Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ "Лицей №6"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:03, дипломная работа

Описание работы

В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве.
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.

Целью работы является разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию финансового обеспечения учреждения на основе анализа финансирования общеобразовательного учреждения (Лицея) в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИКО – ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОУ ЛИЦЕЙ

1.1 Краткая характеристика учреждения

1.2 Структура учреждения

1.3 Виды оказываемых услуг

1.4 Характеристика персонала и оплата труда

2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1 Планирование расходов по смете

2.2 Источники формирования бюджетных и внебюджетных средств

2.3 Характеристика сметного финансирования

2.4 Роль бюджета в финансовом обеспечении образовательных учреждений

2.5 Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений

2.6 Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений

3. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «ЛИЦЕЙ» И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ

3.2 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и учет финансовых результатов деятельности

3.3 Предложения по совершенствованию финансового обеспечения МОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курс-диплом.docx

— 131.44 Кб (Скачать)

Под оптимизацией действующей сети получателей бюджетных  средств подразумевается проведение инвентаризации всех бюджетных учреждений и реестров получателей бюджетных  средств по главным распорядителям. Это делается с целью административного  и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств  соответствующим профильным министерствам  и ведомствам; ликвидации «лишних» бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется; устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.

В городе Качканаре  такая инвентаризация бюджетных  учреждений произошла, после чего был  расформирован Качканарский межшкольный  компьютерный центр. В него входили  все школьные педагоги по информатике, у них было отдельное здание, которое  нужно было обслуживать и ремонтировать. Был директор этого центра, его  заместители и обслуживающий  персонал, которые при реорганизации  были сокращены, тем самым сокращены  и расходы на выплату им заработной платы. Сейчас же все педагоги расформированы по школам, оборудование так же распределено между МОУ и другими бюджетными учреждениями.

Второе направление  реформирования направлено на уточнение  статуса учреждений и внедрение  новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных  наиболее эффективно предоставлять  государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. На данном этапе возможно проведение сравнительной оценки потребности  в предоставлении бюджетных услуг  и их фактического предоставления. При этом может возникнуть ситуация, при которой окажется, что часть  бюджетных услуг вообще не востребована, а другой не хватает. Вот и получается, что бюджетные средства уходят не туда куда, хотелось бы.

Переход к новым  формам финансового обеспечения  предоставления государственных (муниципальных) услуг предусматривает постепенный  отказ от сметного финансирования бюджетных  учреждений; широкое использование  механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных  средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных  заданий. Учреждение должно не просто получать бюджетные средства в виде финансирования, но и прикладывать какие то усилия, бороться, для того чтобы получить дополнительные средства на развитие деятельности.

Примером новой  формы финансирования может послужить  участие учреждения в приоритетном национальном проекте «Образование», в котором победители получают дополнительные средства. Так в 2006 году МОУ ЛИЦЕЙ  № 6 решила принять участие в национальном проекте и попробовать выиграть его. Для этого руководство учреждения составило план развития Лицея на ближайшие 5 лет. В нем было указана  для чего это все делается и  приведет ли это к какому-нибудь результату. В процессе подготовки было сделано не мало работы по составлению  необходимой документации, но по итогам конкурса Лицей победила в национальном проекте, и получила миллион рублей, которые в дальнейшем использовала на обновление материальной базы учреждения.

Бюджетные учреждения могут неоднократно принимать участие  в национальном проекте, для получения  дополнительного финансирования. В 2008 году МОУ ЛИЦЕЙ № 6 проходит лицензирование и претендует на звание «Лицей». Новый  вид образовательного учреждения подразумевает  под собой разработку новых программ развития, в том числе и профильного. Но для полной реализации и воплощения этих программ необходима материальная база, которую обновить за счет выделяемого  сметного финансирования не возможно. Поэтому директор принял решение  об участии в национальном проекте  и в 2008 году. Для этого сейчас собирается необходимый для участия пакет  документов.

Методы формирования бюджета, ориентированного на результат, - это, прежде всего, повышение ответственности  министерств и ведомств за достижение поставленных целей и эффективное использование бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; переход на контрактную систему финансирования бюджетных услуг.

Как оценить  результативность работы учреждений образования? Сфера образования и связанные  с ней финансовые потоки – одна из самых сложных сфер, как для  экономистов, так и для юристов. В большинстве случаев к ней  невозможно применить стандартные  понятия финансового анализа: рентабельность, ликвидность и другие. Однако какие-то критерии результативности нужны и  здесь. Среди прочего, работники  образования также должны быть материально  заинтересованы в результатах своего труда, как и работники других отраслей. В этой связи интересна  попытка установить и описать  критерии результативности деятельности муниципальных учреждений образования.

Общие критерии:

1.1. Участие в  городских областных, региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, фестивалях, выставках,  научно-практических конференциях  и других мероприятиях.

1.2. Поддержание  и улучшение материально-технической  базы учреждения, сохранение и  увеличение основных фондов.

1.3. Методическая  деятельность.

1.4. Взаимодействие  с другими учреждениями образования,  общественными организациями по  осуществлению образовательных  и социально-экономических программ  и задач.

1.5. Повышение  квалификации работников. Создание  условий для творческого роста  персонала.

1.6. Правильная  расстановка и рациональное использование  трудовых ресурсов учреждения, поддержание  благоприятного морально-психологического  климата в коллективе.

1.7. Выполнение  плана поступления доходов, получаемых  от предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности.

1.8. Применение  различных форм платных услуг  населению, привлечение внебюджетных  средств, работа со спонсорами.

1.9. Нравственное  и эстетическое воспитание учащихся  и иная деятельность, в результате  которой сохраняются, создаются,  распространяются и осваиваются  культурные ценности.

1.10. Использование  новых технологий, методов и форм  в образовательном процессе.

1.11. Культурно-просветительская  деятельность среди учащихся  Лицея, направленная на удовлетворение  духовных и культурных потребностей  каждого школьника.

1.12. Организация  досуга и методов работы, способствующих  формированию позитивного мировоззрения  и повышению культурного уровня  школьников.

1.13. Отсутствие  необоснованной кредиторской задолженности.

Совершенствование бюджетирования предполагает повышение  самостоятельности бюджетных учреждений, поскольку отсутствие у многих из них в настоящее время права  самостоятельного распоряжения бюджетными средствами имеет последствием значительные финансовые издержки. 

3. Анализ финансирования деятельности МОУ «лицей» и пути решения проблем финансирования его деятельности

3.1 Анализ бюджетных  и внебюджетных  средств МОУ

Деятельность  МОУ «Лицей №6» осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов лицея поступает в порядке  сметного финансирования из бюджета, и  небольшая часть – из внебюджетных источников, основным из которых является родительская плата за летний оздоровительный  лагерь на организацию досуга детей  и благотворительные и безвозмездные  поступления.

Поступление средств  из бюджета осуществляется на основании  утвержденной сметы расходов. Смета  на 2007 год была представлена в декабре 2006 года Управлению образованием Качканарского  городского округа.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а  также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим финансированием, и производится сравнение поступивших  сумм бюджетных с кассовыми расходами  учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным  средствам» форма 127.

В таблице 5 отражены данные по финансированию школы на конец 2007 года нарастающим итогом с  начала года. В графе 3 показаны суммы  планового финансирования в разрезе  статей экономической классификации  расходов. Графа 4 показывает удельный вес каждой статьи в общей сумме  расходов учреждения. Таким образом, из таблицы видно, что незначительный вес в общей сумме расходов занимают прочие расходы, услуги связи, транспортные расходы и прочие выплаты. Их удельный вес составляет не больше 1% по каждой позиции.

Среди расходов наибольший удельный вес занимает статья «Заработная плата» - 60,0%, что характерно для большинства бюджетных учреждений. Анализ структуры расходов позволяет  оценить соответствие направления  использования бюджетных средств  по профилю деятельности учреждения.

Графа 5 содержит суммы фактического финансирования, предоставленного МОУ, а графа 6 показывает процент исполнения плана финансирования по каждой статье. По большинству статей отклонение фактических данных финансирования от плановых отсутствует, что говорит  о достоверности планирования показателей  сметы. За исключением некоторых  статей, таких как транспортные расходы. Неисполнение составило 0,2%. Это связано  с тем, что лицею были выделены целевые средства на оплату проезда  детей сирот и опекаемых к  месту учебы и обратно. Но так  как город маленький и делится  на районы, а в каждом из них есть своя школа, то ученики практически  все живут около школы и ездят только в редких случаях, и потребности в выделенных денежных средствах не возникло.

Таблица 5

Сметные назначения и финансирование МОУ Лицей за 2007г.

Код статьи Наименование  статьи Утверждено  по смете на год, тыс. руб. Удельный вес  от общей суммы расходов, % Профинан-сировано за год, тыс. руб. Удельный вес  факта от плана, %
1 2 3 4 5 6
211 Заработная  плата 10667,9 60,0 10667,9 60,2
212 Прочие выплаты 83,1 0,5 80,1 0,5
213 Начисления  на заработную плату 2788,6 15,7 2788,6 15,7
221 Услуги связи 45,0 0,3 45,0 0,3
222 Транспортные  расходы 71,0 0,4 14,1 0,2
223 Коммунальные  услуги 1357,0 7,6 1357,0 7,6
225 Услуги по содержанию имущества 487,4 2,7 487,4 2,7
226 Прочие услуги 10,0 0,1 10,0 0,1
290 Прочие расходы 596,7 3,4 596,7 3,4
310 Увеличение  стоимости основных средств 1548,1 8,7 1548,1 8,7
340 Увеличение  стоимости материальных запасов 109,0 0,6 109,0 0,6
  ИТОГО 17763,8 100 17703,9 100

В связи с  новым порядком финансирования через  казначейство суммы в графе «Профинансировано  за год» отражают не средства на счете  учреждения, а средства, перечисленные  со счета в казначействе на покрытие расходов МОУ. Соответственно, так как  на покрытие расходов Лицея были перечислены  приблизительно такие суммы, какие  указаны в смете, то смета отражает реальную потребность в средствах.

В таблице 6 содержатся данные о кассовых расходах учреждения и плановом финансировании.

Плановые данные приведены из сметы расходов учреждения, а уточненные – из отчета об исполнении сметы расходов. В течение года производится неоднократное уточнение  сметных назначений. Изменение сметы  оформляется специальной справкой, которая поступает в учреждение от Управления образованием Качканарского  городского округа. В справке дается ссылка на нормативный документ, на основании которого производится уточнение, а также приводятся уточненные суммы  в разрезе статей экономической  классификации расходов. В большинстве  случаев уточнения сметы связаны  с изменениями заработной платы, тарифов на оплату коммунальных услуг  и т.п. С увеличением тарифов (тарифных ставок) возникает потребность в  дополнительных средствах. Для получения  дополнительных средств учреждение делает запрос в Управление образованием Качканарского городского округа с приблизительным расчетом требуемой суммы (перерасчет фонда заработной платы с учетом новых ставок и т.д.).

Таблица 6

Сметные назначения и кассовые расходы МОУ Лицей  № 6 за 2007 год

Код статьи Наименование  статьи Утверждено  по смете в начале года на год, тыс. руб. Уточненный  план на конец года за год, тыс. руб. Кассовый расход Отклонение  кассового расхода от уточненного  плана (+, -)
211 Заработная  плата 9860,0 10667,9 10667,9 -
212 Прочие выплаты 83,1 83,1 80,1 3,0
213 Начисления  на заработную плату 1850,0 2788,6 2788,6 -
221 Услуги связи 45,0 45,0 45,0 -
Продолжение таблицы 6
222 Транспортные  расходы 20,0 71,0 14,1 56,9
223 Коммунальные  услуги 1357,0 1357,0 1357,0 -
225 Услуги по содержанию имущества 487,4 487,4 487,4 -
226 Прочие услуги 10,0 10,0 10,0 -
290 Прочие расходы 596,7 596,7 596,7 -
310 Увеличение  стоимости основных средств 1548,1 1548,1 1548,1 -
340 Увеличение  стоимости материальных запасов 109,0 109,0 109,0 -
  ИТОГО 15966,3 17763,8 17703,9 59,9

Информация о работе Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений на примере МОУ "Лицей №6"