Шпаргалка по "Теории Экономического анализа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:10, шпаргалка

Описание работы

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Работа содержит 1 файл

Ответы по ТЭА.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Содержание  анализа хозяйственной деятельности вытекает из его функций: 1. изучение характера действия экономических  законов; 2. научное обоснование текущих и перспективных планов; 3. контроль за выполнением планов и экономным использованием ресурсов; 4. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки; 5. оценка результатов деятельности предприятия по выполнению плана, диагностика его положения на рынке товаров и услуг; 6. разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Под предметом  экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Иначе говоря, под Предметом экономического анализа мы понимаем поиск и выявление причинно-следственных связей экономических явлений и процессов.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи, среди  которых основными можно выделить: 1. повышение научно-экономической  обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки; 2.объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов; 3. определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов; 4.контроль за осуществлением требований коммерческого расчета; 5. выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; 6.проверка оптимальности управленческих решений.

Объектами изучения  являются  экономические  результаты финансово-хозяйственной деятельности и сами хозяйственные процессы. Напр. на промышленном предприятии к объектам анализа относят производство и реализацию продукции, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства и др.

Субъектами экономического анализа принято называть пользователей его результатов, которых можно разделить на две группы:- внутренние пользователи - это руководство организации,

- внешние  пользователи. 

5. Содержание основных  характеристик функционально-стоимостного анализа (ФСА); отличие его от других видов экономического анализа.

Сегодня в экономически развитых странах  практически каждое предприятие  или компания используют методологию  функционально-стоимостного анализа  как практическую часть системы  менеджмента качества. Функционально-стоимостный анализ – методология непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.

Суть  метода ФСА — поэлементная отработка  конструкции. Ю. М. Соболев (один из основоположников ФСА, вторым был американец Лоуренс  Д.) предложил рассматривать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Из анализа становилось ясно, где «спрятаны» излишние затраты. Соболев применил свой метод на узле крепления микротелефона и ему удалось сократить перечень применяемых деталей на 70 %.

Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат. Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию ФСА как практическую часть системы менеджмента качества

Основные  идеи ФСА: =Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования, = Потребитель стремится сократить  свои затраты. = Интересующие потребителя  функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами. = Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.

Принципы  ФСА: 1. принцип ранней диагностики (величина выявленных резервов зависит от того, на какой стадии жизненного цикла изделия проводится ФСА т.е. наибольший эффект от проведенного анализа – на этапе проектирования); 2. принцип приоритета (ФСА должны подвергаться те изделия и процессы, которые находятся в стадии разработки и будут производиться в больших масштабах); 3. принцип оптимальной детализации (выделение потребительских функций, свойственных объекту); 4. принцип последовательности (предварительное изучение будущего объекта и обстоятельств его изготовления); 5. принцип выделения ведущего звена (ликвидация узких мест производства)

Метод ФСА разработан  как "операционно-ориентированная" альтернатива  традиционным  финансовым  подходам. В частности в  отличии от традиционных финансовых подходов, метод ФСА: 1. предоставляет  информацию  в  форме, понятной  для  персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;

2. распределяет  накладные  расходы  в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и функциях их составляющих, а также их влиянием на себестоимость.

Перечень  преимуществ и недостатков ФСА.

Преимущества

Более точное знание стоимости продукции  дает возможность принимать верные стратегические решения по:

а) назначению цен на продукцию;

б) правильному  сочетанию продуктов;

в) выбору между возможностями изготавливать  самостоятельно или приобретать;

г) вложению средств в научно-исследовательские  работы, автоматизацию процессов, продвижение  и т.п.

Большая ясность в отношении выполняемых функций, за счет которой компаниям удается:

а) уделить  больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности  дорогостоящих операций;

б) выявить  и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.

Недостатки:

Процесс описания функций может оказать  излишне детализированным, кроме  того, модель иногда слишком сложна и ее трудно поддерживать.

Часто этап сбора данных об источниках данных по функциям (activity drivers) недооценивается 

Для качественной реализации требуются специальные программные средства.

Модель  часто устаревает в связи с  организационными изменениями.

Реализация  часто рассматривается как ненужная "прихоть" финансового менеджмента, не достаточно поддерживается оперативным  руководством. 

6. Сравнение как  прием экономического  анализа: особенности  применения. Проблема  сопоставимости при  сравнении экономических  показателей. Примеры.

Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление  или изучаемый предмет сопоставляются с уже известными ранее, с целью  определения общих черт либо различий между ними.

Типы  сравнения:

Сравнение фактических данных с плановыми. Оно позволяет определить степень  выполнения плана за определенный период, а также выявить резервы производства (для этого фактические данные об объеме проведенных мероприятий сравнивают с плановыми)

Сравнение с лучшими результатами. (т.е. с  лучшими образцами труда, передовым  опытом)

Межфирменный  сравнительный анализ ,когда показатели анализируемого предприятия сравниваются с показателями ведущих предприятий отрасли

Сравнение разных вариантов решения экономических  задач (особенно часто используется в предварительном анализе при  обосновании планов и управленческих решений)

Сравнение параллельных и динамических рядов (используют для определения и обоснования формы и направления связи между различными показателями)

Виды  сравнительного анализа:

Горизонтальный  сравнительный – исп. для определения  абсолютных и сравнительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового

Вертикальный  сравнительный анализ - расчет удельного  веса частей в общем целом,(напр. удельный вес собственного капитала в общей его сумме)

Трендовый анализ – примен. при изучение относительных  темпов роста и прироста показателей  за ряд лет к уровню базисного года.

Одномерный  сравнительный анализ – сопоставление  по одному или нескольким показателям  одного объекта или нескольких объектов по одному показателю

Многомерный сравнительный анализ – сопоставление  результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей.

Для характеристики показателей хозяйственной деятельности и проведения сравнений используют их абсолютные, относительные и средние  величины.

Абсолютные  показатели (стоимостные, натуральные  и трудовые) применяют для объемной характеристики изучаемого экономического явления.

Относительные показатели используют для характеристики степени выполнения планов, измерения  темпов изменений показателей. Они  выражаются числом раз, коэффициентами, процентами.

Средние величины показателей используют для получения обобщающей характеристики (устанавливают наиболее типичные черты) изучаемых однородных экономических явлений, например, средней нормы выработки, средней заработной платы и др.

При использовании  приёма сравнения, необходимо соблюдать следующие требования:

– Применение единой методики исчисления;

– Устранение влияния инфляции; 

– Устранение влияния структурных сдвигов: устранение влияния состава выпускаемой  продукции; 

– Устранение влияния различий по времени; 

– Принцип  сопоставимости показателей

Обязательным  условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

• единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

• единство периодов времени, за которые производится сравнение;

• сопоставимость условий производства;

• сопоставимость методики исчисления показателей.

Существуют  различные базы сравнения. Например, фактические данные сравниваются с  плановыми данными.

 – план,  – факт

= Данное значение характеризует изменение показателя a.

 - темп роста или снижение показателя a.

 - темп прироста.

 – пред. год,  – отчетный

 - процент роста.

  - процент прироста. 

7. Понятие «системности» и «комплексности» в экономическом анализе. Приведите примеры.

Системность как понятие требует исследования, анализа объекта в качестве единого  целого, единой системы, включающей находящиеся  в определенном взаимодействии составные  элементы.

Системный подход – это направление в  методологии исследования. Он базируется на изучении объектов как сложных систем, которые состоят из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта. Главные особенности системного подхода – это динамичность, взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена.

Системный подход в эконом. анализе позволяет разработать научно обоснованные варианты решения хозяйственных задач, определить эффективность этих вариантов, что дает основание для выбора наиболее целесообразных управленческих решений.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории Экономического анализа"