Система показателей, характеризующих финансовое состояние, и методы их определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Финансово-хозяйственную эффективность работы предприятия отражают:
- обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность;
- состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей;
- состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности;
- оборачиваемость оборотных средств;
- материальное обеспечение банковских кредитов;
- платежеспособность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1. Значение и сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2. Информационная база финансового анализа
1.3. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «РЕМБЫТТЕХНИКА»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка ликвидности и платежеспособности
2.3. Анализ деловой активности
2.4. Анализ рентабельности предприятия
Глава 3. Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «РЕМБЫТТЕХНИКА»
3.1. Совершенствование управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
3.2. Пути повышения эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

анализ.doc

— 995.00 Кб (Скачать)
 

                                       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московский  государственный  индустриальный университет

(ГОУ  МГИУ)

Кафедра ИДО №71 "Экономика, менеджмент качества инвестиций" 
 

Курсовая  работа по «Комплексному- экономическому анализу хозяйственной деятельности» 

тема: «Система показателей, характеризующих финансовое состояние, и методы их определения » 

Группа   БК 06 М 21
Студент   Куликова Наталья Петровна
Руководитель проекта,   Л. Е. Старина
 
 
 

Белая Калитва  2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Одним из важнейших условий успешного  управления предприятием является оценка его финансово-хозяйственной деятельности. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования финансовых средств.

      Финансово-хозяйственную эффективность работы предприятия отражают:

      - обеспеченность собственными оборотными  средствами и их сохранность;

      - состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей;

      - состояние и динамика дебиторской и кредиторской задолженности;

      - оборачиваемость оборотных средств;

      - материальное обеспечение банковских кредитов;

      - платежеспособность. 

      При этом устойчивое финансово-хозяйственное положение предприятия зависит, прежде всего, от улучшения таких качественных показателей, как – производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнение плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота.

      К числу важнейших задач аналитических финансовых исследований относятся:

      - общая оценка финансово-хозяйственного состояния;

      - проверка расходования средств по целевому назначению;

      - выявление причин финансовых  затруднений;

      - определение  возможностей  улучшения  использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения.

      Таким образом, вырабатываются стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются  резервы повышения  эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

      В рыночной экономике финансово-хозяйственное состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Поэтому оценка финансово-хозяйственного состояния – непременный элемент как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой. Это предопределяет важность проведения анализа финансово-хозяйственного состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1.1. Значение и сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

    В современной рыночной экономике  бухгалтерский учет делится на 2 отрасли: финансовый учет и хозяйственный (управленческий) учет (см. рис. 1).

    Финансовый  учет решает проблемы взаимоотношений  предприятия с государством и  другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей информации.

    Управленческий  учет состоит из систематического традиционного  учета, направленного на выработку  управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия; в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности. При таком понимании управленческого бухгалтерского учета, собственно бухгалтерский учет, планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии. Поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового – внешнего

    Субъектами  анализа выступают как непосредственно  заинтересованные, так и опосредовано заинтересованные в деятельности предприятия  пользователи информации.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Примерная схема содержания анализа хозяйственной деятельности

    К первой группе пользователей относятся  собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство).

    Каждый  субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих  интересов. Следует отметить, что  только руководство предприятия  может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

    Вторая  группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это, прежде всего, аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и другие.

    Итак, субъектами внутреннего управленческого  анализа являются только руководство и привлекаемые ими аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета и так далее.

    Управленческий  анализ включает в свою систему не только производственный,  но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях  любого коммерческого   дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производственного, так и финансового анализа в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и реализацией продукции, ориентированный на рынок.

    Финансовый  анализ является частью общего, полного  анализа хозяйственной деятельности.

    Финансовый  анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть все секреты успеха фирмы.

    Основное  содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

  1. анализ абсолютных показателей прибыли;
  2. анализ относительных показателей рентабельности;
  3. анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
  4. анализ эффективности использования заемного капитала;
  5. экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

    Существует  многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности.

    Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.

    Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и прочие.

    Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системы внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета) иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.

    Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, то есть в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

1.2.  Информационная база финансового анализа

 

      Успешность  работы линейных и функциональных руководителей  и специалистов зависит от различных  видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического, кадрового и т.п. К числу ключевых элементов этой системы, без сомнения, относится информационное обеспечение, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность данного предприятия.

      Все информационные ресурсы можно сгруппировать  в пять крупных блоков:

    • сведения регулятивно-правового характера;
    • сведения нормативно-справочного характера;
    • данные системы бухгалтерского учета;
    • статистические данные;
    • несистемные данные.

      Первый  блок включает в себя законы, постановления, указы, то есть документы, определяющие, прежде всего, правовую основу деятельности предприятия. Информацию этого блока необходимо принимать в расчет, так как представленные в нем документы носят обязательный характер. Кроме того, никакие хозяйственные операции, равно как и никакая система учета или анализа, не могут надлежащим образом реализовываться без адекватного понимания условий и требований действующего правового пространства.

      Во  второй блок входят нормативные документы  государственных органов (Министерства финансов, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и другие), международных организаций и различных институтов, в том числе финансовых, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка. В качестве примера можно привести Положение о выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям, сообщения Минфина РФ о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее представления, регулятивы, содержащие пороговые значения показателей для признания структуры баланса неудовлетворительной, и т.п. Что касается регулятивов в международном контексте, то, например, можно упомянуть о системе международных стандартов бухгалтерского учета. Однако фактически требованиям международных стандартов бухгалтерского учета вынуждены следовать все компании, ведущие свои операции на международных рынках капитала, товаров и услуг. Не все документы этого блока являются обязательными для исполнения. В частности, нормативы  в отношении признания структуры баланса удовлетворительной носят скорее информационно-справочный характер, однако в аналитическом смысле эти нормативы играют достаточно важную роль при оценке финансового состояния возможного контрагента.

Информация о работе Система показателей, характеризующих финансовое состояние, и методы их определения