Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:02, курсовая работа
Цель исследования - Рациональное построение тренировочного процесса.
Задачи исследования:
1.Теоритически обосновать положительное влияние спортивной тренировки на организм.
2.Определить основные направления развития спортивной тренировки.
3.Изучение взглядов на многолетнюю спортивную тренировку.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА» И РАЗВИТИЕ МНЕНИЙ О ЕЕ ПОСТРОЕНИИ...…………………………………………....6
1. 1. Понятие «спортивная тренировка» и характеристики разделов тренировки………………………………………………………………………...6
1.2. Характеристика системы подготовки спортсменов………………………..8
1.3. Различные взгляды на построение спортивной тренировки……………..13
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ………………………………………………………………….18
2.1Основные принципы спортивной тренировки……………………………...18
2.2. Цикличность тренировочного процесса…………………………………...25
2.3. Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств……………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….30
Гетерохронность (неодновременность) восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов, происходящих на различных уровнях его структурно-функционального приспособления к воздействию тренировки, позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Но для этого требуется глубоко продуманно варьировать занятия (изменять их содержание и методы, параметры объема и интенсивности, чередовать занятия по их преимущественной направленности и регулировать интервалы между ними) с учетом гетерохронности восстановления и адаптации к нагрузкам разного типа.
Принцип непрерывности тренировочного процесса не сводится поэтому просто к требованию возможно чаще повторять тренировочные воздействия. Он предполагает регулярное сочетание моментов повторности и изменчивости в системе тренировочных занятий и допускает много вариантов построения тренировки, если они помогают обеспечить достаточно высокие темпы поступательного развития тренированности.
Единство постепенности увеличения и тенденции к предельным нагрузкам
Известно,
что малые тренировочные
Нагрузка
должна возрастать постепенно из года
в год, достигая своего максимума на этапе
подготовки к высшим достижениям. При
этом выделяются основные направления
интенсификации тренировочного процесса:
-суммарный
годовой объем работы
-количество
тренировочных занятий в течение недельного
микроцикла увеличивается от 2-3 до 15-20
и более;
-количество
занятий с большими нагрузками
в течение недельного
-увеличивается
количество занятий
-возрастает
доля тренировочной работы в
«жестких» режимах,
-увеличивается
объем соревновательной
-постепенно
расширяется применение
Современному
спорту свойственен указанный рост
объемов и интенсивности
Волнообразность и вариативность нагрузок
Волнообразность
тренировочных нагрузок позволяет
выявить в различных
Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены - большие объемы работы, например, на первом этапе подготовительного периода сопровождаются относительно невысокой ее интенсивностью. Возрастание же интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки, в основном, влечет за собой уменьшение объема работы. Попытка длительное время применять большие нагрузки, как правило, приводит к отрицательным результатам. Следовательно, предельные тренировочные нагрузки должны своевременно снижаться и чередоваться с компенсаторной работой.
Волнообразное
изменение тренировочных
Вариативность
нагрузок обеспечивает всестороннее развитие
качеств, определяющих уровень спортивных
достижений и их отдельных компонентов.
Она способствует повышению работоспособности
при выполнении отдельных упражнений,
программ занятий и микроциклов, увеличению
суммарного объема работы, интенсивности
восстановительных процессов и профилактике
переутомления и перенапряжения функциональных
систем.
2.2.Цикличность
тренировочного процесса
Цикл (от греческого «циклос») - совокупность явлений, образующих полный круг развития. Цикличность тренировочного процесса проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, периодов и макроциклов. Притом, каждая очередная «волна» нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.
Продолжительность микроциклов - от 3 до 7-10 дней, мезоциклов - от 3 до 5-6 недель, периодов тренировки - от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклов - от 3-4 до 12 месяцев. Конструирование подготовки спортсмена на данной основе позволяет систематизировать задачи, средства и методы тренировочного процесса, а также реализовать принципы: непрерывность, единство общей и специальность подготовки, единство постепенности увеличения нагрузки, волнообразность динамики нагрузок и тенденцию к максимальным нагрузкам.
Качественное построение циклов тренировки является одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки, поскольку оптимизация современного тренировочного процесса при относительной стабилизации уже и без того огромных количественных параметров тренировочной работы уже достигла околопредельных величин. Важно, чтобы каждый последующий цикл не повторял предыдущий, а включал новые элементы для решения постоянно усложняющихся задач. Так, очередной микроцикл отличается от предыдущего увеличенной интенсивностью работы, а последующий мезоцикл предусматривает изменения его направленности в виде перехода от общей к специальной физической подготовке и т.д.
Единство и взаимосвязь соревновательной деятельности и подготовленности
Эффективное конструирование процесса подготовки предусматривает его строгую направленность на формирование рациональной структуры, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы.
Отношения
между составляющими
-соревновательная
деятельность как интегральная
характеристика
-основные
компоненты соревновательной
-интегральные
качества, определяющие эффективность
действий спортсмена при
-функциональные
параметры и характеристики, определяющие
уровень развития интегральных
качеств. Так, по отношению
к специальной выносливости
-частные
показатели, определяющие уровень
основных функциональных
Предложенный подход позволяет упорядочить процесс управления, увязать структуру соревновательной деятельности и подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.
Принципы
соревновательной деятельности взаимосвязаны,
поскольку тесно связаны и
закономерности, на которых они основаны.
Так, направленностью к максимальным
достижениям диктуется необходимость
углубленной специализации, которая предопределяет
непрерывность тренировочного процесса.
В свою очередь, закономерности ответной
реакции организма спортсмена на предельную
нагрузку требуют постепенного подведения
к ней - принцип единства постепенности
и тенденции к предельным нагрузкам. Чередование
нагрузки и отдыха - принцип волнообразности
динамики нагрузки, образующей циклы с
периодически измененным содержанием,
- принцип цикличности тренировочного
процесса.
2.3. Характеристика
зон интенсивности в
тренировке, их место
в развитии физических
качеств
Частота сердечных сокращений (ЧСС) весьма информативно отражает воздействие различных нагрузок: физической, терморегуляторной, нервно-эмоциональной и др. Изменение величины пульса четко характеризует меняющуюся величину функционального напряжения организма в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому при врачебном, педагогическом контроле и самоконтроле оперативная пульсометрия, т.е., быстрое определение ЧСС по данным кратковременного единичного подсчета, крайне необходима.
Пульс измеряется как в состоянии покоя, так и перед нагрузкой (состояние организма перед работой), сразу после нее (степень напряжения организма от воздействия нагрузки), а также некоторое время спустя (определение скорости восстановления организма).
Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной или других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья. Необходимо найти у себя место отчетливой пульсации и подсчитать пульс за 10 с. Результат умножается на 6, и это дает приближенное значение ЧСС в минуту.
Различают три тренировочные зоны, которые могут быть определены по пульсу: аэробную, аэробно-анаэробную (смешанную) и анаэробную.
Аэробная зона. Частота пульса в аэробной зоне не превышает 150 уд/мин, в противном случае мощность работы превысит возможности организма в доставке кислорода и запросы в нем не будут удовлетворены.
Верхняя граница аэробной зоны (ЧСС - 150 уд/мин) - это усредненный показатель. В зависимости от возраста и степени подготовленности занимающихся недостаток кислорода может проявиться при некотором отклонении от этой величины.
Для начинающих занимающихся верхняя граница аэробной зоны может быть вычислена по формуле, предложенной Хольманом (1963 г):
ЧСС = 180 уд/мин - возраст (в годах).
У подготовленных занимающихся недостаток кислорода начинает проявляться при более высокой ЧСС. Поэтому к полученной по формуле (1) величине прибавляют еще 5-10 ударов пульса.
Нижняя граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавливается с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организма. Однако следует иметь в виду, что занятие, во время которого пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоровления. Эта величина и может быть принята за минимальную.
В аэробной зоне выделяют три ступени, где в зависимости от интенсивности упражнения и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.
Информация о работе Спортивная тренировка как многолетний процесс