Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере ООО «Унитрон Пром». 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть  значение, задачи и информационное  обеспечение анализа производства  продукции;
2) рассмотреть  систему показателей производства  продукции;
3) провести анализ  динамики и выполнения плана  производства продукции ООО «Унитрон Пром»;
4) провести факторный  анализ производства продукции ООО «Унитрон Пром»; 
5) предложить  резервы увеличения выпуска продукции ООО «Унитрон Пром».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические  основы анализа резервов выпуска  и реализации продукции………………………………………………………………………….6
1.1. Задачи и  информационное обеспечение анализа…………………………..6
1.2. Анализ динамики  и выполнения плана производства и реализации 
продукции………………………………………………………………………….7
1.3. Анализ ассортимента  и структуры продукции……………………………10
1.4. Анализ качества  произведенной продукции………………………………13
1.5. Анализ ритмичности  работы предприятия………………………………..16
1.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации 
продукции………………………………………………………………………...18
2. Анализ резервов  выпуска  и реализации продукции  ООО «Унитрон Пром»……………………………………………………………………………..24
2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия…………24
2.2. Анализ программы  выпуска продукции…………………………………...31
2.3. Анализ ритмичности  работы предприятия………………………………...38
2.4. Анализ качества реализуемой продукции…………………………………39
3. Разработка  рекомендаций по оптимизации  выпуска и реализации 
продукции ………………………………………………………………………..38
3. Разработка рекомендаций  по оптимизации выпуска и реализации 
продукции………………………………………………………………………...42
3.1. Выявление резервов  повышения эффективности выпуска  и реализации 
продукции………………………………………………………………………...42
3.2. Использование  возможностей АВС-анализа для  оптимизации структуры
выпуска……………………………………………………………………….…..46
4. Расчет экономической  эффективности мероприятий………………………52
Заключение……………………………………………………………………….53
Глоссарий………………………………………………………………………...55
Список литературы……………………………………………………………....57
Приложения……………………………………………………………………...61
Таким образом, в соответствии со значением коэффициента обобщающего показателя, комплексно характеризующего использование оборудования, увеличилось в 2008 году во всех производственных цехах.
В соответствии с результатами анализа 2008 году фактическое время, затраченное на производство продукции, стало более соответствовать плану, значения коэффициента достигло уровня 96,2%-99,2%, в прошлом году значения коэффициента соответствовали уровню 88,3%-95,6%.
Далее необходимо 
изучить более детально использование 
отдельных видов машин и 
В соответствии 
с этим был проведен анализ степени 
привлечения наличного 
Таблица 12
Исходная информация 
для анализа использования 
| Группы оборудования (ед.) | 2007 г. | 2008 г. | Отклонение (ед.) | Стоимость оборудования, тыс. руб. | |
| На 12.01 2007 г. | На 12.01 2008 г. | ||||
| Наличное | 223 | 252 | 29 | 39868 | 42508 | 
| Установленное | 221 | 249 | 28 | 39153 | 41977 | 
| Действующее | 198 | 236 | 38 | 39069 | 42210 | 
В 2008 году количество всех видов оборудования возросло по сравнению с 2007 годом. Наличное оборудование увеличилось на 29 единиц и составило 252 единицы. Увеличение количества оборудования объясняется покупкой новых машин и агрегатов, однако такое увеличение можно оценить неоднозначно. С одной стороны, привлечение нового оборудования – это безусловно положительный момент, но в данном случае отрицателен тот факт, что в 2008 году, как и в 2007 году было введено в эксплуатацию не все наличное оборудование. Такая ситуация объясняется тем, что старое оборудование находится на консервации, а новое – требующее монтажа не устанавливается.
Величина неустановленного оборудования из числа наличного незначительна: 2 и 3 единицы соответственно, но, учитывая, что из числа введенного в эксплуатацию в 2007 году, из 221 машины фактически функционирует 198, а в 2008 году из установленных 249 машин работали всего 236, то количество пригодного и неиспользуемого оборудования возрастает.
Уменьшение количества действующего оборудования из числа установленного объясняется, чаще всего, выходом из строя оборудования и длительным ремонтом.
В этом случае, необходимо усилить контрольную функцию управления за эксплуатацией и сохранностью производственного оборудования. Своевременное исправление неполадок, качественный ремонт позволит увеличить срок службы объекта и уменьшить риск бездействия оборудования.
Таким образом, согласно особенностям представленных данных понятно, что мощности предприятия, наличие оборудования и производственных площадей в полной мере позволяет повысить эффективность работы предприятия и объемы выработки.
3.2. Использование возможностей АВС-анализа для оптимизации структуры выпуска
Для определения приоритетных направлений повышения эффективности производства продукции необходимо выделить наиболее перспективные товарные группы. Компания рано или поздно оказывается перед дилеммой – стараться максимально угодить клиенту и держать широкий ассортимент и большой товарный запас или следить за рентабельностью вложений в ассортимент и в склад, с тем, что бы можно было дальше развиваться. Налицо противоречие между двумя задачами – максимально удовлетворить наибольшее число клиентов или сделать компанию максимально рентабельной.
Какой ассортимент 
необходим для удовлетворения потребностей 
покупателей? Какие формы работы 
с  ассортиментом обеспечат 
Оговоримся сразу, что существует достаточное количество методов, позволяющих анализировать ассортимент и товарные запасы. Мы выбрали те, которые кажутся нам не только эффективными, но и применимыми на практике.
Предложенные в этой части работы методы практичны, просты, информативны и очень активно применяются многими успешными компаниями. Однако мы уверены так же и в том, что нет пользы в сложной математической формуле, если нельзя переложить ее на простой язык элементарной таблицы Excel – далеко не все специалисты, работающие с ассортиментом, имеют высшее математическое образование. Именно отсутствие внятного и простого инструмента ограничивает широкое распространение подобных методов. Мы поставили своей целью на простых примерах показать методику применения наиболее популярных математических методов анализа ассортимента [11, c. 24].
Для того, что бы любой анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его основе, точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна быть достаточно современна и конечно, наш персонал должен уметь обращаться с этой системой. Также многое зависит от того, правильно ли ведется учет движения товаров.
Приведя в порядок общую структуру, мы можем взяться за анализ ассортимента. Для этого мы рассмотрим подробно методику проведения АВС- и XYZ-анализа.
С помощью АВС-анализа 
можно анализировать вклад 
Один из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод АВС-анализа. АВС-анализ («а-бэ-цэ»-анализ) нельзя путать с бухгалтерским Abc-анализом (читается «эй-би-си»-анализ и переводится как «activity-based costing» - «расчет себестоимости на основе разнесения затрат по видам деятельности»).
АВС-анализ основывается на так называемом принципе Парето, говорящем о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. На самом деле, основателем идеи явился доктор Джозеф Джуран, обнаруживший универсальный принцип, который он назвал "vital few and trivial many" (важного - мало, обычного - много). Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат.
Управленцы и люди творческих профессий знают, что 20% результатов (первые и последние 10%) отнимают 80% времени и сил. Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:
- 80% материальных благ приходятся на 20% населения (соответственно, остальные 80% людей довольствуются 1/5 частью материальных богатств, имеющихся у человечества).
- за 20% рабочего времени делается 80% работы
- 20% клиентов приносят компании 80% дохода
- 80% товарных запасов поставляются 20% поставщиков,
- 20% товарных запасов занимают 80% склада,
- 20% дефектов вызывают 80% проблем.
- 80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов,
- и так далее [11, c. 24].
Важно, что данное правило является эмпирическим - конкретная пропорция может оказаться иной - не 80/20, а, например, 90/10 или 67,48/32,52. Правило Парето указывает именно на значительное отклонение от пропорции 50/50 в различных системах, а не конкретную величину отклонения. Но пропорция «20/80» все же является универсальным термином и мы примем ее для простоты формулировки.
Для нас ценность правила Парето заключается в том, что эта идея позволяет сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих результатов. И метод АВС-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции, «звезды» в ассортименте компании или магазина, выделить аутсайдеров и показать, что является базовым ассортиментом.
По сути, АВС-анализ – 
это ранжирование ассортимента по разным 
параметрам. Мы далее будем говорить 
об ассортименте компании. Однако ранжировать 
таким образом можно и 
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль магазина (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» мы в дальнейшем будем подразумевать или прибыль, или оборот):
Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.
Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.
Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата [26, c. 25].
Такое соотношение 
процентов как раз и 
Рисунок 5 – Данные АВС-анализа на графике
Порядок проведения АВС-анализа:
1 шаг. Выбираем объект анализа (что будем анализировать? Ассортимент? Поставщиков? Клиентов?) и параметр (по какому признаку будем анализировать? По обороту? По прибыли? По оборачиваемости?). Обычно объектами АВС-анализа являются товарные группы, товарные категории и товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.
2 шаг. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра (вверху располагаются товары с наибольшей долей в обороте, внизу списка – с наименьшей).
3 шаг. Выделяем группы А, В или С. Для этого необходимо:
Доля с накопительным 
итогом высчитывается путем 
В соответствии с этим проведем анализ особенностей ассортимента компании посредством АВС-анализа.
Таблица 13
АВС-анализ продаж компании
| Наименование товарной группы | Объем продаж за год | Процент из общего оборота | Кумулятивный процент | 
| Арахис | 115178 | 34,00% | 34,00% | 
| Грецкий орех | 81302 | 24,00% | 58,00% | 
| Фундук | 60977 | 18,00% | 76,00% | 
| Миндаль | 37264 | 11,00% | 87,00% | 
| Фисташка | 30488 | 9,00% | 96,00% | 
| Кешью | 13550 | 4,00% | 100,00% | 
| Итого | 338760 | 100,00% | 
В соответствии с результатом анализа понятно, что в группу А входят арахис, грецкий орех и фундук. Данная группа приносит предприятию 76% объема прибыли. Второй по значимости группой является группа В, в которую входит миндаль и фисташка. Именно на эти группы и рост их продаж должна быть направлена стратегия реализации, рекламная стратегия и маркетинговые исследования, результаты которых могут стать основой повышения спроса на продукцию предприятия.
Рисунок 6 – Результаты АВС-анализа продукции предприятия
В соответствии с результатами исследования необходимо основные усилия по повышению продаж направить на товарную группу А и В. Это возможно посредством размещения рекламных и имиджевых материалов, определения основных преимуществ и пользы продукции. Пример подобного материала для потребителей представлен в Приложении к работе. Он может быть размещен на сайте компании, в рекламных буклетах и проспектах.
 
4. Расчет экономической эффективности мероприятий
Экономическая 
эффективность разработанных 
Рисунок 7 – Трендовый анализ выручки от продаж, 2006 – 2011 гг.
В соответствии 
со значением величины коэффициента 
аппроксимации более 
y = -2060,1x2 + 50605x + 210883
у = -2060,1x72 + 50605*7 + 210883 = 464173,1 руб. – таким образом, прибыль предприятия растет, в соответствии с чем можно сделать вывод о целесообразности использования разработанных мероприятий.
 
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Объем производства 
и реализации продукции являются 
взаимозависимыми показателями. В условиях 
ограниченных производственных возможностей 
и неограниченном спросе на первое 
место выдвигается объем 
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.