Анализ выполнения договорных обязательств и реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Выполнение договоров и реализация продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….2
Глава 1. Теоретические основы выполнения договорных обязательств реализации продукции……………………………………………………..……3
Анализ динамики реализации продукции………………………..…3
Анализ выполнения договорных обязательств…………………..…4
1.3 Анализ факторов изменения реализации продукции…………….....9
Глава 2. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции ОАО «Ренток»………………………………………………………13
Глава 3. Мероприятия по снижению негативных влияний выполнения договорных обязательств на реализацию продукции ОАО «Ренток»…….…22
3.1 Анализ реализации готовой продукции………………………….…22
3.2 Мероприятия по снижению негативных влияний выполнения договорных обязательств на реализацию продукции ОАО «Ренток»...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...………………29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 91.00 Кб (Скачать)

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать  величину потерь, если какая-то часть  продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы  ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Риск невостребованной продукции  можно подразделить на преодолимый  и непреодолимый. Критерием отнесения  его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений,  направленных на продвижение товаров  на рынок. Если дополнительные затраты  на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку  производства и сбыта превышают  сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны  и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции  может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и  послепроизводственной  стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет  меньшим – это только расходы  на исследование рынка, разработку изделия  и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть  финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных  расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения  могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив  его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения  в дизайн, конструкцию, цену изделия  и за счет этого продвинуть его  на рынок; на после производственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос  на него, подкрепленный заявками или  договорами на его поставку.[6, c.352]

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Мероприятия по снижению негативных влияний выполнения договорных обязательств на реализацию продукции

ОАО «Ренток»

 

 

3.1 Анализ реализации готовой  продукции.

Для выяснения причин не реализации продукции,  на основании  данных бухгалтерской отчетности, а  также бизнес-плана необходимо проанализировать реализацию продукции (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Анализ реализации продукции, млн.руб.

Показатели

По плану

Фактически

Влияние на объем реализации, (+,-)

(гр.2-гр.1)

1.Остаток готовой продукции на  складе:

     

1.1 на начало периода

150

169

+19

1.2 на конец периода

200

243

- 43

2. Выпуск продукции за год

8403

8829

+426

3. Отгрузка продукции за год  (стр.1.1 + стр.2 – стр1.2)

8353

8755

+402

4. Остаток товаров на ответственном  хранении у покупателей ввиду  отказа от акцепта:

     

4.1 на начало периода

Х

-

-

4.2 на конец периода

Х

231

- 231

5. Поставки продукции за год  (стр.3 + стр4.1 – стр4.2)

8353

8524

+171

6. Товары в пути на начало  отчетного периода

300

306

+6

7. Товары в пути на конец отчетного  периода

510

520

-10

8. Реализация продукции за год  (стр.5 + стр.6 – стр.7)

8143

8310

+167


Влияние факторов изменения  объема реализации рассчитывается путем  сопоставления фактических показателей  с соответствующими плановыми.

Исходя из данных таблицы 3.1 можно сделать вывод о том, что остатки готовой продукции на складе к концу периода увеличились на 50 млн.руб. (200-150) по плановому показателю, фактически также произошло увеличение на 74 млн.руб.(243-169), что говорит о значительной загрузке складов, и незначительной реализации продукции.

Как видно из таблицы по всем показателям наблюдается рост фактических, по сравнению с плановыми. Но не каждое увеличение фактического показателя по сравнению с плановым является положительным моментом в  работе предприятия. Так, например рост объемов отгруженной продукции  на 402 млн. руб. (8755-8353) является положительным  моментом в работе предприятия за данный год, а рост остатков готовой  продукции на складе на конец периода  на 43 млн. руб. (243-200) - отрицательным, свидетельствующем  об опережающем росте объемов  производства по сравнению с объемами реализации. Снижение остатков готовой  продукции является резервом увеличения реализации товаров. Необходимо выяснить причины данного негативного  эффекта, так как дальнейший опережающий  рост объемов производства по сравнению  с объемами реализации может привести к «затариванию» складов и  образованию залежавшейся продукции.

Результаты анализа объема реализации продукции на ОАО «Ренток» показывают, что план реализации перевыполнен на 167 млн. руб.,  (8310 – 8143),в том числе за счет увеличения выпуска продукции на 426 млн. руб. (8829 – 8403). Вместе с тем, отрицательное значение на объем реализации оказал рост остатков готовой продукции на складах на 24 млн. руб.(43-19). Сверхплановые остатки готовой продукции вызваны перевыполнением плана производства, а также с недостатками в обеспеченности транспортными средствами.

Рост остатков отгруженных  товаров, оплата за которые не поступила  еще на расчетный счет предприятия, привел к снижению объема реализации на 235 млн. руб. (445-210). Такое увеличение остатков товаров отгруженных вызвано  изменением сроков нахождения документов в пути. На предприятии изменилась отгрузка продукции покупателем  и форма расчетов с ними. Отгрузка продукции за текущий год увеличилась  по сравнению с плановым показателем  на 402 млн. руб. (8755 – 8353), поставка продукции  – на 171 млн. руб. (8524 – 5353 ). 

На ОАО «Ренток» необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

 

 

3.2 Мероприятия по снижению негативных влияний

выполнения договорных обязательств на

реализацию продукции ОАО «Ренток»

В процессе анализа были выявлены причины образования  сверхплановых  остатков на складах, несвоевременной  оплаты продукции покупателям. Устранение данных причин способствует выявлению  резервов роста объемов реализованной  продукции. При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо учитывать сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации. Основным источником увеличения реализации продукции является сокращение остатков нереализованной продукции. В качестве основного резерва повышения прибыльности производства готовой продукции ОАО «Ренток» можно выделить внедрение новых, более прогрессивных мощностей, либо модернизация существующих производственных мощностей. Это позволит предприятию повысить производительность труда, снизить непроизводительные затраты, ввести режим экономии, а, следовательно, и снизить себестоимость производимой продукции за счет более экономичного использования сырья и повысить качество производимой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного анализа выполнения договорных обязательств и реализации готовой продукции на ОАО «Ренток» за  2009 год можно сделать следующие выводы:

1. Плановое производство  продукции для заключения договоров  предприятием ОАО «Ренток» составило 8403 млн. руб. Однако, как показали результаты анализа, договорные обязательства по поставкам продукции в связи с наличием внешних и внутренних причин были выполнены только на 99,61%. Сумма недопоставленной продукции в отчетном периоде составила 33 млн. руб. Вместе с тем за первое полугодие 2009 года (период январь – июнь) наблюдалось 100%-ое выполнение договорных обязательств. Однако в июле в связи с несвоевременным завозом материалов предприятие недопоставило продукции на сумму 9 млн.руб., что составило 1,3 % от величины обязательств, выполнив поставку на 98,7 % за месяц и на 99,82 % нарастающим итогом с начала года. поставка продукции началась с января месяца и до июля месяца степень выполнение договорных обязательств составляла 100%. В августе недопоставок продукции по договорным обязательствам не было. В сентябре неполная готовность партий продукции к отгрузке привела к выполнению договорных обязательств на 98,28% за месяц и на 99,66% нарастающим итогом с начала года. В итоге сумма недопоставки за сентябрь составила 13 млн.руб. или 1,72 %, за период с начала года – 22 млн.руб. или 0,34%. Неплатежеспособность покупателей вызвала недовыполнение договорных обязательств в октябре и декабре на 2 млн.руб. или 0.26%  и на 9 млн.руб.или 1.5% соответственно. Таким образом, процент выполнения – договорных обязательств по поставкам продукции за декабрь составил 98,7%, за период с начала года – 99,61%.

2. План по объему реализации готовой продукции на  ОАО «Ренток» перевыполнен на 2,05 %. Сверх плана реализовано продукции на сумму 167 млн. руб.. Таким образом, можно сказать, что предприятие нашло свою нишу на рынке товаров, и оно имеет наработанную клиентскую базу, производит для  своих постоянных клиентов-покупателей.

3. Из анализа реализации  продукции видно, что план реализации перевыполнен на 167  млн. руб. за счет увеличения выпуска товарной продукции на 426 млн. руб.. Однако, отрицательное влияние на объем реализации оказало увеличение остатков продукции на складах на 24 млн. руб. Рост остатков отгруженных товаров, оплата за которые не поступила на расчетный счет предприятия, привел к снижению объема реализации на 235 млн. руб.. Такое увеличение остатков товаров отгруженных вызвано изменением сроков нахождения документов в пути. На предприятии изменилась дальность отгрузки продукции покупателям и форма расчетов с ними. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 402 млн. руб., поставка продукции - на 171 млн. руб, что является положительным моментом в работе предприятия за данный год, но рост остатков готовой продукции на складе на конец периода на 43 млн. руб. - отрицательным, свидетельствующем об опережающем росте объемов производства по сравнению с объемами реализации. Возможными причинами в снижении реализации  могли стать неконкурентоспособность продукции, высокие цены, низкий уровень качества продукции, сезонный характер продукции. Не исключены и недостатки в работе маркетингового отдела предприятия, отдела сбыта.

Таким образом, за отчетный период на ОАО «Ренток» были достигнуты основные плановые показатели по отгрузке и реализации продукции, что свидетельствует об эффективной работе предприятия. Однако, вместе с тем, в работе предприятия наблюдались негативные моменты, связанные с недовыполнением договорных обязательств по поставкам продукции, вызванные нарушениями контрагентами своих обязательств, а также недостатками в работе отдела сбыта. Все это позволит предприятию не только увеличить объем производства и реализации продукции, но и сохранить позиции на местном рынке производства торфяных изделий, что обеспечит стабильное развитие предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гапун А.Б. Анализ  объема производства и продаж      неплатежеспособных  предприятий / Гапун А.Б.// Бухгалтерский  учет  и  анализ.- 2005г. № 12..

2. Ермолович Л.Л, Сивчик Л.Г., Щитникова И. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович.- Минск: ООО «ИНТЕРССЕРВИС», 2006. – 571с.

3. Жоровин   А.С.  Анализ  хозяйственной  деятельности / Н.П.Жоровин//Консультант бухгалтера. -2007 г. №4.

4. Ковалев В.В.  Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Ковалев В.В. //   Учебник. – М.: Проспект, 2006. 421с.

5. Ковалев  В.В.  Волкова О.Н. Анализ  хозяйственной деятельности: Учеб. Пособие. - Москва: ПБОЮЛ, 2005.

6. Любушина Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.  Анализ    финансово    -    экономической    деятельности    предприятия/ Любушина Н.П. // учебн. пособие для ВУЗов Минск: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. 471с.

7.  Русак Н.А. Основы финансового анализа: справочное пособие/ Н.А. Русак – Москва : ИНФРА-М, 2006.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов по экономическим специальностям./Г.В. Савицкая. -7- е изд., испр.-  Москва: ООО «Новое знание», 2005, - 703с.

9. Савицкая Г.В .Экономический анализ: учебник для студентов вузов, обуч. по экон. направлениям./ Г.В. Савицкая. – 12-е изд., перер. и доп.- Москва:  ООО «Новое знание», 2006,- 687с.

10. Стражев В.И., Богдановская Л.А. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник для вузов./ В.И. Стражев.- 5- е издание.-  Минск: Высшая школа, 2007, - 480 с.

11. Чернобривец А.С. Анализ производства и реализации продукции // Экономика. Финансы. Управление. 2005 год. №12. с. 30-37.

12.  Шеремет А.Д. Методика финансового анализа./ Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С// М.: ИНФА-М, 2009. 176с..

13. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: России, М: Дело и Сервис, 2005 год. 320 с.

Информация о работе Анализ выполнения договорных обязательств и реализации