Спортивная тренировка как многолетний процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - Рациональное построение тренировочного процесса.


Задачи исследования:

1.Теоритически обосновать положительное влияние спортивной тренировки на организм.

2.Определить основные направления развития спортивной тренировки.

3.Изучение взглядов на многолетнюю спортивную тренировку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА» И РАЗВИТИЕ МНЕНИЙ О ЕЕ ПОСТРОЕНИИ...…………………………………………....6


1. 1. Понятие «спортивная тренировка» и характеристики разделов тренировки………………………………………………………………………...6



1.2. Характеристика системы подготовки спортсменов………………………..8


1.3. Различные взгляды на построение спортивной тренировки……………..13


ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ………………………………………………………………….18


2.1Основные принципы спортивной тренировки……………………………...18


2.2. Цикличность тренировочного процесса…………………………………...25


2.3. Характеристика зон интенсивности в тренировке, их место в развитии физических качеств……………………………………………………………...27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Факторы внешней среды . Функционирование системы  подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных — горнолыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население определенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борьбы, тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность  тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям. Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена — это совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она носит комплексный характер и охватывает все уровни — управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированность которых определяет системность управления. Комплексность проявляется также в том, что в системе управления присутствуют различные компоненты — биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др.

В системе  управления выделяют организационную  структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и достижение целей.

Под организационной  структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненности  различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдельных ее компонентов, потоки информации между ними. Механизм управления — это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов. Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения организационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой — административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных и узкоорганизационных целей 

1.3. Различные взгляды на построение спортивной тренировки 

За рубежом. В период 20-30-х годов текущего столетия происходят значительные сдвиги как в теории, так и в практике спорта. В зарубежной литературе этих лет наиболее полное представление по вопросам построения спортивной тренировки отражено у европейских авторов, причем главным образом по легкой атлетике. Более полно эти взгляды изложены в капитальном руководстве "Атлетика", опубликованном в 1930 г. Оно явилось результатом сотрудничества группы виднейших специалистов различных стран Европы. Автор раздела общих основ тренировки Лаури Пикала (Финляндия) формулирует ряд принципов, которые распространяет как на весь процесс многолетних занятий спортом, так и на построение ежегодной тренировки:

1. Тренировочный  процесс должен быть подчинен  определенному чередованию работы  и отдыха. В связи с этим  Пикала намечает волнообразные  колебания нагрузок в течение  отдельных занятий, тренировочных недель, месяцев и года.

2. Количество (объем) тренировочной работы  необходимо постепенно уменьшать,  а "остроту" (напряженность)  ее увеличивать. От большой,  продолжительной, "потогонной" работы  к относительно небольшим по  объему, но "острым" нагрузкам.

3. Необходимо  также идти от широкой общей  физической подготовки к специальной  тренировке. Л. Пикала выделяет  в годичном плане тренировки (для  взрослого квалифицированного спортсмена) четыре отрезка (периода): предварительный,  весенний, летний период тренировки и период осенне-зимнего отдыха.

Предварительная тренировка направлена главным образом  на подготовку внутренних органов; вместе с тем здесь предусматриваются  специально-подготовительные гимнастические упражнения, специфичные для избранного вида спорта. Главная задача весенней тренировки-"овладение стилем" (т. е. техникой) избранного вида спорта. В летней тренировке предусматривается достижение высшей тренированности и участие в состязаниях. Важнейшим условием предупреждения перетренированности Пикала считает волнообразные изменения нагрузок и чередование их с кратковременным отдыхом. Осенне-зимний период, как его понимает автор, трудно назвать периодом тренировки. Это скорее "тренировочная пауза" в 3-4 месяца. Четыре-шесть недель из этого времени отводится для полного отдыха; затем спортсмен переключается на легкие, "развлекательные" занятия туризмом, футболом или другими упражнениями. У Пикала чувствуется стремление не допускать длительных перерывов в тренировочном процессе. У Манга наметился новый методический путь, при котором задачи различных видов подготовки спортсмена (физической и технической, общей и специальной) решаются не поочередно, а параллельно.

Изложенные  взгляды на построение спортивной тренировки получили распространение не только в легкой атлетике, но также и в лыжном спорте (ряд скандинавских специалистов, в Германии Г. Доноп, К. Зеегер, и др.), в плавании (Саито Тахакира и др.), футболе (М. Бэниен и др.) и в других видах спорта.

Периодизация  тренировки легкоатлетов выглядит, по Дайсону, следующим образом:

1. "Внесоревновательное  время" (сентябрь-март), когда проводится  подготовительная работа средствами  кроссов, гимнастических упражнений  в зале и др.

2. "Предсоревновательное время" (март) - начало специальной подготовки.

3. "Ранний сезон" (апрель) - наиболее напряженная специальная подготовка.

4. "Средний  соревновательный сезон" (май-середина  июня) -снижение напряженности тренировки, приобретение "высшей спортивной  формы".

5. "Главное  соревновательное время" (середина  июня и июля).

6. "Позднесоревновательное  время" (середина июля - конец августа").

В последующие  годы в Англии появляется сразу несколько  спортивных руководств, где тренировочный  процесс представлен также в  виде круглогодичного цикла, но цикл уже делится на 3-4 периода, причем в определенные периоды предусмотрены ежедневные и даже двукратные занятия в день (Ф. Стампфл, С. Дункан, К. Боун, Д. Питерс и др.,).

Американская  спортивная тренировка (Бреснаан и  Татл) рекомендует для легкоатлетов следующую периодизацию:

1. "Предварительный  сезон"-с 15 марта по 1 апреля (сроки  указаны для восточных и центральных  зон США).

2. "Ранний  сезон"-2-15 апреля.

3. "Средний  сезон"-16 апреля-15 мая.

4. "Поздний  сезон" - 15 мая - 17 июня. Остальное  время года отводится для активного  отдыха и занятий "дополнительными" видами спорта (различные спортивные игры и т. д.). Однако ряд американских специалистов, не без влияния зарубежного опыта, все определеннее планирует это время как период специализированной тренировки, включая его, таким образом, в тренировочный цикл (под названием "кондиционной" тренировки). Наряду с этим в американской спортивной практике широко используются "сдвоенные" циклы тренировки, которые приурочены к двум спортивным "сезонам" в году: зимне-весеннему ("сезон в закрытых помещениях") и летнему ("сезон на открытом воздухе"). Они находят применение у легкоатлетов, пловцов (Р. Кифут), и в других видах спорта.

По данным исследованной литературы нельзя говорить о каких-либо оформленных теориях  построения спортивной тренировки.

Исключением является работа по общим основам  теории и методики спорта, опубликованная в 1959-1960 гг. группой австрийских специалистов (Л. Прокоп, Ф. Рёсснер и др.), В этом произведении предпринята интересная попытка истолковать ритмические  колебания тренировочных нагрузок с точки зрения адаптационной теории Селье (Л. Прокоп). В основу же периодизации тренировочного процесса положено представление о наличии в нем "конструктивных" фаз и фазы использования приобретенных спортивных возможностей (Ф. Рёсснер).

В развитии зарубежного спорта, особенно в социалистических странах, широко использовались и продолжают использоваться достижения советской  теории и методики спортивной тренировки.

Крупный шаг в развитии отечественной  теории и методики спортивной тренировки связан с именами В. В. Гориневского и Г. К. Бирзина.

"Научные  основы тренировки" В. В. Гориневского  были основополагающими в смысле  подхода к спортивной тренировке  как многогранному педагогическому  процессу, имеющему свои специфические  закономерности. В. В. Гориневский решительно выступил против спортивного "универсализма". "Нельзя,-писал он,-быть спортивным универсалом, т. е. любить и отдаваться всем видам спорта без разбора. Такая универсальность- дилетантизм, не дающий проявиться индивидуальности во всей глубине" Вместе с тем В. В. Гориневский с прозорливостью большого ученого не противопоставляет специализацию всестороннему развитию, а устанавливает связь между ними. Гармоническое всестороннее развитие спортсмена он считает обязательным условием спортивной специализации.

В работе Г. К. Бирзина "Сущность тренировки" ярко выражено стремление рассматривать  тренировочный процесс с точки  зрения закономерностей развития организма  спортсмена. Автор обосновывает необходимость  постепенного увеличения тренировочных нагрузок, опираясь на "закон оптимальной силы раздражителя", и критикует в связи с этим распространенные взгляды на утомление, как на физиологически "вредное" явление. Г. К. Бирзин намечает также пути рационального чередования нагрузок и отдыха, говорит о необходимости всестороннего развития, как основы спортивного совершенствования. Он выделил двухэтапность подготовки к соревнованиям, переход от общей подготовки к специальной, сочетание физической и технической подготовки, достаточная интенсивность нагрузок в период специальной подготовки, использование в "межсезонье" дополнительных упражнений и др.

В конце 20-х - начале 30-х годов в нашей стране впервые вводится круглогодичная тренировка. Это явилось стимулом для методических и теоретических исканий в области построения тренировочного процесса. Они нашли отражение в работах А. А. Тиванова и Б. П. Ергина, Б. Н. Взорова, печатных выступлениях И. Сергеева, Н. Г. Озолина и других специалистов.

Работа  К. X. Грантыня "Содержание и общие  основы планирования процесса спортивной тренировки" примечательна попыткой установить общие черты периодизации для всех видов спорта. Автору свойственно широкое понимание спортивной тренировки, в которую он включает физическую (общую и специальную), техническую, тактическую подготовку спортсмена, а также его нравственное воспитание. Основой планирования тренировочного процесса К. X. Грантынь считает принцип сочетания спортивной специализации с общим всесторонним физическим воспитанием и принцип систематичности. Годичный цикл тренировки подразделяется на три периода:

-подготовительный,

-основной

-переходный.

Основное  назначение первого периода - создать  предпосылки для специализации  в избранном виде спорта путем  всесторонней физической подготовки, овладения основами спортивной техники  и некоторыми элементами тактики. Содержание второго периода - узкая спортивная специализация. В нем выделено три этапа: освоение и совершенствование индивидуальных форм техники в характерных для данного вида спорта условиях наряду с дальнейшим совершенствованием функций организма;

подготовка  к специфическим для данного вида спорта напряжениям, приобретение спортивной формы;

сохранение  спортивной формы для участия  в наиболее ответственных соревнованиях.

У К. X. Грантыня перерыв в тренировочном процессе сведен до минимума, совмещение видов  спорта допускается лишь в порядке дополнительной специализации и при условии, если оно не противоречит задачам активного отдыха 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКИ 

2.1.Основные принципы спортивной тренировки  

Информация о работе Спортивная тренировка как многолетний процесс