Спортивная тренировка как многолетний процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - Рациональное построение тренировочного процесса.


Задачи исследования:

1.Теоритически обосновать положительное влияние спортивной тренировки на организм.

2.Определить основные направления развития спортивной тренировки.

3.Изучение взглядов на многолетнюю спортивную тренировку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА» И РАЗВИТИЕ МНЕНИЙ О ЕЕ ПОСТРОЕНИИ...…………………………………………....6


1. 1. Понятие «спортивная тренировка» и характеристики разделов тренировки………………………………………………………………………...6



1.2. Характеристика системы подготовки спортсменов………………………..8


1.3. Различные взгляды на построение спортивной тренировки……………..13


ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ………………………………………………………………….18


2.1Основные принципы спортивной тренировки……………………………...18


2.2. Цикличность тренировочного процесса…………………………………...25


2.3. Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств……………………………………………………………...27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ       

        УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ  
 

              Факультет физический культуры

              Кафедра теории и методики физической культуры и спорта

              Специальность «Физическая культура»

              Курс 5 
               
               

ДИЛЬМУХАМЕТОВ АРТУР МАРАТОВИЧ 
 

Спортивная  тренировка как многолетний  процесс 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 

                                                                                   Проверил: ст. преподаватель

                                                                                          Балуков В.С.

             
 
 
 

Работа допущена к защите ___________

Заведующий кафедрой       ___________ 

Дата представления       ___________

Дата защиты        ___________

Оценка         ___________ 

УФА 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА» И РАЗВИТИЕ МНЕНИЙ О ЕЕ ПОСТРОЕНИИ...…………………………………………....6   

1. 1. Понятие «спортивная тренировка» и характеристики разделов тренировки………………………………………………………………………...6

 

1.2. Характеристика системы подготовки спортсменов………………………..8 

1.3. Различные взгляды на построение спортивной тренировки……………..13 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ………………………………………………………………….18 

2.1Основные принципы спортивной тренировки……………………………...18 

2.2. Цикличность тренировочного процесса…………………………………...25 

2.3. Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств……………………………………………………………...27 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….30 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  исследования моделирования процесса многолетней тренировки отражается в требованиях эффективности управления подготовкой спортсменов, для чего необходимы поэтапные ориентиры. Анализ показывает , что использование принципов программно-целевого управления успешно осуществляется на уровне системы многолетней подготовки - этапе спортивного совершенствования и достижения высшего спортивного мастерства в условиях подготовки сборных

команд (Матвеев, 1977). Проблема моделирования  находится в стадии разработки, и  неудивительно, что на практике приходится встречаться с различными ее трактовками, с неодинаковыми подходами. В современной литературе нет еще полного единообразия в применении самих понятий “модели” и “модельные характеристики”. Можно встретить немало других терминов, аналогичных им по смыслу: “контрольные нормативы”, “контрольные показатели качеств и способностей”,“контрольные нормативы соревновательной деятельности”, “нормативные показатели”, “модели”, “показатели подготовленности”. Но чаще всего в литературе встречается именно термин “модельные характеристики”

В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, Б.Н. Шустин (1975) выделили три основных уровня модельных характеристик (табл. 1).                                    

 

Таблица 1          

Уровень      Вид модели     Модельные характеристики 

Первый       Соревнова-      Наиболее характерные  показатели соревнова-

                     тельная           тельной деятельности в конкретном виде спорта

            

Второй        Модель             Специальная физическая подготовленность

                  Мастерства         Техническая подготовленность 

                                               Тактическая подготовленность

          

 Третий       Модель              Функциональная подготовленность 

                   спортив-             Психическая подготовленность 

                   ных воз-             Морфологические особенности 

                  можностей          Возраст и спортивный стаж    

 Указанные  авторы считают, что для успешного  управления процессом  спортивной  подготовки необходимо создавать  “модели спортсмена”. Сравнение  моделей настоящего и будущего  позволит построить программу тренировки  спортсмена наиболее рационально. Обобщенная модель как бы разбивается на части, которые располагаются по степени значимости на трех уровнях.

 Моделирование,  разработка “модельных характеристик”  в последние годы  получают все большее распространение в обосновании программно-целевого   управления многолетней подготовкой спортсменов. М.Я. Набатникова (1982) отмечает, что в подобных случаях применяется приближенное моделирование, хотя и качественные, и количественные показатели в каждом конкретном случае получают путем обследования, тестирования, различных экспериментов, экспертных оценок специалистов, то есть, используя практически весь арсенал   параметров.

Управление  подготовкой можно представить  в виде четырех этапов:

1-й –  разработка модельных характеристик  текущего и прогнозируемого состояний  для достижения запланированного  спортивного результата;

2-й –  разработка характеристик программы,  рассматривающей содержание тренировки, соревнований и отдыха;

3-й –  разработка системы контроля за текущим состоянием и выполнением запланированной программы;

4-й –  обеспечение необходимой коррекции в намеченной программе.

Для отражения  в моделях необходимого уровня технической  подготовленности спортсменов необходимо учитывать неравнозначность и специфичность технического мастерства спортсменов в различных видах спорта. В “моделях сильнейших спортсменов”  в единоборствах следует отразить объем, эффективность и разносторонность спортивной техники, необходимые для достижения  высоких спортивных результатов  (Кузнецов, Новиков, Шустин, 1975).

Многолетняя спортивная тренировка понимается как  единый процесс восхождения по этапам спортивного мастерства - единственно  правильный путь к достижению максимальных результатов в спорте (Дегтярев, 1985; 1981; Набатникова, 1982; Никифоров, 1987; Фарфель, 1972).В современной научно-методической литературе накоплен значительный исследовательский материал, позволяющий конкретизировать основные положения такой системы многолетней подготовки спортсменов. В.П. Филин(1980) и Фарфель (1972) предлагали следующую концепцию построения многолетней тренировки: всю многолетнюю подготовку, имеющую собственные пути развития, от новичка до чемпиона или рекордсмена, целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями. Управление такой системой, считают авторы, приводит к ее упорядочению и позволяет создать необходимые тренировочные и соревновательные эффекты. Одним из наиболее известных является программно-целевое управление (Железняк, 1981; Набатникова, 1982; Фарфель, 1972), для которого главное, состоит прежде всего в разработке поэтапных модельных характеристик. В моделях построения многолетней тренировки, согласно данным литературы, можно выделить следующие компоненты: этапы многолетней подготовки; примерный возраст спортсменов на каждом этапе; преимущественная направленность тренировки; главные задачи тренировки; основные средства и методы подготовки; допустимые тренировочные нагрузки; примерные контрольные нормативы на каждом этапе подготовки. 

Цель  исследования - Рациональное построение тренировочного процесса. 

Задачи  исследования:

1.Теоритически  обосновать положительное влияние  спортивной тренировки на организм.

2.Определить основные направления развития спортивной тренировки.

3.Изучение  взглядов на многолетнюю спортивную  тренировку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА» И РАЗВИТИЕ МНЕНИЙ О ЕЕ ПОСТРОЕНИИ

                                                                                

1. Понятие «спортивная тренировка» и характеристики разделов тренировки 

Спортивная  Тренировка (СТ) — это специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. СТ организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма. Тренированность — это мера приспособления организма к конкретной работе. СТ может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает правильные положительные анатомо-физиологические изменения в организме. Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка — понятие более широкое, чем тренировка поэтому подготовку стоит рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и вне тренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.

Готовность  к достижению спортивных результатов  характеризуется соответствующим  уровнем развития физических качеств — силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем. развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Спортивная  тренировка (СТ) направлена на достижение высоких спортивных результатов  в избранном виде спорта. Уровень  спортивных достижений растет. Это  требует не только глубоких и всесторонних знаний об особенностях спортивной тренировки (СТ), но и изменений средств, методов и форм организации занятий по физ.воспитанию.

Тренировка  является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков  и умений, воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагогический процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и образовательными задачами.

Информация о работе Спортивная тренировка как многолетний процесс