Состояние развития малого предпринимательства, основные проблемы и пути их решения в 2003-2005 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 03:46, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России более десяти лет. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. в России действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2000 годом их количество сократилось на 4,1 %. В расчете на 1000 человек населения страны приходилось в среднем лишь 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30.

Работа содержит 1 файл

Состояние развития малого предпринимательства.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Раздел VI. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Мероприятия раздела направлены на реализацию государственной политики поддержки малого предпринимательства путем обеспечения доступа малых предприятий к различным видам деловых услуг, содействия созданию и становлению бизнеса на основе совершенствования деятельности объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (фондов поддержки малого предпринимательства, агентств поддержки малого и среднего бизнеса, бизнес-инкубаторов, технопарков и других структур) на межрегиональном (окружном), региональном и муниципальном уровнях, совершенствования всей системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в целом. Выполнение мероприятий раздела будет способствовать решению проблем малых предприятий, связанных с организацией и успешным развитием бизнеса: бизнес-планированием предпринимательской деятельности; бизнес-инкубированием начинающих предпринимателей; юридической помощью предпринимателям (при регистрации, лицензировании деятельности и др.); доступом к различным видам поддержки - лизингу, микрофинансированию и др.; обучением основам предпринимательской деятельности; помощью в подборе помещений на условиях аренды; разработкой маркетинговой стратегии; консультированием через Интернет; поиском партнеров через информационные сети; продвижением товаров (работ, услуг) на внутренние и внешние рынки и пр. Система инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает в себя 75 региональных (государственных) и 170 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 50 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, 60 учебно-деловых центров, 80 бизнес-инкубаторов, 50 технопарков, 30 специализированных лизинговых компаний, 30 инновационно - технологических центра, созданных при содействии и (или) непосредственном участии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Для повышения эффективности функционирования системы, равномерности распределения базовых объектов инфраструктуры на территории Российской Федерации необходима ее достройка, создание и развитие отдельных ее элементов на региональном (межрегиональном, окружном) и, особенно, на муниципальном уровнях. Целесообразен переход на качественно новый уровень построения системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - объединение возможностей действующих и создаваемых объектов инфраструктуры для реализации комплексного подхода к решению проблем малого предпринимательства, организации деятельности объектов инфраструктуры на основе современных методов и средств телекоммуникации. Выбор направлений обусловлен необходимостью решения двух основных задач: - удовлетворения потребностей малых предприятий (прежде всего, начинающих предпринимателей) в различных видах деловых услуг и поддержки (в разрезе отраслевых приоритетов; приоритетных направлений развития малого предпринимательства, отраженных в государственных и муниципальных программах поддержки малого предпринимательства); - привлечения на цели развития и повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства максимального количества средств из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. Объем финансирования мероприятий раздела по развитию и повышению эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из средств федерального бюджета составляет 183,0 млн. рублей (в т.ч., в 2003 г. - 78,0 млн. рублей), за счет привлеченных средств - 870,0 млн. рублей. Мероприятия будут осуществляться по следующим направлениям. Первое направление предусматривает проведение мониторинга и анализа деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На эти цели из федерального бюджета планируется направить 1,8 млн. рублей (в 2003 году -1,0 млн. рублей), объем привлеченных средств составит 2,0 млн. рублей. В рамках направления намечено провести анализ эффективности деятельности региональных (государственных) и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, агентств поддержки малого и среднего бизнеса, специализированных лизинговых компаний и других базовых объектов инфраструктуры. Работа по данному направлению будет осуществляться в три этапа с группировкой регионов по федеральным округам. В результате будет систематизирована информация о действующей инфраструктуре поддержки малого предпринимательства и разработаны методические рекомендации по повышению эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на межрегиональном (окружном), региональном и муниципальном уровнях. Второе направление предусматривает создание и развитие специализированных бизнес-инкубаторов и технопарков. На эти цели из федерального бюджета предусмотрено выделение 40,0 млн. рублей (в 2003 году - 20,0 млн. рублей), объем привлеченных средств составит 100,0 млн. рублей. Результатом реализации будет формирование путем предоставления комплекса деловых услуг (по обучению, консалтингу, обеспечению площадью на льготных условиях и т.д.) наиболее благоприятных условий для стартового развития и подготовки к самостоятельной деятельности малых предприятий. Третье направление - развитие инновационно-технологических центров (ИТЦ). На эти цели из федерального бюджета предусмотрено выделение 35,0 млн. рублей (в 2003 году - 12,0 млн. рублей), объем привлеченных средств составит 385,0 млн. руб. Ожидаемые результаты реализации - формирование благоприятных условий для дальнейшего развития созданных на базе ИТЦ малых инновационных предприятий. Целью является ускорение коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий, обеспечение безболезненного перехода малых инновационных предприятий от производства опытных образцов научно-технической продукции к ее промышленному производству. Четвертое направление предусматривает развитие сети агентств поддержки малого и среднего бизнеса. На эти цели из федерального бюджета планируется направить 25,0 млн. рублей (в 2003 году - 12,0 млн. рублей), объем привлеченных средств составит 120,0 млн. рублей. Результатом создания новых и повышения эффективности функционирования действующих агентств поддержки малого и среднего бизнеса станет расширение спектра и повышение качества предоставляемых ими деловых услуг (по разработке бизнес-плана, проведению консультаций по вопросам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, по обучению предпринимателей, предоставлению необходимой информации и других услуг). Пятое направление - развитие сети государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. На эти цели из федерального бюджета предусмотрено выделение 30,0 млн. рублей (в 2003 году - 14,0 млн. рублей), объем привлеченных средств составит - 30,0 млн. рублей. Создание новых и повышение эффективности функционирования действующих фондов поддержки малого предпринимательства обеспечит необходимые условия для становления и развития малого бизнеса путем оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства при реализации мероприятий государственной, региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, в том числе в приоритетных направлениях развития экономики в регионах. Шестое направление предусматривает создание и развитие на базе действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (агентств поддержки малого и среднего бизнеса, фондов поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов и других) центров малого бизнеса, предоставляющих полный набор информационных, консультационных, юридических и других услуг, и обеспечивающих различные формы государственной поддержки субъектам малого предпринимательства. На эти цели из федерального бюджета предусмотрено направить 37,0 млн. рублей (в 2003 году - 15,0 млн. рублей), объем привлеченных средств составит 185,0 млн. рублей. Создание и развитие Центров малого бизнеса является одним из приоритетных направлений данного раздела. Их создание облегчает доступ малых предприятий к целому комплексу деловых услуг и различным видам поддержки, реализует принцип предоставления услуг из “одного окна” и будет способствовать улучшению координации и повышению эффективности деятельности как отдельных объектов, так и всей системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Седьмое направление - развитие базовых образовательных центров по подготовке кадров для малого предпринимательства. На эти цели предусмотрено выделить: из федерального бюджета - 11,2 млн. руб. (в 2003 году - 3,0 млн. руб.), за счет привлеченных средств - 35,0 млн. руб. Создание образовательных центров будет способствовать становлению малых предприятий, в том числе инновационных, путем подготовки дополнительных кадров для малого предпринимательства, повышения занятости проблемных групп населения. Восьмое направление предусматривает организацию и проведение всероссийских, межрегиональных и региональных совещаний с целью повышения эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. На эти цели планируется выделить: из федерального бюджета -3,0 млн. руб. (в 2003 году - 1,0 млн. руб.), за счет привлеченных средств - 13,0 млн. руб. Необходимость систематизации и распространения передового регионального опыта работы объектов инфраструктуры предопределяется целями проведения единой государственной политики поддержки малого предпринимательства на современном этапе, задачами координации деятельности объектов инфраструктуры и повышения эффективности их функционирования. 

