Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение эффективности функционирования индивидуального предпринимательства и разработка предложений об улучшении, совершенствовании и более эффективной работе малого бизнеса в Республике Казахстан.
В соответствии с поставленной целью была предпринята попытка решить следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования индивидуального предпринимательства в условиях конкурентоспособности национальной экономики;
Исследовать отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в аспекте его заимствования Казахстаном;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Казахстан и эффективность функционирования индивидуального предпринмательства на примере комплекса "Верный";

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ БИЗНЕСА И ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 7
1.1 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики 7
1.2 Экономическое содержание и особенности индивидуального предпринимательства 12
1.3 Методические подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса 18
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ 29
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане 29
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт 36
2.3 Анализ эффективности деятельности комплекса «Верный» 54
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 68
3.1 Стимулирование экономического роста субъектов индивидуального предпринимательства 68
3.2 Экономическая модель развития малого предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

Работа содержит 1 файл

Дип. Пути повышения эффективности индивидуального предприниматель.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

Мощный импульс развитию малого предпринимательства в последние годы придали Указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года N 3398 "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" и от 27 апреля 1998 года N 3928 "О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности".

Стратегия "Казахстан - 2030" предусматривает создание благоприятных   условий   для   активного   развития   малого предпринимательства  и увеличения его удельного веса в различных отраслях экономики.

Была принята Государственная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2004 - 2006 годы.

Международный опыт показывает, что малый и средний бизнес является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов. И что особенно важно, деятельность малого и среднего предпринимательства инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых и средних, нежели от крупных предприятий.

Однако, в Казахстане этот важнейший сектор пока оказывает  не столь существенное влияние на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 70% валового внутреннего продукта. В этих странах малое и среднее предпринимательство, как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни, является подлинной основой рыночной системы хозяйствования и образует средний класс общества.

Поэтому в Программе  Правительства Республики Казахстан  на 2004-2006 годы основной упор был поставлен на формирование среднего класса общества за счет создания социально-экономических условий для развития малого и среднего бизнеса, в особенности ориентированного на новые технологические производства. В целях укрепления малого и среднего бизнеса Главой государства в послании народу Казахстана поставлены новые направления поддержки малого и среднего бизнеса:

  • снижение налогового бремени;
  • легализация собственности и активов;
  • облегчение доступа к кредитным ресурсам;
  • упрощение административных процедур и разрешений;
  • защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов;
  • создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации, создании централизованной бухгалтерии.

Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.

Субъекты малого предпринимательства  осуществляют любые виды предпринимательской  деятельности в соответствии с действующим  законодательством Республики Казахстан.

Субъектами малого предпринимательства могут быть индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица в следующих организационно-правовых формах: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью; товарищество с дополнительной ответственностью; производственный кооператив.

К субъектам частного предпринимательства относятся:

  • субъекты индивидуального предпринимательства;
  • субъекты микробизнеса;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • субъекты среднего предпринимательства;
  • субъекты крупного бизнеса.

Субъектами индивидуального  предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Субъектами микробизнеса являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников до 10 человек. Субъекты микробизнеса входят в состав малого предпринимательства.

Развитие малых предприятий  должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно – технического прогресса, повышению экспортного потенциала.

Малое предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, которое на основе использования имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, отвечает целям, предусмотренным в уставе предприятия, имеет права юридического лица, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

В соответствии с постановлением Правительства РК № 499 от 8 апреля 2001 года субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, с численностью работающих:

- в промышленности, строительстве  и сельском хозяйстве до 50 человек;

- в торговле и бытовом  обслуживании -  до 30 человек;

- на транспорте и  связи -  до 25 человек;

- в науке и инновационной  деятельности -  до 20 человек;

- в остальных (за  исключением игорного и шоу-бизнеса) - до 15 человек;

В экономически развитых странах предпринимательство складывалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки оттачивались в ходе многовековой истории социально-экономических реформ. История развития предпринимательства независимого Казахстана насчитывает десять с немногим лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства.

Анализ предыдущих государственных  программ поддержки и развития предпринимательства (1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг.. 2001-2002 г.г., 2002-2004 гг., 2004-2006 гг.) показал, что принятые государственные меры в рамках их реализации, положительно повлияли на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике.

Реализация первой “Государственной программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992-1994 годы” позволила заложить основы становления частного предпринимательства путем проведения демонополизации и коммерциализации государственного сектора, в ходе которых произошло разгосударствление крупных организационно-управленческих структур, банков, государственных акционерных и холдинговых компаний, других субъектов хозяйствования, имеющих монопольное влияние на развитие экономики республики. В этот период малые предприятия получали налоговые льготы в виде освобождения от налогов в первые три года работы, централизованные кредитные ресурсы и т.д. Это был мощный стимул в развитии малого бизнеса в стране. Для финансового обеспечения развития предпринимательства был создан Республиканский Фонд поддержки предпринимательства за счет отчисления 1% от прибыли хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности. Благодаря принятым мерам резко возросло количество субъектов частного предпринимательства, силами которых был снижен уровень дефицитности рынка и удовлетворены потребности населения в продуктах питания и товарах народного потребления.

Главной целью второй “Государственной программы поддержки  и развития предпринимательства  в Республике Казахстан на 1994-1996 годы” было создание благоприятных правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий, необходимых для формирования сильного частного сектора экономики, развитой инфраструктуры частного предпринимательства. Появление реальной конкурентной среды в экономике республики требовало создания не менее 150 тыс. субъектов частного предпринимательства. Основной механизм реализации программы и обеспечения взаимодействия предпринимательских структур и органов государственного управления, заключался в создании центров малого бизнеса во всех регионах республики. Однако этот период характеризуется появлением неблагоприятных факторов для развития предпринимательства, связанных в основном с резким ухудшением социально-экономического положения в республике. Так, были отменены все льготы для малого предпринимательства, ликвидирован Республиканский Фонд поддержки предпринимательства, усилился пресс со стороны различных контролирующих органов, значительно усилились бюрократические процедуры. Были установлены высокие пошлины за государственную регистрацию, введены лицензии практически на все виды предпринимательской деятельности. При этом основная задача программы по созданию региональных центров была не реализована. Все это вкупе с всплеском инфляции привело к спаду предпринимательской активности,резко сократилось число субъектов малого предпринимательства.

В декабре 1998 года была принята  третья “Государственная программа  развития и поддержки малого предпринимательства  в Республике Казахстан на 1999-2000 годы”, основными целями которой были определены обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства, увеличение доли малого предпринимательства в приоритетных отраслях экономики, рост числа новых рабочих мест, создание реальной конкурентной среды, формирование массового слоя собственников как основы среднего класса общества. В этот период произошли кардинальные изменения в области развития малого предпринимательства. Были приняты нормативные правовые акты по упорядочению контрольных и надзорных функций государственных органов. В целях недопущения и необоснованного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства и ведения единого учета проверок контролирующими и надзорными органами, разработаны и утверждены Правила их регистрации органами прокуратуры. Был создан Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству, деятельность которого направлена на информационное и научно-методическое обеспечение, а также пропаганду малого предпринимательства. В рамках реализации программы были внесены дополнения и изменения в Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства” в части усиления роли объединений предпринимателей в защите интересов субъектов малого предпринимательства. Была создана в качестве консультативно-совещательного органа Комиссия по развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Казахстан, основными задачами которой являются представительство интересов, защита законных прав предпринимателей и учет их мнений при принятии проектов постановлений Правительства, поддержка конструктивных инициатив общественных организаций предпринимателей, содействие разработке, координации и реализации целевых программ и проектов по поддержке и защите малого предпринимательства. В состав Комиссии вошли как представители государственных органов, так и общественных организаций предпринимателей. В целом, принятые меры по реализации данной программы позволили существенно активизировать предпринимательскую активность граждан.

В ходе реализации четвертой  “Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы” достигнуты определенные качественные результаты. Так, в мае был утвержден План мероприятий по реформированию системы государственной регистрации юридических лиц и лицензирования предпринимательской деятельности, предусматривающий оптимизацию перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, уточнение процедур и полномочий центральных и местных исполнительных органов в вопросах лицензирования, поэтапный переход к регистрации предпринимательской деятельности по принципу “одного окна”, т.е. в пределах одной процедуры и в одном месте. Для оперативного выявления и устранения нарушений со стороны чиновников в отношении прав предпринимателей принято решение об ежегодном проведении одновременно во всех регионах акции “Чиновник и предприниматель”. Приняты меры по усилению отраслевой поддержки малого бизнеса. Так, разрабатываются предложения о создании при каждом государственном органе Экспертного совета, целью которого будет общественная экспертиза всех нормативных правовых актов, касающихся вопросов предпринимательства. Увеличены кредитные ресурсы республиканского Фонда развития малого предпринимательства. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2002 года №716 средства в сумме, эквивалентной 22 716 100 долларов США, направлены на увеличение уставного капитала Фонда. Республиканским информационно-выставочным центром по малому предпринимательству открыт web-сайт и проводится работа по созданию информационной базы данных по вопросам малого предпринимательства. С целью стимулирования деловой активности и определения мер по созданию благоприятных условий для отечественных инвесторов, а также выработки предложений по структурным реформам экономики создан в качестве консультативно-совещательного органа Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан.

Целью Программы на 2004-2006годы является совершенствование институциональных  условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

  • совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства;
  • облегчение доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
  • повышение эффективности государственных и негосударственных институтов поддержки малого предпринимательства;
  • оптимизация государственного регулирования предпринимательства;
  • создание единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.

Вместе с тем, проведенный анализ свидетельствует, что несмотря на очевидные положительные результаты, многие поставленные цели и задачи вышеуказанных программ из-за отсутствия действенного механизма реализации и контроля, на деле остались нереализованными и переходят с одной программы в другую. Такая же картина наблюдается в ходе проведенного анализа реализации региональных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

Меры     государственной     поддержки,     законодательно представленные на начальном этапе  реформ, сегодня дают свои результаты. Экономические показатели, характеризующие сферу малого предпринимательства, свидетельствуют о положительных тенденциях, складывающихся в этом секторе экономики.

Объем прибыли, уровень  доходов работников, налоговые поступления свидетельствуют о высоких потенциальных возможностях субъектов  малого  предпринимательства  относительно  крупного производства. При снижении инновационной восприимчивости крупных организаций к высоким технологиям возрастает роль малых и средних, выпускающих наукоемкую продукцию.

Приняты и реализуются  региональные программы развития и  поддержки малого предпринимательства. Продолжает создаваться сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства -бизнес - центры, бизнес - инкубаторы, технопарки.

Анализ     тенденций     развития     предпринимательства  свидетельствует, что они имеют  динамично-поступательный характер и  приносят свои положительные плоды, став не только источником пополнения бюджета, но и фактором снижения социальной напряженности и основой обеспечения занятости населения.

Информация о работе Пути повышения эффективности индивидуального предпринимательства