Ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль является важнейшей функцией государственного управления. Финансовый контроль осуществляется за формированием и распределением валового внутреннего продукта (ВВП) по соответствующим фондам, за эффективным и целевым использованием средств. Он охватывает производственную и непроизводственную сферу. Цель финансового контроля - сохранение и рациональное использование народного достояния, природных богатств, всех видов ресурсов, сокращение и ликвидация разного рода непроизводительных расходов и потерь, пресечение фактов бесхозяйственности, злоупотреблений, отмывания доходов, полученных преступным путем.

Содержание

Введение 4
1. Организация контрольно-ревизионной работы 6
1.1. Состояние контрольно-ревизионной работы и перспективы ее развития в условиях разных форм собственности 6
1.2. Функции ревизионного аппарата государственной контрольно-ревизионной службы 9
1.3. Ревизия как одна из форм финансового контроля, ее виды и характеристика 13
1.4. Последовательность ревизионного процесса, его планирование и процедуры осуществления 17
1.5. Организация и порядок проведения инвентаризаций 27
2. Методика и техника проверки учетной документации во время ревизии 33
2.1. Техника ревизионного исследования документов 33
2.2. Приемы проверки документов по сути 40
2.3. Криминалистическая экспертиза документов 43
2.4. Способы проверки документов 44
Заключение 45
Список используемых источников 47

Работа содержит 1 файл

Содержание КиР.doc

— 266.00 Кб (Скачать)
  • ревизовать и проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и прочие документы, которые подтверждают поступление и расходования средства и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей;
  • иметь беспрепятственный доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования;
  • привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных и ремонтных работ, контрольных запусков сырья и материалов, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных на эту цель средства;
  • требовать от руководителей объектов, которые ревизуются, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, денег и расчетов, опечатывать кассы, составы, архивы, а в случае выявления подделок — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;
  • получать от банков необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средства;
  • получать от служебных и материально ответственных лиц письменные объяснения;
  • предъявлять руководителям, другим должностным лицам требования относительно устранения выявленных нарушений;
  • взимать в доход государства средства предприятий, полученные по незаконным соглашениям и с нарушением действующего законодательства;
  • накладывать на руководителей и других служебных лица административные взыскания;
  • применять к предприятиям финансовые санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

       Обязанности:

  • строго придерживаться Конституции Российской Федерации, Законов  Российской Федерации;
  • в случаях выявления злоупотреблений и нарушений действующего законодательства передавать правоохранительным органам материалы ревизий и сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушении государственным органам.

       При изъятии документов в связи с  их подделкой ревизор обязан сообщить об этом правоохранительным органам. Изъятые документы сохраняются к окончанию ревизии или проверки. Ревизоры должны обеспечивать соблюдение коммерческой и служебной тайн.

       Кроме того, ревизор обязан:

  • владеть комплексом способов и приемов контрольно-ревизионной работы;
  • объективно излагать выявленные факты нарушений и злоупотреблений;
  • предоставлять помощь работникам ревизуемого предприятия в устранении выявленных недостатков;
  • принимать участие в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • докладывать руководству подконтрольного предприятия о результатах ревизии;
  • проверять полноту и своевременность выполнения рекомендаций по результатам предыдущей ревизии.

       Ревизор несет ответственность за:

  • своевременность, надлежащее качество ревизии;
  • объективность преподавания ее результатов;
  • полное или частичное утаивание выявленных нарушений и злоупотреблений или их занижения;
  • правильность и обоснованность выводов по результатам ревизии;
  • использования служебного положения в корыстных целях;
  • преждевременное разглашение материалов ревизии.

       1.3. Ревизия как одна из форм финансово-хозяйственного контроля, ее виды и характеристика

       Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.

       Ревизия — форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе — отдельным и конкретным.

       Если  экономический контроль связан с  общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.

       В отличие от других форм контроля, ревизия  имеет четкий правовой статус, который  закрепляет границе ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.

       Основные  причины необходимости ревизий:

  • низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;
  • не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;
  • недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т. п.