Раздел VII. Совершенствование  мер государственной поддержки  малого предпринимательства. Раздел включает в себя проведение научно-исследовательских разработок и аналитических работ в области регулирования и поддержки малого предпринимательства, осуществление мероприятий по созданию условий для доступа субъектов малого предпринимательства к информации о проведении конкурсов на размещение заказов по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд, реализацию проектов и программ в регионах России с различным уровнем развития малого предпринимательства. Потребность в финансовых средствах из федерального бюджета на реализацию данного раздела составляет 71,3 млн. рублей, в том числе в 2003 году – 15,0 млн. рублей, а планируемый объем привлеченных средств составит 240 млн. рублей. В рамках информационно-аналитического обеспечения государственной политики поддержки предпринимательства и подготовки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов в рамках данного раздела планируется проведение исследований по вопросам: - налогообложения малого предпринимательства, включая сравнительный анализ различных схем налогообложения субъектов малого предпринимательства; - кредитования и страхования малых предприятий (в том числе взаимного); - ведения бухгалтерского учета и отчетности на малых предприятиях и их упрощения; - государственного регулирования трудовых отношений и социальной защиты в сфере малого предпринимательства; - определения статуса организаций, представляющих интересы малых предприятий и осуществляющих поддержку предпринимательства. В рамках раздела будут осуществлены мероприятия по обеспечению доступа малых предприятий к информации о проведении конкурсов на выполнение государственных заказов по поставкам товаров, работ и услуг для государственных нужд. Для совершенствования механизмов правоприменительной практики с целью снижения административных барьеров планируется провести анализ судебной (арбитражной) практики разрешения споров между субъектами предпринимательства и органами контроля (надзора). На реализацию мероприятий по проведению научно-исследовательских и аналитических разработок в области малого предпринимательства планируется выделение 13 млн. рублей из федерального бюджета (в т.ч. в 2003 году – 4,5 млн. рублей), а также привлечение средств в объеме 7 млн. рублей. В рамках раздела предполагается также проведение конкурсов среди субъектов Российской Федерации с низким уровнем экономического развития с целью отбора регионов для реализации на их территории пилотных программ для выравнивания потенциала развития субъектов малого предпринимательства, находящихся на различных стадиях развития: начинающих предпринимателей, развивающихся и стабильно действующих малых предприятий. В целях развития малого инновационного предпринимательства, а также повышения эффективности и придания комплексности информационно-технологическому, консалтинговому и образовательному обеспечению субъектов малого предпринимательства планируется реализация пилотных проектов по созданию инновационно-инфраструктурных комплексов в 2-3х регионах России с высоким научно-техническим потенциалом. На осуществление мероприятий по реализации программ поддержки малого предпринимательства в регионах России с низким уровнем экономического развития малого предпринимательства планируется выделить из федерального бюджета в 2003-2005 годах 58,3 млн. рублей, в том числе в 2003 году – 10,5 млн. рублей, объем привлеченных средств составит 210 млн. рублей. С целью повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах государственной поддержки малого предпринимательства планируется участие в реализации федеральных программ, содержащих мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства. Объем привлеченных средств составит – 23 млн. рублей. Реализация мероприятий данного раздела будет способствовать повышению эффективности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, ответственных за разработку и реализацию государственной политики в области развития малого предпринимательства. 

Раздел VIII. Международное  сотрудничество в сфере малого предпринимательства. В рамках данного раздела планируется продолжить работу по развитию сотрудничества с международными финансовыми институтами, организациями-донорами, зарубежными кредитными организациями, участие в международных проектах по развитию малого и среднего бизнеса с целью привлечения дополнительных ресурсов для развития малого и среднего предпринимательства. Намечено приступить к реализации программ сотрудничества с государствами – участниками СНГ, в том числе Программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2002-2005 гг. в рамках Союзного Государства России и Беларуси. Планируется также продолжить сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства в рамках соглашений между МАП России и министерствами и ведомствами зарубежных стран, со структурами государственной поддержки малого предпринимательства зарубежных стран, с международными организациями, обеспечить участие в подготовке и реализации международных проектов технического содействия развитию малого предпринимательства в Российской Федерации. Предусмотрено оказание содействия внешнеэкономической деятельности малых предприятий, в том числе в рамках деятельности представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в зарубежных странах, торгово-экономических отделов посольств, других загранучреждений России, участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, в том числе в рабочих группах по малому и среднему предпринимательству. Намечено создать условия для более полного и эффективного использования финансовых средств международных организаций для поддержки и развития малого предпринимательства в России. В целях привлечения финансовых ресурсов международных организаций на развитие малого предпринимательства в России планируется активизировать сотрудничество с такими организациями, как Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международная Финансовая Корпорация, Агентство международного развития США (USAID), Фонд Евразия и др. В рамках подписанного Соглашения о содействии экспортным поставкам американских товаров и услуг российским малым предприятиям планируется продолжить сотрудничество финансово-кредитных организаций России с Эксимбанком США, в том числе за счет предоставления Эксимбанком США связанных экспортных кредитов в размере 150 млн. рублей. Планируется разработать и реализовать международные программы по предоставлению лизинговых услуг и созданию лизинговых предприятий для малого предпринимательства, в том числе с участием Международной Финансовой Корпорацией и Агентством международного развития США. В рамках подписанных соглашений с международной организацией “Программа развития ООН (ПРООН)” будет продолжено сотрудничество по лизинговым поставкам импортного оборудования субъектам малого предпринимательства, созданию сети рекрутинговых и образовательных центров для российских малых предприятий. Планируется продолжить взаимодействие с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в сфере малого предпринимательства с целью расширение доступа субъектов малого предпринимательства к зарубежным капиталам и технологиям, создание условий для развития международного делового сотрудничества между малыми и средними предприятиями России и стран-членов ОЭСР и АТЭС. В рамках подписанного соглашения о сотрудничестве в сфере финансирования поставок германского оборудования российским малым предприятиям предусматривается возобновить и активизировать взаимодействие с Дрезднер-банком (Германия) В целях содействия продвижению продукции российских малых предприятий на зарубежные рынки планируется организовать международные выставки товаров и услуг малых предприятий, в том числе российско-итальянские, российско-финские и российско-турецкие выставки. В рамках Всемирной торговой организации (ВТО); совместно с международными организациями будут выработаны рекомендации по оптимизации внешнеэкономической деятельности малых и средних российских предприятий в период вступления России в ВТО. Намечено регулярно проводить рабочие встречи, симпозиумы, семинары и “круглые столы” с участием представителей иностранных и международных организаций, работающих в сфере малого бизнеса. В Москве планируется проведение 16-го заседания рабочей группы Форума АТЭС по малому и среднему предпринимательству. В рамках Российско-Австрийской рабочей группы предусмортено проведение цикла учебных семинаров в России и Австрии для российских предпринимателей и представителей структур поддержки малого предпринимательства совместно с Палатой Экономики Австрии. В 2003 году в рамках договоренностей с Министерством Валлонского региона Бельгии планируется организация стажировки 50 российских предпринимателей на предприятиях Бельгии. С австрийским государственным банком "Бюргес Фердерунгсбанк" планируется реализация совместного пилотного проекта по созданию и внедрению механизмов государственных гарантий по кредитам, предоставляемым коммерческими банками субъектам малого предпринимательства Российской Федерации, а также проведение семинаров для представителей российских государственных структур и коммерческих банков. Федеральным и региональными фондами поддержки малого предпринимательства совместно с финской государственной финансовой корпорацией Финнвера планируется осуществление программы совместного финансирования российских проектов создания и развития малых и средних предприятий. Для содействия реализации данной программы ФФПМП и Финнверой предусмотрено проведение цикла учебных семинаров для представителей региональных фондов Северо-Западного округа России. На реализацию мероприятий данного раздела предусматривается направить 23,6 млн. средств из федерального бюджета и 30 млн. рублей из других источников, что позволит привлечь 1800,0 млн. рублей средств международных организаций на развитие малого предпринимательства Российской Федерации. 

