Финансовый результат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Анализируя состав и динамику прибыли следует иметь в виду, что ее размер во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Работа содержит 1 файл

Глава 6н (Фин.рез).doc

— 866.00 Кб (Скачать)

            с – себестоимость единицы продукции.  

 

    Недостатком  данных моделей  является то, что они не обеспечивают системного подхода к изучению факторов:  себестоимость и цены рассматриваются независимо от объема реализации продукции. Поскольку эта взаимосвязь не учитывается, то по данной  методике уровень рентабельности  не  зависит  от объема продаж,  так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение и прибыли, и суммы затрат.

          Аналогичные недостатки присущи действующей методике факторного анализа рентабельности продаж, где обычно применяется модели следующего вида:

  • для отдельных изделий

  • в целом  по предприятию

 

    Недостатком и этих моделей является то, что они не учитывают изменение объема продаж на уровень рентабельности оборота.

    Важно также при расчете влияния  факторов  на уровень рентабельности по детерминированным моделям  учитывать следующее правило. Если какой–либо фактор одновременно оказывает влияние и на прибыль и на величину затрат или ресурсов, то чтобы комплексно оценить его влияние, необходимо одновременно изменять его значение и в числителе и в знаменателе факторной модели.

    Тем не  менее в литературе  довольно часто еще  встречаются методики, по которым  сначала определяют изменение рентабельности за счет факторов, формирующих прибыль (числитель данного показателя), а затем рассматривают факторы, определяющие величину знаменателя (размер затрат, выручки, капитала).

    При этом влияние факторов, формирующих прибыль, на изменение уровня рентабельности продаж определяют следующим образом:

                              

    После этого сальдовым методом определяют, как изменилась рентабельность за счет выручки:

      

и затем  способом пропорционального деления  этот  прирост  рентабельности раскладывают по факторам, формирующим выручку или затраты.

    Такой подход к исследованию факторов недопустим в анализе, так как нарушается основной его принцип – обеспечение системного подхода к изучению объекта. Если какой–либо фактор одновременно влияет на составные части изучаемого объекта, то соотносить эти части между собой можно при одинаковом его уровне. Если нужно выяснить, насколько изменилась рентабельность за счет динамики объема реализации продукции, то следует и прибыль и выручку пересчитать на  изменившийся объем продаж и только после этого соотносить полученные величины.   В противном случае получатся  неверные  результаты.

    Во  избежание отмеченных недостатков  и  обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения рентабельности продукции и прогнозирования ее величины целесообразно   использовать  модели, построенные по правилам маржинального анализа, в основе которого лежит деление затрат на постоянные и переменные.

    Раздельное  отражение в этих моделях постоянных затрат, независящих от динамики объема продаж, позволяет   определить на изменение уровня рентабельности влияние  не только структуры продаж, цены и усеченной себестоимости изделия, но и физического объема реализованной продукции.   

    По  данным табл.6.8 проведем факторный анализ рентабельности затрат одного вида продукции (изделия А),  используя следующую факторную модель:

.

    Приведенные данные показывают,  что уровень  рентабельности в целом снизился на 9,45 %.

В том  числе за счет изменения:

    объема реализованной продукции:  DRVРП = 18,75 – 25,0 = –6,25 %;

     цены реализации:                               DRp =    23,5 – 18,75 = +4,75 %;

     удельных переменных затрат:           DRb =   15,29 – 23,50 = –8,21 %;

     суммы постоянных затрат:                 DRА =   15,55 – 15,29 = +0,26 %.

    Результаты  анализа по остальным видам продукции  отражены в табл. 8.19.

Таблица  6.19

Факторный анализ рентабельности отдельных видов  продукции

Вид продук–ции Объем продаж, туб Цена,

тыс.руб.

Переменные  затраты на единицу продукции, тыс.руб. Постоянные  затраты на весь объем продаж, тыс.руб.
t0 t1 t0 t1 t0 t1 t0 t1
А 5700 4850 5,0 5,2 2,8 3,1 6840 6790
В 5600 5300 6,0 6,1 3,6 3,5 7840 8586
С 2700 3050 7,0 7,35 3,5 3,6 5940 5979
D 1900 2650 7,5 7,8 3,75 3,744 4035 5135

Продолжение табл. 6.19

Вид продук–ции Уровень рентабельности, % Изменение рентабельности, %
 
 
t0
 
 
усл.1
 
 
усл.2
 
 
усл.3
 
 
t1
Общее  
 
 
В том  числе за счет
Объема  продаж Цен Удельных переменных затрат Постоянных  затрат
А 25,00 18,75 23,5 15,29 15,55 –9,45 –6,25 +4,75 –8,21 +0,26
В 20,00 18,13 20,10 22,51 19,14 –0,86 –1,87 +1,97 +2,41 –3,37
С 22,81 28,50 34,92 32,49 32,19 +9,38 +5,69 +6,42 –2,43 –0,30
D 27,68 42,24 47,93 48,10 37,28 +9,60 +14,56 +5,69 +0,17 –10,82
 

    Далее необходимо  изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их  влияние на уровень рентабельности.  По данным табл.  6.16  выполним этот расчет по изделию А  в табл.6.20.

 

            Таблица 6.20

Расчет  влияния факторов, определяющих уровень средней

                         цены реализации, на изменение  уровня рентабельности изделия  А

Фактор Изменение цены, руб. Изменение рентабельности, %
Качество  продукции +450 +10,69
Рынки и каналы сбыта –400 –9,50
Инфляция +150 +3,56
Итого +200 +4,75
 

    Затем надо установить,  за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы  продукции  и аналогичным образом  определить их  влияние на уровень  рентабельности.            Такие расчеты делаются по каждому  виду товарной продукции,  что позволяет более точно оценить  работу  субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

    Для анализа рентабельности издержек в целом  по  предприятию  рекомендуем использовать следующую факторную модель:

    По  данным табл. 8.7, 8.8 и 8.9 произведем расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки:

 

 

 

 

 

 

Изменение уровня рентабельности  за счет:

   а) объема продаж                DRvрп = Rусл1 – R0 =  22,79 – 23,14 = –0,35 %,

   б) структуры продаж          DRУд = Rусл2 – Rусл1 =  24,50 – 22,79 = +1,71 %,

    в) цен                                   DRp = Rусл3 – Rусл2 =   28,80 – 24,50 = +4,30 %,

    г) переменных затрат          DRb = Rусл4 – Rусл3 =  26,80 – 28,80  = –2,00 %,

    д) постоянных затрат          DRА =   R–   Rусл4 =  23,93 – 26,80 = –2,87 %,

                                                                Итого                                        +0,79 %     

 

    Аналогичным образом  можно  рассчитать влияние  факторов на изменение  уровня   рентабельности оборота, для чего можно использовать следующую факторную модель:

    Для факторного анализа маржинальной рентабельности (MR) можно использовать следующие    модели:

    а)  в целом по предприятию

    б)  отдельного вида продукции

        . При отсутствии количественного учета объемов продаж  для факторного анализа показателей рентабельности рекомендуем использовать следующие модели:

  

;     
;       
.

    Анализ  рентабельности операционного капитала осуществляется по следующей факторной модели:

,

где  ОК – средняя сумма операционного  капитала;

         Коб – коэффициент оборачиваемости операционного капитала;

       ПФР – прочие финансовые результаты  от операционной деятельности.

   Таблица 6.21

Исходные  данные для факторного анализа рентабельности

Информация о работе Финансовый результат