Спортивная тренировка как многолетний процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - Рациональное построение тренировочного процесса.


Задачи исследования:

1.Теоритически обосновать положительное влияние спортивной тренировки на организм.

2.Определить основные направления развития спортивной тренировки.

3.Изучение взглядов на многолетнюю спортивную тренировку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА» И РАЗВИТИЕ МНЕНИЙ О ЕЕ ПОСТРОЕНИИ...…………………………………………....6


1. 1. Понятие «спортивная тренировка» и характеристики разделов тренировки………………………………………………………………………...6



1.2. Характеристика системы подготовки спортсменов………………………..8


1.3. Различные взгляды на построение спортивной тренировки……………..13


ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ………………………………………………………………….18


2.1Основные принципы спортивной тренировки……………………………...18


2.2. Цикличность тренировочного процесса…………………………………...25


2.3. Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств……………………………………………………………...27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Гетерохронность (неодновременность) восстановления различных  функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов, происходящих на различных уровнях его структурно-функционального приспособления к воздействию тренировки, позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Но для этого требуется глубоко продуманно варьировать занятия (изменять их содержание и методы, параметры объема и интенсивности, чередовать занятия по их преимущественной направленности и регулировать интервалы между ними) с учетом гетерохронности восстановления и адаптации к нагрузкам разного типа.

Принцип непрерывности тренировочного процесса не сводится поэтому просто к требованию возможно чаще повторять тренировочные  воздействия. Он предполагает регулярное сочетание моментов повторности и изменчивости в системе тренировочных занятий и допускает много вариантов построения тренировки, если они помогают обеспечить достаточно высокие темпы поступательного развития тренированности.

Единство  постепенности увеличения и тенденции к предельным нагрузкам

Известно, что малые тренировочные нагрузки не обеспечивают необходимого тренировочного эффекта, поэтому тренер использует большие и предельные их величины. Это предусматривает на каждом новом  этапе совершенствования спортивного мастерства предъявления к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что является решающим для эффективного протекания приспособительных реакций.

Нагрузка  должна возрастать постепенно из года в год, достигая своего максимума на этапе подготовки к высшим достижениям. При этом выделяются основные направления интенсификации тренировочного процесса:  

-суммарный  годовой объем работы увеличивается  от 100-200 до 1300-1500 ч в год;  

-количество тренировочных занятий в течение недельного микроцикла увеличивается от 2-3 до 15-20 и более;  

-количество  занятий с большими нагрузками  в течение недельного микроцикла  увеличиваются до 5-7;  

-увеличивается  количество занятий избирательной  направленности;  

-возрастает  доля тренировочной работы в  «жестких» режимах, способствующих  повышению специальной выносливости;

 

-увеличивается  объем соревновательной деятельности;

 

-постепенно  расширяется применение физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств для повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.

Современному  спорту свойственен указанный рост объемов и интенсивности тренировочного процесса, что обеспечивает достижение высоких спортивных результатов в оптимальной возрастной зоне.  

Волнообразность и вариативность  нагрузок

 

Волнообразность тренировочных нагрузок позволяет  выявить в различных структурных  единицах тренировочного процесса зависимость  между объемом и интенсивностью работы, соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления, между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий. Из возможных вариантов изменения нагрузки во времени волнообразная динамика обеспечивает наибольший эффект спортивной тренировки. Линейное и ступенчатое ее возрастание может использоваться при малых нагрузках.

Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены - большие объемы работы, например, на первом этапе подготовительного периода сопровождаются относительно невысокой ее интенсивностью. Возрастание же интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки, в основном, влечет за собой уменьшение объема работы. Попытка длительное время применять большие нагрузки, как правило, приводит к отрицательным результатам. Следовательно, предельные тренировочные нагрузки должны своевременно снижаться и чередоваться с компенсаторной работой.

Волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать несоответствия между видами работы различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью, процессами утомления и восстановления.

Вариативность нагрузок обеспечивает всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений и их отдельных компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсивности восстановительных процессов и профилактике переутомления и перенапряжения функциональных систем.  

2.2.Цикличность тренировочного процесса 

Цикл (от греческого «циклос») - совокупность явлений, образующих полный круг развития. Цикличность тренировочного процесса проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, периодов и макроциклов. Притом, каждая очередная «волна» нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.

Продолжительность микроциклов - от 3 до 7-10 дней, мезоциклов - от 3 до 5-6 недель, периодов тренировки - от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклов - от 3-4 до 12 месяцев. Конструирование  подготовки спортсмена на данной основе позволяет систематизировать задачи, средства и методы тренировочного процесса, а также реализовать принципы: непрерывность, единство общей и специальность подготовки, единство постепенности увеличения нагрузки, волнообразность динамики нагрузок и тенденцию к максимальным нагрузкам.

Качественное  построение циклов тренировки является одним из важнейших резервов совершенствования  системы тренировки, поскольку оптимизация  современного тренировочного процесса при относительной стабилизации уже и без того огромных количественных параметров тренировочной работы уже достигла околопредельных величин. Важно, чтобы каждый последующий цикл не повторял предыдущий, а включал новые элементы для решения постоянно усложняющихся задач. Так, очередной микроцикл отличается от предыдущего увеличенной интенсивностью работы, а последующий мезоцикл предусматривает изменения его направленности в виде перехода от общей к специальной физической подготовке и т.д.

Единство  и взаимосвязь соревновательной деятельности и подготовленности

Эффективное конструирование процесса подготовки предусматривает его строгую  направленность на формирование рациональной структуры, обеспечивающей эффективное  ведение соревновательной борьбы.

 Отношения  между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности распределяется следующим образом:

-соревновательная  деятельность как интегральная  характеристика подготовленности  спортсмена;  

-основные  компоненты соревновательной деятельности: старт, дистанционная скорость, темп, «шаг», финиш и др.;  

-интегральные  качества, определяющие эффективность  действий спортсмена при выполнении  основных составляющих соревновательной  деятельности; например, по отношению  к уровню дистанционной скорости  такими качествами являются специальная  выносливость и скоростно-силовые способности;

 

-функциональные  параметры и характеристики, определяющие  уровень развития интегральных  качеств. Так, по отношению  к специальной выносливости такими  характеристиками являются показатели  мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т.д.;  

-частные  показатели, определяющие уровень  основных функциональных параметров  и характеристик. Например, по  отношению к максимальному потреблению кислорода (интегральной характеристике аэробной производительности), такими показателями являются процент медленно сокращающихся мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких и т.п.

Предложенный подход позволяет упорядочить процесс управления, увязать структуру соревновательной деятельности и подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.

Принципы  соревновательной деятельности взаимосвязаны, поскольку тесно связаны и  закономерности, на которых они основаны. Так, направленностью к максимальным достижениям диктуется необходимость углубленной специализации, которая предопределяет непрерывность тренировочного процесса. В свою очередь, закономерности ответной реакции организма спортсмена на предельную нагрузку требуют постепенного подведения к ней - принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Чередование нагрузки и отдыха - принцип волнообразности динамики нагрузки, образующей циклы с периодически измененным содержанием, - принцип цикличности тренировочного процесса. 

2.3. Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств 

Частота сердечных сокращений (ЧСС) весьма информативно отражает воздействие различных  нагрузок: физической, терморегуляторной, нервно-эмоциональной и др. Изменение величины пульса четко характеризует меняющуюся величину функционального напряжения организма в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому при врачебном, педагогическом контроле и самоконтроле оперативная пульсометрия, т.е., быстрое определение ЧСС по данным кратковременного единичного подсчета, крайне необходима.

Пульс измеряется как в состоянии покоя, так и перед нагрузкой (состояние организма перед работой), сразу после нее (степень напряжения организма от воздействия нагрузки), а также некоторое время спустя (определение скорости восстановления организма).

Существует  несколько методов измерения  пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых  волн на сонной, височной или других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья. Необходимо найти у себя место отчетливой пульсации и подсчитать пульс за 10 с. Результат умножается на 6, и это дает приближенное значение ЧСС в минуту.

Различают три тренировочные зоны, которые  могут быть определены по пульсу: аэробную, аэробно-анаэробную (смешанную) и анаэробную.

Аэробная  зона. Частота пульса в аэробной зоне не превышает 150 уд/мин, в противном случае мощность работы превысит возможности организма в доставке кислорода и запросы в нем не будут удовлетворены.

Верхняя граница аэробной зоны (ЧСС - 150 уд/мин) - это усредненный показатель. В зависимости от возраста и степени подготовленности занимающихся недостаток кислорода может проявиться при некотором отклонении от этой величины.

Для начинающих занимающихся верхняя граница аэробной зоны может быть вычислена по формуле, предложенной Хольманом (1963 г):

ЧСС = 180 уд/мин - возраст (в годах).

У подготовленных занимающихся недостаток кислорода начинает проявляться при более высокой ЧСС. Поэтому к полученной по формуле (1) величине прибавляют еще 5-10 ударов пульса.

Нижняя  граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавливается с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организма. Однако следует иметь в виду, что занятие, во время которого пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоровления. Эта величина и может быть принята за минимальную.

В аэробной зоне выделяют три ступени, где в  зависимости от интенсивности упражнения и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.

Информация о работе Спортивная тренировка как многолетний процесс