Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости происходящих процессов – самому эти процессы определять. (Й. Шумпетер). В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2

ГЛАВА 1. Сущность, формы и виды предпринимательской

деятельности

1.1 История возникновения и сущность

Предпринимательства…………………………………………………... 4

1.2 Формы предпринимательства……………………………………….6

1.3 Виды предпринимательства…………………………………………10

ГЛАВА 2. Предпринимательство в Республике Казахстан

2.1. Условия формирования предпринимательства

в переходной экономике Казахстана………………………………… 18

2.2. Особенности развития малого и среднего

бизнеса в РК……………………………………………………………... 21

2.3. Проблемы малого и среднего

Предпринимательства…………………………………………………... 25

2.4. Принципы государственной поддержки

малого и среднего предпринимательства…………………………….. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 31

Работа содержит 1 файл

Эконом теория).doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во вторых , это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предпринимательская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства. Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных  действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило  о предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной конъюнктуры либо случайными обстоятельствами. И, наконец, закон прямо говорит о том, что целью предпринимательской деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством. Закон допускает различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д. Регистрация – начальный и необходимый этап предпринимательства. Только после регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положений о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г. Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и начинать  другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение заниматься  всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства". Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о предприятии). Частное предпринимательство нуждается в правовой защите. В статье 20 Закона о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится, что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности. 21 июня 1991г. принимается закон "О хозяйственных товариществах" (в настоящее время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два закона и стали долговременной правовой основой деятельности частных предпринимателей. Они определяют основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего числа, по производству товаров народного потребления – 11,1, бытового обслуживания – 7,2%.

Малые предприятия специализировались в основном на торговле и общественном питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%. Теми же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей и общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9% . Размещались предприятия стихийно, без учета потребностей. Наибольшее  их число находилось в промышленно развитых районах. Предпринимательство не стало, как предполагалось, движущей силой экономического возрождения Казахстана. Другими словами, постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним обусловливают определенные трудности в системе предпринимательства.

2.2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

 

Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.

Малые предприятия и в целом малый биз нес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в произ водстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутри региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% -- на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутри региональная ориентация составляет более 70%.

Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-казахстанская - 12-14 места (2,7%)

По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распреде лении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных Малых предприятий.

 

Таблица 1 - Количество предприятий малого бизнеса по регионам Республике Казахстан по состоянию на 1 июля 2008года

Зарегистрировано единиц

В т.ч. действующие в % к итогу

Из них активные единиц

Занято в %% к итогу по РК

Реализация продукции и услуг в % к зарег.

единиц

в % к итогу по РК

в % к зарег.

место среди регионов

тыс. чел.

в % к итогу

млн.

тенге

в % к итогу

Акмолинская

4525

3,3

3265

3,3

72,2

2447

5,0

54,1

8

15,8

3,2

6066,5

2,1

Актюбинская

5200

3,8

4084

4,2

78,5

1667

3,4

32,1

10

31,0

6,3

6865,7

2,3

Алматинская

5992

4,3

4349

4,5

72,6

3240

6,6

54,1

5

22,9

4,6

15699,9

5,3

Атырауская

3539

2,6

3097

3,2

87,5

1362

2,8

38,5

11

18,9

3,8

11322,6

3,8

Восточно-Казахстанская

9184

6,6

6556

6,7

71,4

4062

8,2

44,2

3

41,3

8,4

25595,0

8,7

Жамбылская

4095

3,0

2852

2,9

69,6

1147

2,3

28,0

16

15,8

3,2

4521,1

1,5

Западно-Казахстанская

2945

2,1

2501

2,6

84,9

1339

2,7

45,5

12

21,8

4,4

7189,6

2,4

Карагандинская

8935

6,5

6489

6,7

72,6

2937

5,9

32,9

6

37,8

7,7

17891,0

6,1

Костанайская

5441

3,9

4208

4,3

77,3

2229

4,5

41,0

9

24,5

5,0

15887,8

5,4

Кызылординская

2658

1,9

2231

2,3

83,9

1353

2,7

50,9

13

8,7

1,8

2903,0

1,0

Мангистауская

3761

2,7

3062

3,1

81,4

1351

2,7

35,9

14

16,4

3,3

8983,3

3,0

Павлодарская

6745

4,9

5152

5,3

76,4

2774

5,6

41,1

7

21,9

4,4

13700,2

4,6

Северо-Казахстанская

3199

2,3

2620

2,7

81,9

1241

2,5

38,8

15

22,3

4,5

9577,6

3,2

Южно-Казахстанская

12615

9,1

8393

8,6

66,5

3677

7,4

29,1

4

32,6

6,6

12455,8

4,2

г. Астана

11046

8,0

9016

9,2

81,6

4078

8,3

36,9

2

39,2

7,9

26003,5

8,8

г. Алматы

48499

35,0

29596

30,4

61,0

14476

29,3

29,8

1

123,2

24,9

111009,6

37,5

Итого по РК

138379

100,0

97471

100,0

70,4

49380

100,0

35,7

 

494,1

100,0

295672,2

100,0

 

Таблица представлена Агентством РК по статистике.

 

Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской - 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%)

Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.

В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.

В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны - 8,8%, Восточно-Казахстанской области - 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.

В таблице 2 приведены показатели дохода по регионам Казахстана.

Таблица 2 - Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие 2008 г. продукции (товаров, услуг)

 

 

Регионы

Области, города

Удельный вес в общем

доходе, в %

1

2

3

Центральный

Акмолинская, Карагандинская

8,1

Западный

Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская

11,6

Восточный

Алматинская, Восточно-Казахстанская

14,0

Северный

Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская

13,3

Южный

Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская

6,7

г. Астана

г. Астана

8,8

г. Алматы

г. Алматы

37,5

Итого по РК

 

100,0

 

 

 

 

 

Количество МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства.

Наиболее высокая предпринимательская активность населения отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область - 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной струк туры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увели чение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» мо жет быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных со циально-экономических изменений и сменой самой парадиг мы развития страны. В связи с этим с боль шой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов эконо мической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без ко ординации усилий республиканских, региональных и местных властей.

 

 

2.3. Проблемы малого и среднего предпринимательства

И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.

В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.

У нас же то, что малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов. Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.

Роль малого бизнеса в экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.

Создание на бюджетные деньги социально-предпринимательских корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.

Всемирный экономический Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.

С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности