Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение эффективности функционирования индивидуального предпринимательства и разработка предложений об улучшении, совершенствовании и более эффективной работе малого бизнеса в Республике Казахстан.
В соответствии с поставленной целью была предпринята попытка решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования индивидуального предпринимательства в условиях конкурентоспособности национальной экономики;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в аспекте его заимствования Казахстаном;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Казахстан и эффективность функционирования индивидуального предпринмательства на примере комплекса "Верный";

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА И ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 7
1.1 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики 7
1.2 Экономическое содержание и особенности индивидуального предпринимательства 12
1.3 Методические подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ 29
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане 29
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт 36
2.3 Анализ эффективности деятельности комплекса «Верный» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 68
3.1 Стимулирование экономического роста субъектов индивидуального предпринимательства 68
3.2 Экономическая модель развития малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

Работа содержит 1 файл

Дип. Пути повышения эффективности индивидуального предприниматель.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

Таким образом, предпринимательский  уклад все больше придает экономике  должную гибкость, становится решающим фактором ее развития,  однако  детальный  анализ  современного  состояния  предпринимательства свидетельствует, что этот процесс неоднозначен. На сегодня все еще имеется ряд серьезных причин, сдерживающих становление предпринимательства, такие, как:

- слабое состояние  инфраструктуры поддержки малого  бизнеса;

- недостаточное совершенство  нормативной правовой базы;

- несовершенство системы  налогообложения;

- ограниченность доступа  к кредитам и их относительно  высокая стоимость;

- отсутствие   целостной   системы   подготовки   кадров   и информационной поддержки малого  бизнеса.

Усиление роли среднего класса является стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Способствуя формированию рыночной структуры экономики, малое предпринимательство постоянно увеличивает объемы поступления налоговых платежей в бюджет. Путем создания новых организаций малого бизнеса и рабочих мест обеспечивается занятость населения, насыщается рынок товаров и услуг, возрастает конкуренция, направленная на повышение качества продукции.

Государственная поддержка  малого предпринимательства должна быть направлена, в первую очередь, на создание условий для дальнейшего  его устойчивого развития, увеличение доли малого бизнеса в реальном секторе экономики, рост количества новых рабочих мест, усиление роли массового слоя собственников, как основы среднего класса общества.

Основное отличие принимаемых  мер государственной поддержки  на данном этапе базируется на том, что существующая на сегодня нормативная база по развитию предпринимательского сектора свидетельствует о достаточном правовом обеспечении сферы малого предпринимательства. Принимаемые меры государственной поддержки создают условия для динамичного и качественного развития малого предпринимательства.

Экономический результат  малого предпринимательства состоит  в формировании   конкурентной   среды   и   наполнении   рынка отечественными товарами и  услугами и является "питательной  средой" для среднего и крупного бизнеса. Политические результаты малого бизнеса заключаются в формировании среднего класса, как основы стабильности общества.

В целях закрепления  достигнутых положительных тенденций  и устранения проблем, препятствующих развитию предпринимательства, необходимо осуществить ряд мероприятий по следующим основным направлениям:

  • повышение   эффективности   использования   создаваемой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование и контроль за реализацией нормативных правовых     актов,    регулирующих     деятельность     малого предпринимательства;
  • оказание финансово-кредитной и инвестиционной поддержки;
  • кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства.

Одним из главных условий, определяющих успешное развитие малого предпринимательства, является наличие хорошо развитых и отлажено работающих элементов инфраструктуры, обеспечивающих предпринимательскую деятельность.

В целях формирования системообразующих мер, направленных на интенсивное   развитие   инфраструктуры   поддержки   малого предпринимательства,   принято   постановление   Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2000 года N 1543 "О создании закрытого акционерного общества "Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству". В функции закрытого   акционерного   общества   входит   создание   единой республиканской информационной сети, что позволит более эффективно оказывать   информационную   поддержку   субъектам   малого предпринимательства, осуществлять мониторинг за развитием малого предпринимательства   и   вырабатывать   наиболее   действенные предложения по их поддержке.

Деятельность вышеназванного акционерного общества будет тесно  связана с выявлением сфер, наименее освоенных субъектами малого бизнеса, и принятием решений, направленных на стимулирование развития предпринимательства в этих направлениях, в совокупности с активизацией деятельности технопарков и территориальных бизнес-инкубаторов. Последние должны создаваться с учетом наличия местных трудовых и сырьевых ресурсов неиспользуемого производственного оборудования, позволяя обеспечить сбалансированность в региональном развитии предпринимательства.

Одним из основных направлений  государственной поддержки малого   бизнеса   является   установление  правового   режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, который может быть обеспечен путем совершенствования и эффективного контроля за исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов в регионах, повышения правовой грамотности   предпринимателей,   совершенствования   практики разрешения споров.

Финансово-кредитная  и инвестиционная поддержка малого предпринимательства будет осуществляться через использование следующих  механизмов:

- кредитование банками  второго уровня приоритетных секторов за счет привлечения целевых государственных займов на конкурсной основе;

- внедрение и развитие  системы гарантирования местными  исполнительными органами кредитов, предоставляемых банками второго   уровня  субъектам  малого  бизнеса,  в  особенности, занимающимся   производственной   деятельностью   на   основе формирования в регионах залоговых фондов из объектов коммунальной собственности;

- разработки механизма  стимулирования банков второго  уровня, осуществляющих кредитование  субъектов малого предпринимательства в производственной сфере и сфере услуг;

- бюджетное софинансирование  проектов, совместно с банками  второго уровня, при условии, что  средства на указанные цели  предусмотрены республиканским  бюджетом соответствующего года;

- создание системы сельскохозяйственных кредитных союзов.

Одной из действенных  мер поддержки государства является размещение  государственного заказа  среди  субъектов малого предпринимательства, работающих в сфере производства и оказания услуг. Дальнейшее развитие подобной практики поддержки малого предпринимательства возможно путем расширения кооперативных связей крупных компаний с субъектами малого бизнеса и привлечения последних к производству определенных видов продукции (работ, услуг).

Проведение политики по поддержке предпринимательства в указанных направлениях обеспечит создание условий для дальнейшего роста малого предпринимательства, особенно в производственной, инновационной сферах экономики на основе совершенствования и развития инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методического обеспечения и подготовки кадров предпринимательства.

Основными целями государственного регулирования частного предпринимательства  являются создание благоприятных условий  для развития частного предпринимательства  и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства.

Основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства  являются:

  • гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки;
  • равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
  • гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);
  • приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;
  • участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства.

АО «Фонд развития малого предпринимательства» (АО «ФРМП») было образовано на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 года № 665 «О создании фонда развития малого предпринимательства». Основной целью деятельности Фонда является эффективное использование собственных финансовых средств и средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства Республики Казахстан, в рамках реализации государственных и региональных программ, проектов и мероприятий поддержки и развития малого предпринимательства. Функции:

  • участие в разработке и реализации государственных программ финансовой поддержки малого предпринимательства;
  • целевое кредитование субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица, на конкурсной основе через банки второго уровня и самостоятельно, исходя из приоритетных направлений развития малого предпринимательства, конъюнктуры рынка товаров и услуг и специфики социально-экономической ситуации в отдельных регионах;
  • содействие созданию новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства и самозанятости;
  • предоставление гарантий в пользу субъектов малого предпринимательства для получения ими кредитов в банках второго уровня;
  • содействие развитию бизнес-центров и инкубаторов малого предпринимательства, консультационных, учебно-методических, лизинговых и иных рыночных инфраструктур в сфере малого предпринимательства.

Фонд предлагает для  малого предпринимательства следующие  виды услуг:

  • Факторинг;
  • финансовый лизинг (чистый и возвратный лизинг);
  • финансирование покупки готового бизнеса;
  • гарантирование кредитов МП со страхованием кредитных гарантий Фонда;

В целях привлечения  большего объема ресурсов в сферу  малого бизнеса Фонд осуществляет гарантирование кредитов СМП выдаваемых банком второго  уровня. При такой схеме создаются  условия для перераспределения рисков между всеми участниками, заинтересованными в реализации проекта – банками, СМП и Фондом. Доля участвующих сторон в сумме обязательств будет зависеть от специфики каждого конкретного проекта. Основные условия приведены ниже:

  • валюта кредита – тенге;
  • срок гарантий – до 5 лет;
  • сумма гарантий – от 10% до 70% суммы кредита СМП, но не более 60.000 МРП;
  • базовая ставка вознаграждения – до 4%;
  • со-финансирование проектов МП с банками второго уровня; Фонд (лизингодатель) приобретает в собственность указанный СМП (лизингополучателем) предмет лизинга у продавца и предоставляет его в лизинг СМП на срок не менее 3 лет. СМП выплачивает Фонду в течение срока лизинга лизинговые платежи и по окончании срока лизинга право собственности на предмет лизинга переходит к СМП. Предметом лизинга могут выступать оборудование, техника, производственные помещения и др. основные средства.

Фонд предоставляет  также услуги возвратного лизинга. Возвратный лизинг – разновидность лизинга, при котором продавец одновременно выступает и как лизингополучатель. Возвратный лизинг используется для пополнения оборотных средств СМП. Основные условия финансирования лизинговых сделок: рефинансирование; финансирование проектов франчайзинга, реализуемых МП; финансирование оборотных средств существующего бизнеса.

Основополагающими государственными Программами социально-экономического развития страны, в т.ч. малого предпринимательства являются:

  • Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
  • Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
  • Программа развития малых городов на 2004-2006 годы.

Для решения проблем  и достижения поставленных целей и задач в рамках «Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 гг.» созданы такие специальные институты развития, как Фонд развития малого предпринимательства, Казахстанский инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд и др. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства осуществляется через кредитование коммерческими банками приоритетных проектов за счет привлечения целевых государственных займов на тендерной основе, в т. ч. и на льготных условиях через Фонд развития малого предпринимательства. 
Также к мерам государственной поддержки инвестиций относятся инвестиционные преференции, предоставляемые инвесторам при реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности. В рамках Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства приняты следующие основные меры:

  • в 2005 году:
    • разработаны Законы Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства». Определен перечень контрольно-надзорных функций государственных органов, как приложение к Закону «О частном предпринимательстве»;
    • обеспечено дополнительное увеличения объемов кредитования субъектов малого бизнеса на 10 млрд. тенге;

создан финансовый супермаркет  на базе АО «Фонд развития малого предпринимательства». 
- в 2006 году:

  • проведение анализа и передача непрофильных функций предприятий и акционерных компаний с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
  • обеспечение дополнительного увеличения объемов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса на 10 млрд. тенге. 
    - в 2007 году:
  • обеспечение дополнительного увеличения объемов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса на 10 млрд. тенге;
  • завершение создания новой идеологии взаимодействия государства с частным сектором.
  • разработка экономической модели развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода должна означать переход к новой стратегии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.
  • дальнейшие меры, предпринимаемые государством для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, (совершенствование нормативно-правовой базы, налогообложение, кредитование, развитие инфраструктуры и др.) будут предприниматься в контексте реализации данной экономической модели.

Информация о работе Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства