  требования  к  функции  государства,  направленной  на  обеспечение

текущих потребностей населения. Особому  контролю  в  этих  условиях  должны

подлежать ценообразование,  зарплата  и  пенсионное  обеспечение.  Введение

порядка формирования свободных цен  не освободило государство от контроля за

ценами, особенно на продовольственные  товары.  Оно  занято  регулированием

верхнего допустимого предела  цен, одновременно следит за тем, чтобы  нижний

уровень  зарплаты  и  пенсии  обеспечивали  людям  прожиточный  минимум.  К

сожалению, государство ослабило контроль за производственной  деятельностью

предприятий, поэтому товарное обеспечение  денег отстает от  количественного

роста денежных знаков, усиливая процесс  инфляции.

   Методы регулирования условно  можно подразделить на прямые  и  косвенные.

Прямые базируются на административных мерах воздействия.  Косвенные   могут

носить административный, но чаще экономический характер.  Эффективность  их

использования  определяется   конкретной   исторической   и   хозяйственной

ситуацией, а также задачами, решаемыми  на данном этапе  развития.  Если  же

говорить  о  конкретных  методах  государственного  регулирования  рыночной

экономики,  следует  назвать  антимонопольную  политику,   ценообразование,

налоговую систему, налоговую инспекцию  и систему государственных заказов.

   В период формирования  рыночных  отношений  важное  значение  приобретает

антимонопольная политика, обеспечение  которой  осуществляется  посредством

разгосударствления   и   приватизации.   Проведение   приватизации   окажет

воздействие на  структурные  преобразования  в  экономике  и  на  стратегию

предпринимательской  деятельности.  Кроме  того,  преодолению   монопольных

тенденций способствуют внешнеэкономические  связи,  стимулирующие  повышение

качества изделий и снижение издержек производства с учетом мирового  опыта.

Антимонопольное регулирование должно  быть  направлено  на  предупреждение,

ограничение и пресечение монополистической  деятельности, а  также  создание

условий   для   развития   добросовестной   конкуренции   и    эффективного

функционирования товарных рынков.

   В политике цен государство  при переходе к  рынку   исходит  из  отказа  от

администрирования в области ценообразования.  Цены  должны  устанавливаться

под воздействием рыночной конъюнктуры, а  государство  должно  осуществлять

наблюдение за движением цен  и производить их  корректировку.  Учитывая  то,

что в условиях дефицита  возможно  многократное,  необоснованное  повышение

цен, возникает необходимость  введения  регуляторов  по  социальной  защите

населения вплоть до нормированного  распределения  товаров.  В  случаях  же

свободного  рыночного   движения   цен   сохраняется   их   государственное

регулирование на топливно-энергетические и сырьевые  ресурсы;  транспортные

тарифы;   продукцию,    производимую    по    госзаказам,    и    продукцию

монополизированных отраслей. Цены на эти продукты корректируются  с  учетом

изменения издержек производства.

    Основным  направлением   совершенствования   ценообразования   является

создание гибкой системы, базирующейся на рациональном сочетании свободных  и

регулируемых цен с расширением  сферы  рыночного  ценообразования  по  мере

создания соответствующих экономических  условий.

    Государственное  ценовое   регулирование  сохраняется   прежде  всего   в

отношении продукции (услуг), производимой  предприятиями-монополистами;  на

базовые, структурообразующие виды сырья  и  продукции,  которые  определяют

затраты во многих других отраслях экономики, а также на важнейшие социально

значимые товары и услуги. Ценовое  регулирование должно  обеспечивать  более

действенный контроль со стороны государства  за уровнем  цен  в  монопольных

отраслях; добросовестную конкуренцию; нормативное соотношение цен  на товары

и услуги и оплаты труда; соблюдение паритета цен между отраслями  народного

хозяйства.

    В целях проведения  единой политики Беларуси и  России в области ценового

регулирования в соответствии с  Программой действий по реализации  положений

Договора  о  создании  Союзного  государства  предусматривается  обеспечить

субъектам   хозяйствования   государств-участников   равные   условия    по

использованию во взаимной торговле преимущественно свободных цен  и тарифов,

которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования

исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции  и

услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и  услуг

с учетом всех видов установленных  налогов, а  также  получения  необходимой

прибыли.

    Во  внутренней  политике  ценообразования   в   ближайшей   перспективе

предстоит привести в соответствие закупочные, отпускные и розничные  цены, и

прежде   всего    в    животноводстве,    которое    является    убыточным.

Предусматривается  поэтапное  увеличение  минимальных  закупочных  цен   на

продукцию  животноводства  до  уровня,   возмещающего   на   первом   этапе

нормативные затраты на производство и получение  прибыли,  достаточной  для

воспроизводства.

   Важным моментом государственной  политики в области регулирования  рыночных

отношений является налоговая  политика.  Сейчас  используются  многие  виды

налогов, но основными выступают  налог на добавленную  стоимость,  налог  на

прибыль  совместных  предприятий  и  предприятий,  полностью  принадлежащих

иностранным инвесторам  (иностранные  предприятия);  налог  за  пользование

природными ресурсами; налог на недвижимость с юридических лиц,  платежи  за

землю юридическими лицами; чрезвычайный налог  для  ликвидации  последствий

катастрофы на Чернобыльской АЭС; подоходный налог с граждан и  др.

   Наиболее сложным  является  налогообложение  предприятий   сферы  бытового

обслуживания и розничной торговли. Сложность состоит в том, что  в  условиях

дефицита  происходит  массовая  деформация   цен,   а   значит,   создается

возможность массового уклонения  от  налогообложения.  Государство  поэтому

вправе применять самые широкие  меры контроля, обеспечивающие учет  реальных

доходов, подлежащих налогообложению.

   Проведение реформ ценообразования  и налоговой  реформы  требует   развития

налоговых инспекций. В их функции  входят контроль за расходованием доходной

части госбюджета  на  всех  уровнях  хозяйствования,  реализация  налоговой

системы,  ревизия  финансовой  деятельности  предприятий,  оказание  помощи

последним в отработке механизма  исчисления и отчисления налогов.

    Бюджетно-налоговая    политика    является    важнейшим    инструментом

 регулирования основных направлений  и приоритетов  социально-экономического

 развития  страны.  Поэтому,   в   соответствии   с   целями   и   задачами

 прогнозируемого периода,  она   ориентирована  на  обеспечение   устойчивого

 экономического  роста,  стимулирование  инновационной   и   инвестиционной

 активности  и  расширение  экспорта  на   основе   достижения   финансовой

 стабильности экономики.

    В  области  бюджетной   политики   предстоит   обеспечить   рациональное

Информация о работе ВВП, его формы и методы измерения