Формы и виды предпринимательства в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие

предпринимательство, которое представляет собой инициативную,

самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою

имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц,
направленную на получение прибыли.

Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось.

Содержание

Введение....................с.5

1.История возникновения и сущность предпринимательства.......................с.7

2.Формы и виды предпринимательства.......с.15

3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике

Казахстана.........с.29

Заключение.....................с.38

Приложения...................с.39-40

Список использованной литературы..........с.41

Работа содержит 1 файл

предпринимательство.docx

— 201.53 Кб (Скачать)

конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.

И, наконец, закон  прямо говорит о том, что целью  предпринимательской

деятельности является получение доходов. Поэтому формы  хозяйствования,

направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи,

хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются

предпринимательством.

Закон допускает  различные формы участия в  предпринимательстве: единолично, в

составе семьи, путем  привлечения других лиц и т.д.

Регистрация –  начальный и необходимый этап предпринимательства. Только после

регистрации предприниматель  вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать

работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные

обозначения, заключать  хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом

говорится в Положений  о порядке регистрации хозяйствующих  субъектов в РК,

утвержденном Президентом  Республики Казахстан 24 января 1992г.

Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами

хозяйственной деятельности: производственной и посреднической,

внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели  могут сочетать

различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и

начинать  другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение

заниматься  всякими  не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не

запрещенную законом  продукцию содержится непосредственно  в статье 3 Закона

"О свободе  хозяйственной деятельности и  развитии предпринимательства".

Специальные государственные  разрешения на выпуск определенной продукции, на

выполнение тех  или иных работ – лицензии –  выдаются министерствами и

ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять

геологоразведочные  работы, эксплуатацию месторождений  полезных ископаемых,

лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих

наркотические и  ядовитые вещества (об этом говорится  в статье 2.4 Закона о

предприятии).

Частное предпринимательство  нуждается в правовой защите. В  статье 20 Закона о

свободе хозяйственной  деятельности и развитии предпринимательства  говорится,

что государство  гарантирует предпринимателям равные права независимо от

избранной организационной  формы предпринимательской деятельности и форм

собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована  защита имущества

от незаконного  изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства

признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о

предприятии относит  сведения, связанные с производством, технологической

информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью  хозяйствующего

субъекта, разглашение  которых может нанести ущерб  его интересам.

Но в государственных  и общественных интересах некоторые  информационные

материалы нельзя делать закрытыми и включать в  состав коммерческой тайны.

Статья 27 Закона о  предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия

загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной

нанести ущерб  обществу. Более точный перечень видов  деятельности, сведения о

которых могут  составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом

министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны  ежегодно публиковать

краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков,

дебиторской и  кредиторской задолженности.

21 июня 1991г. принимается  закон "О хозяйственных товариществах" (в настоящее

время его наследником  является Указ президента РК, имеющий  силу закона "О

хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О

защите и поддержке  частного предпринимательства". Эти  два закона и стали

долговременной  правовой основой деятельности частных  предпринимателей.

Они определяют основные формы и способы защиты частного предпринимательства и

его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства

государства в  частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу

частных предпринимателей и ответственность государственных  органов и

должностных лиц  за нарушение прав частных предпринимателей.

В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего

числа, по производству товаров народного потребления  – 11,1, бытового

обслуживания – 7,2%.

Малые предприятия  специализировались в основном на торговле и общественном

питании – 26,7%, строительстве  – 14,1% и промышленности – 12,9%.

Теми же видами деятельности занимались и частные  предприятия: торговлей и

общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9%

[12].

Размещались предприятия  стихийно, без учета потребностей. Наибольшее  их

число находилось в промышленно развитых районах.

Предпринимательство не стало, как предполагалось, движущей силой

экономического  возрождения Казахстана.

Другими словами, постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных

потребностей и  непрерывное приспособление к ним  обусловливают определенные

трудности в системе  предпринимательства. Некоторые казахстанские  специалисты,

выявив такие  трудности и барьеры, предлагают способы их преодоления, которые

обобщены нами в нами в таблице 1.

1. Трудности и  барьеры: рекомендуемые шаги по  преодолению

    

Трудности,

барьеры

Предлагаемые  способы преодоления
1.Финансовые:

отсутствие основного  капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств

v Участие в  завершающей стадии приватизации  государственной собственности,  в денежной приватизации

v Продажа (возможно  в рассрочку) неиспользуемых приватизированных  помещений, объектов незавершенного  строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации  недвижимости и земли, субъектам  малого предпринимательства на  тендерной основе

v Передача в  аренду с последующим выкупом  неиспользуемых объектов, выявленных  по информации предпринимателя  (предусмотреть меры по совершенствованию  законодательства)

v Разработка  институциональных основ для  развития лизинга в Казахстане  и

  его реализация, присоединение к международной  Оттавской конвенции по лизингу

v Подготовка  предложений по стимулированию  целевого использования приватизированного  имущества, полученного на льготных  условиях. В случае если имущество,  полученное на льготных условиях, не используется, то применение  меры лишения предоставленных  ранее льгот предложением выкупить  объект за деньги, в случае  отказа – переход к процедуре  изъятия (разработка соответствующих  законодательных механизмов)

v Привлечение  займов международных финансовых, экономических, частных фондов  и грантов общественных и благотворительных  организаций (Всемирного банка,  Международного валютного фонда,  Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкций  и развития, Азиатского банка  развития и др.) для финансирования  проектов малого бизнеса

v Выработка мер  по стимулированию банков второго  уровня в кредитовании субъектов  малого предпринимательства

v Целевое кредитование  из Фонда развития малого предпринимательства  по приоритетным направлениям

v Развитие микрокредитования  малого предпринимательства

v Внедрение механизмов  страхования рисков при финансировании  проектов малого бизнеса

2.Институциональные:  недостаточное развитие института  предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура v Внедрение  института предпринимательства  в Казахстане

v Разработка  Кодекса предпринимателя Казахстана

v Разработка  Кадастра недвижимости Казахстана

v Создание условий  для расширения сети юридических,  консультационных и аудиторских  фирм

v Поддержка развития  коммерческих банков, специализирующихся  на предоставлении кредитов и  займов для малого бизнеса

v Поддержка и  развитие системы бирж и торговых  домов

v Развитие и  поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб

v Поддержка и  организация сети бизнес- центров,  бизнес- инкубаторов, информационно-  аналитических, информационно- выставочных,  научно- исследовательских и консультационных  центров

3.Образовательные:  недостаток знаний, навыков и  опыта управления бизнесом v Разработка  и внедрение новых программ  обучения основам бизнеса; углубленные  курсы подготовки, адаптация существующих  программ начального и среднего, высшего образования к новым  требованиям; совершенствование  программ ежегодной переподготовки  специалистов

v Повышение эффективности  использования технической помощи  стран-доноров; введение для обучающихся  в рамках технической помощи  контрактной системы и обязательств  по распространению полученных  знаний

v Развитие центров  инкубаций знаний и опыта организаций  и управления бизнесом, инновационных  кластеров

v Открытие в  каждом областном и городском  акимате дежурных консультационных  пунктов для предпринимателей

 

    

   
4. Государственные:  бюрократизм, волокита, коррупция,  вымогательство v Дальнейшее  углубление реформы государственной  службы

v Совершенствование  работы Высшего дисциплинарного  совета Республики Казахстан

v Обеспечение  строгого соблюдения и верховенства  законов; введение упрощенной  системы регистрации, страхования,  лицензирования, бухгалтерского учета  и процедур согласования для  субъектов малого бизнеса

v Достижение  прозрачности работы всех органов  государственной власти, задействованных  в сфере малого и среднего  бизнеса (каждый регистрирующий  и контролирующий орган должен  иметь список, а контролирующий  – список необходимых документов, который вывешивается в доступном  для посетителей месте); отмена  для отдельных государственных  органов прав по оказанию платных  услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан

v Упрощение системы  обслуживании субъектов малого  бизнеса в соответствующих государственных  органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.

v Обеспечение  правопорядка и налаживание взаимодействия  служб МВД по принятию оперативных  мер по заявлениям предпринимателей  на противоправные действия отдельных  лиц и групп, а также по  фактам вымогательства (рэкета) и  шантажа под угрозой применения  силы

v Создание структур  по защите собственности и  бизнеса

5. Информационные: недостаточный уровень отражения  проблем и распространения опыта  в СМИ v Усиление пропаганды  развития малого, среднего бизнеса  в средствах массовой информации  и в сети электронной информации

v Издание специальных  буклетов, брошюр, информационных листков,  дайджестов, создание страничек  бизнеса в сети Интернет

v Организация  специальных циклов передач по  радио и телевидению

v Подготовка  газетных и журнальных публикаций  по актуальным вопросам малого  и среднего бизнеса

 

*Примечание: Материал  обобщен на основе источника  заимствования: Кантарбаева

А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы:

Раритет, 2000.- 200с.

Таким образом, нельзя не заметить, что беды часто исходят  из элементарной

неразвитости  рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное

предприятие, предприниматель  не всегда учитывает его реальную целесообразность

для данной местности, не обладает достоверной информацией  о наличии

минерально-сырьевых ресурсов, квалификационных кадров и  т.д.

В результате в  проигрыше остается само же государство. Роль

предпринимательских структур в стабилизации экономики, преодолении спада

производства,  инфляции незначительна. Создаваемые  предприятия обходят

производственную  деятельность и стремятся в такие  сферы, как посредническая,

банковская, сфера  услуг, торгово-закупочная, где обеспечивается быстрый

оборот капитала. Источником товаров для торговли стали импортные закупки,

челночные рейсы  в развивающиеся страны, а также  товары из госторговли,

включая продукты питания.

Полученная прибыль  не используется на производственные инвестиции, а вновь

идет в сферу  обращения или вкладывается в  недвижимость и валюту. Массовый

характер приобрело  укрывательство реальных объёмов деятельности и доходов.

Поэтому и не изживается в сознании представление о предпринимательстве  как о

чем то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как  о спекулянте.

И так, видимо, будет  продолжаться до тех пор, пока не будет  преодолена

кустарщина в  организации частного предпринимательства. Малые и средние

предприятия , как  и крупная индустрия, одинаково  нуждаются в логически

обоснованной, стройной системе законодательных актов, регламентирующих их право

и ответственность  перед государством в научных  методах управления их

деятельностью. Их надежным союзником и гарантом должно стать государство.

Принимаемые же в  республике меры не приобрели еще  характера целостной

системы, элементы которой были бы объединены генеральной  идеей и

Информация о работе Формы и виды предпринимательства в Казахстане