Анализ кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является на основании изучения литературных источников и практики работы в филиале РУПП «Брестхлебпром» Барановичский хлебозавод исследовать методику анализа кредиторской задолженности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: изучение и анализ научно-экономической и нормативной информации; изучение организационно-экономической характеристики исследуемой организации; раскрытие состава кредиторской задолженности и действующих правил ее учета; обобщение сведений о состоянии расчетов организации с юридическими и физическими лицами и отражении этих расчетов в синтетическом и аналитическом учете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………...
8
1.1 Экономическая сущность кредиторской задолженности, ее виды и форма……………………………………………… 8
1.2 Цель, задачи анализа состояния кредиторской задолженности………………………………………………… 13
ГЛАВА 2 ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ……………………………………………..
16
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ…………………………………………
24
3.1 Анализ динамики состава и структуры кредиторской задолженности …………………………………………………
3.2 Сравнительный анализ динамики кредиторской и дебиторской задолженности с темпами изменения объема производства, реализации продукции, прибыли.……………………………………………………….
3.3 Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности………………………………………………….
3.4 Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов сокращения кредиторской задолженности и ускорение ее оборачиваемости……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………….. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………….. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 50

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

 

 

 

1.2  Цель, задачи анализа состояния кредиторской задолженности

 

 Кредиторскую задолженность можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, она относится к краткосрочным обязательствам, а ее остатки по группам кредиторов характеризуют их преимущественное право на имущество организации. Это означает, что в любое время кредиторы могут потребовать погашения долгов. При неудовлетворительной структуре актива баланса, проявляющейся в увеличении доли сомнительной дебиторской задолженности, возможна ситуация, когда организация будет неспособна отвечать по своим обязательствам, что может привести к банкротству.

         С другой стороны, кредиторскую задолженность можно оценивать как источник краткосрочного привлечения денежных средств. Стратегия организации в этом случае должна предусматривать возможность их скорейшего вовлечения в оборот с целью рационального вложения в наиболее ликвидные виды активов, приносящие наибольший доход[9, с.53].

              Для анализа кредиторской задолженности изучают динамику долгов организации ее кредиторам, их количественную оценку, выявление причин роста или снижения, анализ структуры долговых обязательств и факторов ее изменения. Однако в отличие от дебиторской задолженности, являющейся частью имущества организации, долги кредиторам служат одним из источников его формирования. Источник этот в пределах обусловленного договором срока бесплатный для покупателя или потребителя, а зачастую бесплатный вообще, поскольку многие кредиторы до последнего времени не применяют штрафных санкций за просрочку платежей.

Анализ кредиторской задолженности начинается с оценки структуры и динамики источников заемных средств:

долгосрочные  кредитные займы;

краткосрочные кредитные займы;

кредиторская  задолженность.

Также, анализ дебиторской и кредиторской задолженности по данным финансовой отчетности организации включает:

 анализ динамики  и структуры долговых обязательств;

 анализ оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности;

 анализ влияния  долговых обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость предприятия [13, с. 21].

 Анализу подвергаются наиболее крупные сделки, связанные с приобретением дорогостоящих материальных активов в долг или за счет кредитов банка. При этом используют элементы управленческого анализа, основанного на исчислении маржинального дохода (прибыли) и ставки покрытия кредиторской задолженности по каждому мероприятию.

          Одним из наиболее сложных вопросов анализа кредиторской задолженности является расчет объема продаж, необходимого для покрытия или уменьшения суммы собственных долгов до определенной заранее величины. Трудность заключается в том, что выручка от продажи продукции (товаров, услуг) используется в первую очередь для приобретения сырья и материалов, оплаты производственных услуг, выплаты заработной платы и других неотложных нужд и лишь в оставшейся части для погашения долгов.

 Основные задачи анализа кредиторской задолженности:

 оценка и анализ динамики и структуры кредиторской задолженности по сумме и кредиторам;

 проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

 выделение сумм просроченной кредиторской задолженности, в том числе срочной; оценка факторов, повлиявших на ее образование;

 определение сумм штрафных санкций, возникших в результате образования просроченной кредиторской задолженности;

 выявление отклонений фактических показателей кредиторской задолженности от запланированных величин, а также факторов, повлиявших на эти отклонения;

 поиск резервов роста финансовой устойчивости;

 разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, увеличению эффективности кредиторской задолженности [17, с.58].

 Комплексный анализ кредиторской задолженности, являясь важнейшей составной частью деятельности всей организации, позволяет ее руководству:

 определить, как изменилась  величина долговых обязательств  по сравнению с началом года  или другого анализируемого периода;

 оценить, оптимально  ли соотношение дебиторской и  кредиторской задолженности;

 определить и оценить риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;

 найти рациональное соотношение между величиной кредиторской задолженности и объемом продаж, оценить целесообразность увеличения отпуска продукции, товаров и услуг в кредит, определить пределы ценовых скидок для ускорения оплаты выставленных счетов;

 прогнозировать состояние долговых обязательств организации в пределах текущего года, что позволяет улучшать финансовые результаты ее деятельности [16, с. 174].

Источником кредиторской задолженности является бухгалтерский  баланс, приложение к нему (форма №5) в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность». Суммы, отраженные в форме №5, должны соответствовать суммам, отраженным в форме №1, как в целом по кредиторской задолженности, так и в разрезе отдельных расшифровок.

Таким образом, наличие кредиторской задолженности с одной стороны показывает несостоятельность организации вовремя оплатить текущие расходы, а с другой - является важнейшим источником покрытия нехватки собственных средств для деятельности в динамичных условиях рынка.

 

                                                            ГЛАВА  2

ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Барановичский хлебокомбинат начал свою деятельность со времени воссоединения Западной Белоруссии в едином социалистическом государстве с октября 1939 года. Он имел в своем подчинении три пекарни. В июне 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны, деятельность хлебокомбината была прекращена. Возобновилась она после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 года на основании приказа №127 от 19 августа 1944 года. Народного комиссариата пищевой промышленности БССР от 15 июля 1944 года и приказа Главного управления хлебопекарной промышленности    

В 1967 году хлебокомбинату была поставлена задача: освоить производство кондитерских изделий. Доведен план в одну тонну. В последствии из-за роста спроса на кондитерские изделия выработка доходила до трех тонн в сутки. В настоящее время здесь работает 53 человека и ежедневно выпускается более одной тонны кондитерских изделий в широком ассортименте.

В 1976 году произошло переименование хлебокомбината в хлебозавод, а завода и пекарен соответственно в цеха №1,2,3.

В настоящее время Барановичский хлебозавод входит в состав Республиканского унитарного производственного предприятия «Брестхлебпром» на правах филиала. Предприятие включает в себя хлебный, булочный, кондитерский цеха, сухарный участок. Имеет три фирменных магазина и цех по ремонту и изготовлению нестандартного оборудования. Ежедневно предлагает потребителям 12 наименований хлеба, до 20-ти наименований булочных изделий, 7 наименований сушек и 4 наименования сухарей сдобных, более 50-ти наименований кондитерских изделий.

Барановичский хлебозавод входит в состав РУПП «Брестхлебпром»  на       правах обособленного подразделения без права юридического лица. Деятельность филиала осуществляется на основании «Положения о филиале Республиканского унитарного производственного предприятия хлебопекарной промышленности «Брестхлебпром», утвержденного 30.10.2001 и по Доверенности № 1723 от 15.06.2005, выданной Генеральным директором РУПП «Брестхлебпром». Свидетельство о государственной регистрации организации №200127089 зарегистрировано Брестским областным исполнительным комитетом 30 июня 2001 года.

Унитарное предприятие  реорганизовано путем присоединения Республиканского унитарного производственного предприятия «Барановичский опытно-механический завод», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 30.06.2001 № 3419, расположенного по адресу 225320г. Барановичи, ул. Текстильная, 24, в соответствии с актом приема-передачи, утвержденным Министром сельского хозяйства и продовольствия 26.10.2005, и присоединено к филиалу Барановичскому хлебозаводу как цех по ремонту и изготовлению нестандартного оборудования. РУПП «Брестхлебпром» является правопреемником всех прав и обязанностей в отношении кредиторов и должников в соответствии с передаточным актом.

Продукция, выпускаемая  Барановичским хлебозаводом, филиалом РУПП «Брестхлебпром», принадлежит  к категории «товары народного  потребления», что говорит о наличии постоянной потребности покупателя в данном товаре. Продукцию недостаточно произвести, ее необходимо умело и эффективно продать. От рынков сбыта зависит объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли. Барановичский хлебозавод зарекомендовал себя на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий как производитель высококачественной и экологически чистой продукции, и таким образом, занял лидирующую позицию на территории г. Барановичи, Барановичского района и некоторых регионов Брестской области, жители которых являются основными потребителями нашей продукции. Для увеличения объемов реализации продукции Барановичского хлебозавода разработана стратегия маркетинга, которая направлена не только на увеличение доли рынка, расширение границ существующего, но и освоение новых рынков сбыта. За пределы Брестской области также поставляется продукция. Налажены поставки хлебобулочной продукции и в ближнее зарубежье, то есть Российскую Федерацию [данные организации].

Чтобы определить место каждого вида реализуемой  продукции в отрасли промышленного  производства, необходимо рассчитать удельный вес в объеме реализации. Для этого необходимо рассмотреть  состав и структуру товарной продукции  промышленного производства на Барановичском хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром», которые отражены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 –  Состав и структура произведенной  продукции промышленного производства на ОАО «Барановичский комбинат пищевых продуктов» за 2010-2012 г.г.

Вид продукции

Товарная продукция,

млн. руб.

Структура товарной продукции, %

2010г. в % к  2008г.

Год

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Вино плодовое

11920

12778

12484

65,6

61,9

61,1

104,7

Диетические изделия

5815

7410

7410

32

35,9

36,3

127,4

Сухари ,торты и пирожные

315,3

330,1

391,9

1,7

1,6

1,9

124,3

Коврижки, печенье  сладкое, кексы, рулеты

110

108

127

0,6

0,5

0,6

115,5

Замороженное  тесто

13,6

14,2

15,7

0,07

0,07

0,07

115,4

Итого:

18173,9

20640,3

20428,6

100

100

100

587,3




  Примечания:

1.Источник: Приложение А

2.Источник: собственная разработка

                                                                                                                               

           Анализируя структуру товарной продукции на Барановичском хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром», следует отметить то, что она ежегодно изменяется. Но вместе с тем наибольший удельный вес на протяжении исследуемого периода занимает такая продукция, как сухари, торты, пирожные и диетические изделия. Так, в 2011 году их доля в общем объеме реализованной продукции составила 1,9% и 36,3% соответственно. Одинаковый удельный вес в общем объеме занимает замороженное тесто. Проанализировав остальные виды продукции видно, что структура изделий хлеба, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий  в 2008 году уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 4,5%.

Отдельное внимание нужно уделить трудовым ресурсам, используемым для производства продукции. Трудовые ресурсы – это один из важнейших факторов развития производства. Состав и структура трудовых ресурсов (по видам экономической деятельности) на Барановичском хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром» отражены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 –  Состав и структура рабочей силы на Барановичском хлебозаводе, филиале РУПП «Брестхлебпром» за 2009-2011 года

Группы работников по видам экономической деятельности

Год

2012 г. в % к 2010 г.

2010

2011

2012

чел.

%

чел.

%

чел.

%

А

1

2

3

4

5

6

7

Всего по организации

518

100,0

529

100,0

531

100,0

101,3

в том числе  по видам экономической деятельности:

 хлебобулочные  изделия

 

 

411

 

 

78

 

 

416

 

 

78,6

 

 

421

 

 

79,3

 

 

102,4

кондитерские  изделия

48

9,2

43

8,1

44

8,3

91,6

прочая пищевая  продукция

5

1

5

1

4

0,8

80

швейные изделия

4

0,9

4

0,7

4

0,8

100

техн. обор. и  проч. метал. изд.

17

3,4

20

3,8

17

3,2

100

розничная торговля

38

7,5

40

7,6

40

7,5

105,3

прочая деят. по орг. отдыха и развлечений, не включ. в другие группировки

 

 

-

 

 

-

 

 

1

 

 

0,2

 

 

1

 

 

0,1

 

 

-

Информация о работе Анализ кредиторской задолженности