5. Ресурсное  обеспечение Программы. Для реализации  Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 2003-2005 годы необходимы финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы. Степень обеспечения ресурсами является определяющим фактором реализации Программы. Финансирование мероприятий Программы будут осуществляться за счет бюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников. По расчетам в 2003 году на реализацию программных мероприятий потребуются ассигнования из федерального бюджета в размере 250 млн. руб., в 2004 году – 300 млн. руб., в 2005 году - 450 млн. руб. В целом на реализацию Программы планируется затратить из федерального бюджета 1 млрд. рублей. Часть мероприятий Программы будут осуществляться с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Одним из основных условий выделения средств из федерального бюджета на реализацию выбранных по конкурсу региональных и специальных программ и отдельных проектов будет их совместное долевое финансирование с участниками, выигравшими конкурсы. Исходя из размеров средств региональных и муниципальных бюджетов, задействованных в реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы (около 2,5 млрд. рублей), и представленных субъектами Российской Федерации предварительных расчетов по объемам финансирования региональных программ, для реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы предусматривается привлечь из региональных бюджетов 4,0 млрд. рублей (в 2003 году - 1,2 млрд. рублей, в 2004 году – 1,3 млрд. рублей, в 2005 году – 1,5 млрд. рублей), а также из внебюджетных источников 3,5 млрд. рублей (в 2003 году - 1 млрд. рублей, в 2004 году – 1 млрд. рублей, в 2005 году – 1,5 млрд. рублей). Для реализации Программы также будут привлечены средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (порядка 5% от общей потребности в средствах на финансирование Программы) и средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в сумме 180 млн. рублей (в 2003 году – около 40 млн. рублей). Распределение средств на финансирование мероприятий Программы представлено в таблице. 
 
 

6. Механизм реализации  Программы и контроля за ее  выполнением. Программа реализуется в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством. Федеральный фонд в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства” является заказчиком Программы. Принципы взаимодействия Федерального фонда с регионами базируются на соглашениях о порядке финансирования выполняемых в рамках Программы государственных региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства с главами администраций и фондами поддержки малого предпринимательства (или иными структурами поддержки малого предпринимательства), осуществляющими финансовое обеспечение указанных программ. В этих соглашениях регламентировано распределение рисков и ответственности участников за целевое использование и эффективность использования выделенных средств. За Федеральным фондом закреплена функция привлечения и размещения финансовых средств. Администрация региона (муниципалитета) берет на себя основные риски использования ассигнованных средств. Региональные фонды поддержки малого предпринимательства ведут конкретный контроль за реализацией программ и проектов на местах. Юридической основой таких соглашений являются оформленные гарантии администраций (правительств) субъектов Российской федерации или муниципалитетов целевого использования финансовых ресурсов Федерального фонда и уполномоченных банков. Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется в соответствии с порядком конкурсного отбора исполнителей мероприятий Программы, а также порядком финансового обеспечения мероприятий Программы, утвержденным попечительским советом Федерального фонда. Порядок конкурсного отбора исполнителей Программы включает условия проведения конкурсного отбора, функции Конкурсной комиссии, права и обязанности участников конкурсного отбора, основные требования к претендентам и документации, процедуру рассмотрения заявок и оформления результатов отбора. Состав конкурсной комиссии утверждается попечительским советом Федерального фонда. Конкурсная комиссия является коллегиальным органом, включает в себя представителей органов исполнительной власти Российской Федерации и общественных организаций. Конкурсные комиссии принимают решения открытым голосованием простым большинством голосов. Конкурсные комиссии определяют потенциальных участников конкурсного отбора; направляют информации о проведении конкурсного отбора потенциальным участникам; проводят оценку поступивших заявок и выявляют победителя(ей) конкурсного отбора; подписывают протокол о результатах конкурсного отбора. При рассмотрении и принятии решений Конкурсные комиссии руководствуются распределением бюджетных средств по мероприятиям (разделам) Программы, определенными Программой, решением попечительского совета и Правления Федерального фонда Контроль за работой Конкурсных комиссий осуществляет попечительский совет Федерального фонда. Информация о проведении Конкурсного отбора распространяется путем размещения объявлений в бюллетене “Конкурсные торги” и в Интернете. Объявление о проведении Конкурсного отбора должно содержать: порядок подготовки и представления заявок на участие в Конкурсном отборе; требования к составу и содержанию документации, необходимой для участия в конкурсном отборе; условия договоров, которые будут заключаться с победителем(победителями) Конкурсного отбора; дату окончания приема и рассмотрения заявок; другие требования, установленные Конкурсной комиссией. Победителем(ями) Конкурсного отбора признается(ются) участник(и), который(е) согласно требованиям к составу и содержанию документации, необходимой для участия в Конкурсном отборе, предложил(и) лучшие условия реализации мероприятий Федеральной программы. Выписка из протокола о победителе(ях) Конкурсного отбора является документом, подтверждающим его(их) права на оформление договоров (соглашений) с Федеральным фондом. Предусматривается долевое участие федеральных средств на конкурсной основе в реализации региональных (государственных) и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в рамках мероприятий Программы при условии их утверждения соответствующими органами власти и обеспечения выделения средств из региональных и местных бюджетов. Одним из критериев отбора будет привлечение средств из дополнительных источников. 

7. Ожидаемые  результаты реализации Программы.  В результате осуществления Программы: - количество действующих малых предприятий превысит 1 млн. единиц; - удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения или - около 14,5 млн. человек в абсолютном выражении; - вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14-15%. Для достижения этих целевых ориентиров Программы необходимо обеспечить среднегодовые темпы прироста количества действующих малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прирост занятых в секторе малого предпринимательства - на уровне 8% в год.

Информация о работе Состояние развития малого предпринимательства, основные проблемы и пути их решения в 2003-2005 годах