Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Внутризаводским оборотом считается стоимость той части выработанных предприятием готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется предприятием на собственные производственные нужды (кроме продукции, зачисленной в состав основных средств данного юридического лица).Для успешного ведения дел необходимо иметь следующую информацию: - сколько готовой продукции находится на складе предприятия, - какие работы находятся в стадии исполнения,

- сколько продукции отгружено покупателям, - какие работы приняты заказчиками, - какие товары, работы и услуги оплачены заказчиками и покупателями и по каким ценам.

Цель данной работы – описать теоретические и практические принципы и анализа готовой продукции.

Предмет исследования данной работы – вопросы анализа объема, качества и структуры готовой продукции, изучение качества готовых изделий.

Работа содержит 1 файл

анализ структуры, качества и объема продукции.97-03.doc

— 478.00 Кб (Скачать)

В приведенном  примере отклонение фактического выпуска  товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а  фактического выпуска от плана всего 5%. Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. 
 
 
 
 

2.2. Анализ структуры продукции

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.                                                                                                                         При анализе структуры продукции необходимо обеспечить группировку изделий по отраслевым сегментам, на соответствующую и не соответствующую профилю данного предприятия, на основную продукцию и продукцию культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сравнимую и несравнимую (новую) продукцию и др. Сдвиги в структуре продукции оказывают влияние на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности: выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли. Структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления, получают отрицательную оценку.                                                                                                    Важным направлением повышения эффективности производства является улучшение качества продукции. Влияние этого фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам или имеются какие-либо другие градации по качеству и, соответственно, по цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средневзвешенной цены. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

,

где   – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; 
ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; 
ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре  рассчитывается путем умножения  планового выпуска каждого изделия  на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.3) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

                                                                                                              Таблица 3

Анализ  структуры продукции

Изделие Опт. цена за единицу продукции, руб. Объем производства продукции в натуральных  измерителях Товарная  продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение

ТП за счет структуры, тыс. руб.

План. Факт. План. Факт пересчи-танный на план. структуру Факт.
1 2 3 4 5 6 7 8= 7-6
А 500 57600 50400 28800 28900 25200 - 3700
В 600 56000 55470 33600 33717 33282 -435
С 700 27430 35650 19201 19267 24955 5688
Итого:    141030 141520 81601 81884 83437 1553

Если коэффициент  перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию  А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).Как показывают данные табл.3, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

При использовании  средних цен расчет производится по формуле

,

где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, 
VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.                                                                                                                           При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты: определение текущих и перспективных потребностей покупателей, оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий, оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

          Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.                                                                                                           Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:                                                                                      объем выпуска в стоимостной оценке;                                               материалоемкость;                                                                                     себестоимость товарной продукции;                                                                   прибыль;                                                                                                    рентабельность.                                                                                                        Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении. 
 

2.3. Анализ качества продукции.

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество  продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

удельный вес  новой продукции в общем ее выпуске;

удельный вес  продукции высшей категории качества;

средневзвешенный  балл продукции;

средний коэффициент  сортности;

удельный вес  аттестованной и неатестованной продукции;

удельный вес  сертифицированной продукции;

удельный вес  продукции, соответствующей мировым  стандартам;

удельный вес  экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка  в продуктах питания);

надежность (долговечность, безотказность в работе);

технологичность, т.е. эффективность конструкторских  и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

эстетичность  изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Одна из задач  анализа - изучить динамику перечисленных  показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и  дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Пример.

1. Себестоимость  забракованной продукции - 500 тыс. руб. 
2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб. 
3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб. 
4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб. 
5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) = 420

Для определения  потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.

Путь для нашего примера стоимость товарной продукции  в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

Тогда фактический  уровень рентабельности:

(104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.

Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

После этого  изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции  по местам их возникновения, центрам  ответственности и разрабатываются  мероприятия по их устранению.                                 Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.                                                                                      По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.                                                                                               Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку от реализации продукции (В) и прибыль (П):

ТП = (Ц1 - Ц0) К1,

В = (Ц1 - Ц0) VРП,

П = [(Ц1 - Ц0) VРП1] - [(С1 - С0) VРП1],

где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после

изменения качества;

К1 - количество произведенной продукции повышенного качества;

Информация о работе Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия