Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение эффективности функционирования индивидуального предпринимательства и разработка предложений об улучшении, совершенствовании и более эффективной работе малого бизнеса в Республике Казахстан.
В соответствии с поставленной целью была предпринята попытка решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования индивидуального предпринимательства в условиях конкурентоспособности национальной экономики;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в аспекте его заимствования Казахстаном;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Казахстан и эффективность функционирования индивидуального предпринмательства на примере комплекса "Верный";

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА И ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 7
1.1 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики 7
1.2 Экономическое содержание и особенности индивидуального предпринимательства 12
1.3 Методические подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ 29
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане 29
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт 36
2.3 Анализ эффективности деятельности комплекса «Верный» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 68
3.1 Стимулирование экономического роста субъектов индивидуального предпринимательства 68
3.2 Экономическая модель развития малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

Работа содержит 1 файл

Дип. Пути повышения эффективности индивидуального предприниматель.doc

— 696.50 Кб (Скачать)
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современный период развития рыночных отношений особое значение приобретает развитие индивидуального предпринимательства. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы диверсификации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества.

В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство  формировалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки совершенствовались в ходе проведения длительных социально-экономических реформ, история развития предпринимательства в республике насчитывает немногим более десяти лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства. И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью.

В ежегодном Послании Президента особо отмечены последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса /1/.

Выбор темы обусловлен тем, что развитие индивидуального предпринимательства в Казахстане отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые предприятия нужно рассматривать в качестве нового ресурса производственных сил, роста социально - экономической эффективности производства в целом. Сейчас в индустриально развитых странах малые предприятия являются ведущим сектором рыночной экономики, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную систему отбора талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению ряда проблем.

Малые предприятия в  силу своей природы более отзывчивы на конъюнктуру рынка, успешно приспосабливаются к его условиям. Им свойственны гибкая маневренность, постоянная ориентация на быстроменяющийся спрос, заинтересованность в нуждах потребителей.

Одним из долгосрочных приоритетов  социально-экономической политики Республики Казахстан является «экономический рост», который включает в себя становление и развитие малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в республике – один из приоритетов экономической политики государства. С самого начала вступления в рыночную экономику Президент РК давал всем понять, что малый и средний бизнес - стержень экономики, ее стратегический резерв. «Как глава государства, я поддерживал, и буду поддерживать вашу деятельность, и пусть об этом знают все в Казахстане», - сказал на состоявшемся в Алматы форуме предпринимателей Н. Назарбаев.

Целью дипломной работы является изучение эффективности функционирования индивидуального предпринимательства и разработка предложений об улучшении, совершенствовании и более эффективной работе малого бизнеса в Республике Казахстан.

В соответствии с поставленной целью была предпринята попытка  решить следующие задачи:

  • Изучить теоретические аспекты функционирования индивидуального предпринимательства в условиях конкурентоспособности национальной экономики;
  • Исследовать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в аспекте его заимствования Казахстаном;
  • Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Казахстан и эффективность функционирования индивидуального предпринмательства на примере комплекса "Верный";
  • На основе проведенного анализа разработать направления стимулирования экономического роста субъектов индивидуального предпринимательства в Казахстане.

Предметом исследования являются проблемы, связанные с развитием индивидуального предпринимательства. Объектом исследования является комплекс "Верный", основная деятельность которого направлена на оказание услуг автовладельцам.

При выполнении работы были использованы различные математические инструменты, в частности методы цепных подстановок, метод абсолютных разниц, прогнозирование в Excel, метод линейной экстраполяции данных на основе   наименьшего квадратичного отклонения и симплексный метод.

Дипломная работа содержит введение; первую главу, где отражается  теоретический аспект исследуемой темы; во второй главе приводится оценка и анализ современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане; третья глава содержит рекомендации по повышению эффективности производственной деятельности и зарубежный опыт развития малого предпринимательства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА И ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1.1 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики

 

Переход к рыночным отношениям  настоятельно диктует необходимость  изучения деятельности малых предприятий  – первичного звена экономики. От того насколько эффективно осуществляется деятельность малых предприятий, зависит  состояние экономики государства и  уровень благосостояния населения. Организационные сложности  деятельности малых предприятий на современном этапе постоянно усиливаются в связи с общей нестабильность налоговой и экономической  политики, что требует от специалистов  субъектов малого предпринимательства  и индивидуальных предпринимателей знания нормативных документов организационно-правового характера.

Переход к регулируемым рыночным отношениям, поддержка предпринимательства  требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

В Республике Казахстан  в современный период рыночного  хозяйства особое значение приобретает  развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений  и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Для малого и среднего предприятия характерно:

  • юридическая независимость;
  • управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
  • небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода), численность персонала.

Мелкие и  средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

  • высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
  • отсутствие системы стратегического управления. Руководитель предприятия занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами развития предприятия;
  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  • дефицит финансовых ресурсов - как собственных, так и заемных.

Вместе с  тем малому бизнесу присущи: быстрая  реакция на требования рынка; высокий  уровень специализации; возможность  мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из "горячих точек", инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  • снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как  показывает практика деятельности малых  предприятий, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении собственным делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:

  • значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для беднейших слоев населения, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья;
  • приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;
  • вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;
  • расширить ассортимент товаров, работ, услуг, повысить культуру обслуживания;
  • активизировать научно – технический потенциал, нововведения, изобретения;
  • содействовать крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий, инструмента, оснастки, обеспечивать обслуживание их производства;
  • уменьшить накладные расходы, чем на крупных предприятиях в силу минимального аппарата управления.

Информация о работе Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства