Сущность и методы формирования бюджета туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:18, реферат

Описание работы

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Содержание

Введение
1.Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки
1.1 Виды бюджетов туристского предприятия
1.2 Структура и принципы составления бюджетов
2. Методологические основы бюджетирования
2.1 Основные принципы и сущность бюджетирования
2.2 Организация бюджетирования на туристском предприятии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     -деятельность конкурентов;

     -общее  положение на национальном и  мировом туристских рынках;

     -политика  ценообразования в сфере туризма  и на конкретном туристском  предприятии;

     -сезонные  колебания туристского спроса;

     -эффективность  рекламной политики;

     -качество  туристской продукции и т.д.

     Расчёт  объёма реализации туристской продукции  на предприятиях туризма, как правило, осуществляется на основе статистических методов с использованием ретроспективного анализа, а также на основе экспертных оценок. Причём ретроспективный анализ не должен охватывать временной период более 2 лет, поскольку развитие туристического рынка крайне динамично, и результаты анализа в данном случае могут не соответствовать тенденциям будущего.

     Для сферы туризма особое значение имеют  предстоящие мероприятия в рамках будущего бюджетирования, как национального, так и мирового значения, оказывающие на развитие туризма стимулирующее действие. К числу таких мероприятий могут быть отнесены:

     -карнавалы ( например, карнавал в Рио-де-Жанейро)

     -чемпионаты  мира (чемпионат мира по футболу привлекает значительные массы любителей спортивного пассивного туризма)

     -олимпийские  игры и т.п

     Бюджет  продаж обычно строится дифференцированно  и содержит информацию о прогнозируемых объемах продаж по каждому туристскому продукту, а также ожидаемую цену единицы каждого туристского продукта. Для туристской фирмы, занимающейся, например, тремя различными туристскими направлениями, - это расчет объема продаж по каждому направлению (например, по Италии, по Голландии и по Чехии).

     2.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ,ИЛИ БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА

     Бюджет  производства показывает, сколько единиц туристской продукции или туристских услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов. При этом необходимо отметить, что туризм - это специфическая сфера деятельности, в которой отсутствуют запасы (за исключением предприятий ресторанного рынка), и туристский продукт относится к числу неосязаемых и поэтому не может быть складирован. Потери от непроданных турпакетов относятся к невосполнимым.

     3.БЮДЖЕТ  ПРЯМЫХ ЗАТРАТ

     Данные  об объемах туристского производства, содержащиеся в бюджете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Так как туристский продукт является «скоропортящимся» товаром, его производство и предоставление должны быть хорошо спланированы. В противном случае каждый невостребованный тур принесет потери фирме в размере совокупной стоимости элементов туристского пакета.

     4.БЮДЖЕТ  НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

     Представляет  собой совокупность всех общих расходов, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Сюда относятся амортизационные отчисления, арендные платежи, налог на имущество и т. д.

              5.БЮДЖЕТ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ

     Данный  бюджет отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Он включает в себя все остальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет, например, такие как: расходы по страхованию, юридические расходы, расходы на аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих устройств, почтовые расходы и телефонные счета и т.д.

     В содержательную часть бюджета текущих  затрат включены затраты, понесенные в процессе реализации туристской продукции и организации туристского бизнеса.

     6.БЮДЖЕТ КАДРОВЫХ ЗАТРАТ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

     При составлении этого вида бюджета  определяют требуемое количество персонала (кадровый ресурс), необходимого для производства туристской продукции по объему, представленному в бюджете продаж. Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования труда и оплаты работников.

     В любом случае величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии кадровыми ресурсами для обеспечения достаточного использования труда в туристском производстве.

     Эффективная организация производственного  процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов, а также может способствовать высвобождению персонала в случаях необходимости (что очень характерно на сегодняшний день для туристской сферы, особенно в периоды снижения туристской активности). Например, многие гостиницы в период спада туристских потоков, вызванных сезонностью, высвобождают часть персонала или же снижают заработную плату работникам. Именно из-за учета фактора сезонности в сфере туризма необходимо формировать бюджет продаж не только на год, но и дифференцированно по месяцам, в целях более эффективного бюджетирования.

     7.БЮДЖЕТ  СТОИМОСТИ ТУРИСТСКОЙ ПРОДУКЦИИ

     Данный бюджет составляется на основе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из бюджетов прямых затрат, затрат по оплате труда, текущих и накладных расходов. Таким образом, операционный бюджет туристского предприятия составляется на базе бюджета продаж, который является базой формирования бюджетов, характеризующих затраты на:

  • туристское производство и реализацию туристской продукции 
    (туристских услуг);
  • внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки 
    сырья и материалов для ресторанного бизнеса);
  • бюджет текущих затрат, бюджет по труду и т.д.[4, С.167]

       Финансовый бюджет туристского предприятия

     Финансовый  бюджет туристского предприятия - это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников денежных средств и планируемые направления их использования. Состоит финансовый бюджет из 4-х основных бюджетов. 
 

     1. БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

     Данный  бюджет отражает количество денежных средств, которые туристское предприятие  намеревается тратить на приобретение дополнительных основных фондов в течение планового периода. Таким образом, капитальный бюджет включает в себя приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов.

     Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств (включая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов). Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других в необоротных активов. Кроме того, увеличение производственных мощностей в связи с ростом потребительского спроса на продукцию туристского предприятия может потребовать дополнительного финансирования (капитальных затрат).

     Различные варианты финансирования, рассматриваемые  в бюджете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при  составлении элементов (бюджетов) операционного бюджета. Например, ожидаемая величина амортизации нового туристского оборудования, приобретенного туристским предприятием, например, гостиницей или рестораном, в текущем году, должна учитываться при составлении бюджета накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов

     2. БЮДЖЕТ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

     Данный  бюджет сводит воедино планируемые  оценки доходов и расходов на бюджетный  период. Необходимо рассчитать прогнозные значения таких показателей, как:

  • объем туристской реализации;
  • себестоимость реализованной туристской продукции (туристских услуг);
  • себестоимость коммерческих и управленческих расходов;
  • себестоимость расходов финансового характера (проценты к 
    выплате по ссудам и займам);
  • величина налогов к уплате и т.д.

     Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту. Таким образом, бюджет отчета о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех операций туристского предприятия и тем самым позволяет финансовому менеджеру проследить за влиянием индивидуальных бюджетов на годовой бюджет прибылей.

     3.БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

     Данный бюджет представляет собой план денежных поступлений и платежей, рассчитанный на будущий временной период. При расчете бюджета движения денежных средств, принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.

     Бюджет  движения денежных средств показывает ожидаемое конечное сальдо по денежным средствам и финансовое положение туристского предприятия на каждый анализируемый период. Таким образом, могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств, проанализированы эффективность использования средств и перспективный уровень платежеспособности туристского предприятия.

     4. БЮДЖЕТНЫЙ БАЛАНС (БЮДЖЕТНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС) Этот бюджет - завершающий шаг в процессе подготовки не только финансового, но и общего бюджетов. Он характеризует изменения в финансовом и имущественном положении туристского предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

     Построение  прогнозной отчетности в рамках бюджетирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы (отдела или департамента) любого туристского предприятия. Эта отчетность может использоваться в таких целях, как:

  • ориентир для контроля текущей деятельности;
  • при прогнозировании степени удовлетворительной структуры 
    баланса и т.д.[4, с. 168-169]

 

     2. Методологические основы бюджетирования

     2.1 Основные принципы  и сущность бюджетирования 

     Бюджетирование - это последовательность операций, необходимых для составления бюджета в пределах отдельного туристского предприятия

     Бюджетирование  – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.

     Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

  1. Аналитическая функция
    • переосмысление бизнес-идеи;
    • коррекция стратегии;
    • постановка дополнительных целей;
    • анализ операционных альтернатив.
  2. Функция финансового планирования
  • вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее
  1. Функция финансового учета
  • вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем
  1. Функция финансового контроля
  • позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
  • выявляет слабые и сильные стороны
  1. Мотивационная функция
  • осмысленное принятие плана;
  • ясность постановки целей;
  • наказание за срыв;
  • поощрение за выполнение и перевыполнение.

Информация о работе Сущность и методы формирования бюджета туристического предприятия