       Поэтому во время ревизии вместе с проведением  инвентаризаций ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков с полной передачей ценностей тем материально-ответственным лицам, которые не пользовались ими больше года, и осуществить окончательный расчет с уволенными материально-ответственными лицами, за которыми числились непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных по отдельным бухгалтерским счетам и т. п.

       Ревизии исследуют финансово-хозяйственную  деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).

       Ревизия также изучает субъект предпринимательской  деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных лиц и т. п.).

       Ревизия проводится в соответствии с законодательством  о предприятиях. При этом собственник (государство или консолидированный собственник) ставит перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия выполняет его задания в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает содействие повышению эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной функции.

       Ревизии различаются по таким признакам.

       По  признаку ревизующих органов ревизии бывают вневедомственные и внутриведомственные. Вневедомственные ревизии осуществляют органы других министерств или ведомств: Министерство экономики, Государственный комитет статистики, Антимонопольный комитет и т.п. Внутриведомственные ревизии назначаются распоряжением руководителя вышестоящей организации или учреждения.

       По  признаку полноты проверки различают ревизии полные и частичные. Полная ревизия охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия, частичная — лишь отдельные виды деятельности или хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производственные и т. п.).

       По  организационному признаку ревизии бывают плановыми и внеплановыми. Ревизии, которые проводятся за определенный период времени (одних, два или три года) и охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), считаются плановыми и предполагаются в планах проведения ревизий. К внеплановым принадлежат ревизии, которые проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.).

       По  кругу вопросов, которые подлежат проверке, ревизии бывают сквозные и тематические, комплексные и некомплексные.

       Сквозные ревизии проводят для проверки взаимосвязанных хозрасчетных организаций и предприятий.

       Тематические — это ревизии преимущественно по отдельному вопросу (теме). Они охватывают максимальное количество предприятий (проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности).

       Комплексные ревизии включают все виды контроля и охватывают производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, при этом осуществляются документальная ревизия, экономический анализ, проверку оперативной работы и т.п. Такие ревизии проводит бригада, которая состоит из ревизоров, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и других специалистов.

       Некомплексные ревизии проводятся в небольших по объему работы предприятиях, а также во время частичных ревизий с участием одного или двух ревизоров. Например, ревизия в детском учреждении, школе.

       Перечисленные виды ревизий при умелой, рациональной их организации обеспечивают сохранение средства, предупреждения фактов злоупотреблений, повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности.

       1.4. Последовательность ревизионного процесса, его планирования и процедуры осуществления

       Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.

       В теории и практике контрольно-ревизионной  деятельности есть такие этапы:

  • планирования ревизии;
  • подготовка к ревизии;
  • составления задачи (программы) проведения ревизии;
  • организация работы на месте (объекте) ревизии;
  • документальная и фактическая проверка;
  • систематизация материалов ревизии и составления акта, выводов и предложений;
  • согласования и обсуждения следствий ревизии на предприятии;
  • утверждения материалов ревизии;
  • контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.

       Министерства, ведомства, концерны, ассоциации, акционерные  производственные объединения, которые имеют в своем составе контрольно-ревизионный аппарат, составляют перспективные и текущие планы проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях, учреждениях и организациях.

       Перспективные планы составляют преимущественно  на пять лет, текущие — на следующий календарный год.

       Планы ревизий в системе министерств  и ведомств составляются контрольно-ревизионными управлениями (отделами) и утверждаются руководителями вышестоящих организаций. План проведения ревизий и проверок сохраняется у руководителя контрольно-ревизионного органа и не подлежит разглашению с целью обеспечения внезапности каждой ревизии или проверки. В планах указывается: на какую дату обревизованы предприятия, вид ревизии, затраты времени в днях, за который период может проводиться ревизия, время проведения, и делается отметка о выполнении. Срок проведения ревизий определяется в зависимости от объемов деятельности и особенностей предприятий, которые ревизуются. Объем ревизии может измеряться оборотом продукции, количеством предприятий и дел, которые подлежат ревизии. Продление установленного срока, в порядке исключения, допускается с разрешения органа, который назначил ревизию.

Информация о работе Ревизия