Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости происходящих процессов – самому эти процессы определять. (Й. Шумпетер). В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Сущность, формы и виды предпринимательской

деятельности

1.1 История возникновения и сущность

Предпринимательства…………………………………………………... 4

1.2 Формы предпринимательства……………………………………….6

1.3 Виды предпринимательства…………………………………………10

ГЛАВА 2. Предпринимательство в Республике Казахстан

2.1. Условия формирования предпринимательства

в переходной экономике Казахстана………………………………… 18

2.2. Особенности развития малого и среднего

бизнеса в РК……………………………………………………………... 21

2.3. Проблемы малого и среднего

Предпринимательства…………………………………………………... 25

2.4. Принципы государственной поддержки

малого и среднего предпринимательства…………………………….. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 31

Работа содержит 1 файл

Эконом теория).doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Если говорить о малом предпринимательстве, то его развитию у нас уделяют особое внимание органы исполнительной и законодательной власти, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе РК, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ. По данным Статистического регистра в республике на 1.07.2002г. было зарегистрировано 110,5 тысяч предприятий малого бизнеса, что на 17,2% выше, чем на 1.07.2001г. Основные действенные меры правительства связаны с реализацией Указа Президента Казахстана "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" от 6 марта 1997г. В соответствии с данным указом: v создан государственный институт поддержки МП (Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан): v приняты законы "О государственной поддержке малого предпринимательства", "Об индивидуальном предпринимательстве", "О внесении изменений и дополнений в

некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства" и др.; v сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; v образован Фонд развития малого предпринимательства; v         установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго уровня (не менее 10% от основного долга кредитного портфеля банка).

Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют казахстанские предприниматели к нововведениям, не требующих значительных инвестиций. Всё это свидетельствует о том, что венчурное предпринимательство, находящееся в нашей стране лишь в самой начальной стадии, имеет значительную перспективу роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития малого инновационного бизнеса.

     В коммерческом предпринимательстве бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Прослеживается тесная взаимосвязь между бизнесом в сфере производства и в сфере обращения, обмена: произведенные товары надо обменивать на другие товары или деньги. Исторически бизнес в сфере ремесел немедленно порождал активность в купеческом деле. Так было много веков. Отметим, что активной стороной не всегда выступало производство: зачастую именно коммерция, выявляя спрос на товары, побуждает производственный бизнес к активности. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно

объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с её помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

Товарная биржа – наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др. Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых  фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие функции:

Ø.  оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

Ø.  упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

Ø.  сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляется лишь фьючерсные сделки. Виды товарных бирж в Казахстане представлены в приложении 1.

Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле- продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определённой мере аналогична схеме производственно - предпринимательской деятельности. Однако в отличие от неё здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта. Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организаций и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности

коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка; продвижение товаров по каналом обращения до конечного потребителя; финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции. Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объёму продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа - товары, ещё не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группа – товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом. Структура маркетинга наряду с оперативно- управленческой работой включает и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование (о котором говорилось выше), практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций. Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес- план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки расчёт требуемых затрат и ожидаемых результатов.

    

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

a.   наем работников для выполнения торгово- посреднических услуг (закупки товаров, его транспортировки, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

b.  приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

c.   закупку товара для последующей его продажи;

d.  привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им.

e.   получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

f.    получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;

g.   реализацию товаров покупателю и получение выручки;

h.   регистрацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам и, где это возможно, предусматривается параллельно- последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес- план и укрупнённый координационный план действий. При крупных и продолжительных сделках, рекомендуется разработать план- график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

Основным полем деятельности финансового предпринимательства  являются коммерческие банки и фондовые биржи. Что же представляют собой эти институты рынка?

     Коммерческий банк – это финансово- кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчётные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлечённых) и ссудных средств. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно –посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Особенность деятельности коммерческих банков в Казахстане состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, так как обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определённый срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определёнными резервами. Другая особенность коммерческих банков в современном Казахстане заключается в том, что большинство из них не обладает возможностями предоставлять долгосрочные кредиты в значительных размерах, поскольку чаще всего не располагают необходимыми средствами. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. Между тем главным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость коммерческих банков Казахстана, а иногда и их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируется на световом табло биржи, и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры. За рубежом сами фирмы и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно – 1469. Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого – образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объёма государственных облигаций в общей массе ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предпринимательство в РК

2.1. Условия формирования предпринимательства в переходной экономике Казахстана.

"Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. До этого мало кто всерьез задумывался о том, какую мощную силу таит в себе огромный пласт невостребованного в то время человеческого энтузиазма, деловой энергии. На первую половину 90-х минувшего века пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, универсальным штрихом которого была стихийная уличная торговля, а главным девизом – "купить подешевле - продать подороже". Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 г., когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной поддержки  и активизации развития малого предпринимательства. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе".Историю возрождения отечественного предпринимательства условно можно разделить на четыре этапа.

      Первый  формировался на основе появления и функционирования центров научно-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носила посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Конечно, так называемое "комсомольское" предпринимательства не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР" (1987) частично легализовало индивидуальное предпринимательство.

     Второй этап формирования предпринимательства можно связать с принятием в июне 1988г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

     Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях,

развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой активности.

    Четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений. В основном предприниматели занимаются торгово- посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров как за рубежом, так и в странах СНГ. Один из первых законов, действовавших в Республике Казахстан и регулирующих предпринимательскую деятельность, назывался "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР" (1990). В законе определялось само понятие предпринимательства – "это инициативная в рамках действующего законодательства хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода". Обратим внимание на основные черты, характеризующие предпринимательство.

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности