Технологическое проектирование магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целую моей работы является рассмотрение проблемы технологического проектирования магазина, выявление принципов, методов и этапов проектирования.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

1.Раскрыть проблему технологического проектирования магазина
2.Описать этапы, принципы и методы проектирования
3.Выяснить порядок действий при проектировании.

Содержание

1.Введение……………………………………………………….…….3


2.Основы проектирования магазина……………………………..…..6


3.Устройство и основы технологических проектировок магазинов
3.1. Технологический проект…………………………..………..….9

3.2. Планировочные решения помещений ….………………..…..10


4.Проектирование торгового зала магазина
4.1. Основы планировки…………………………………..…….…..13

4.2. Зонирование……………………………………….………….…18

4.3. Четыре «У» Крейга Филлипсона………………………………25

4.4. Установочная площадь………………………………………....26

4.6. Планирование отдельных участков магазина…………………28


5.Оснащение магазина…………………………………………………29


6.Заключение…………………………………………………….….…..36


7.Список используемой литературы……………………………….…

Работа содержит 1 файл

Технологическое проектирование.docx

— 184.85 Кб (Скачать)
     

     Планировка  рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционные формы  обслуживания покупателей, зависит  от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, — не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров. 

     При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков  покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

     Размещение  входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют  в магазинах, продажа в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

    1. Зонирование.

     Всю площадь торгового зала можно  условно разделить на:

* установочную площадь;

* площадь  проходов для покупателей и перемещения  товаров;

* площадь  рабочих мест обслуживающего персонала;

* площадь  контрольно-кассового узла.

      Также такой подход называется зонированием. Схема торгового зала разбивается на основные товарные группы, сервисные зоны, promotion-зон, направления потоков движения покупателей с проработкой входной зоны в частности и технологическим проектированием магазина и планировке торгового зала в целом. 

     В торговом зале можно выделить три  основные зоны:

     - входная зона

     - кассовая зона

     - зона основного потока покупателей. 

     1.Входная зона (несколько метров сразу за входной дверью) отвечает за создание позитивного настроя покупателей на совершение покупок. В ней покупатель переключает внимание с того, что окружало его на улице, на то, что происходит в магазине. Важно, чтобы сразу за входом в магазин было ничем не занятое пространство (от двух шагов до нескольких метров в зависимости от формата и специфики магазина) — у покупателя должна быть возможность замедлить шаг, перевести дух и осмотреться вокруг, чтобы почувствовать себя комфортно в новом для него помещении. Важно, чтобы входная зона побуждала посетителя купить что-то прямо сейчас. Для этого в ней располагают товары, внешне привлекательные и желанные: товары-новинки, сезонные товары, привлекательные товары импульсного спроса или товары по специальной цене.

     Например, в магазинах одежды во входной  зоне или сразу за ней располагают  товары со скидками (только в начале распродажи), либо изделия из новой  сезонной коллекции (к концу распродажи), либо новые поступления в течение  сезона.

     В ювелирных магазинах входная  зона должна быть свободной, а сразу  за ней обычно располагаются товары самой низкой ценовой категории  для этого магазина, например, изделия  из серебра или обручальные кольца без вставок.

     Входная зона и рядом расположенные зоны супермаркета или гипермаркета —  это зона распродаж, специальных  предложений и сезонных товаров. Товары здесь меняются довольно часто, но главное — это всегда должны быть актуальные, нужные именно сейчас товары, привлекательные и по выгодным ценам. 

     2.Кассовая зона — «горячее», бойкое место торгового зала.

     В розничной торговле кассовая зона по-прежнему остается одним из самых рентабельных мест в магазине. Тем не менее в этой "золотой жиле" скрыты многочисленные резервы, которые можно мобилизовать для увеличения оборота.

     На  расположение касс в первую очередь  влияет тип отдела, в котором они  установлены, - самообслуживание (например, супермаркет, дискаунтер), полусамообслуживание (например, женская и мужская одежда) и полное обслуживание продавцом (например, парфюмерия). В отделах самообслуживания и полусамообслуживания кассы расположены отдельно от остальной мебели, в отделах полного обслуживания клиента они встроены в мебель отдела и представляют собой единый комплекс. Если говорить в общем, то расположение касс в торговом зале зависит от концепции и бизнес идеи магазина.

     Покупатели, совершившие покупки, обязательно  приходят к кассе. Многие магазины намеренно  создают небольшие очереди в  кассы, чтобы покупатели постояли, расслабились и купили еще что-нибудь. Для этого  им предлагают множество товаров  импульсного спроса — сладости, журналы, мелкие сопутствующие товары в продуктовом магазине; носки  и средства по уходу за обувью — в обувном; украшения и аксессуары — в магазине одежды.

     Специально  оборудованная часть площади  торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать

15 % площади  торгового зала. При этом количество  рабочих мест контролеров-кассиров  определяют, исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.

      Зона  возле кассы – это нервный  центр магазина. Именно здесь клиенты  расплачиваются за покупку, обращаются к сотрудникам и задают вопросы. И после всех этих действий именно здесь вручается красиво упакованный  сверток (поддерживающий ваш бренд), который они заберут домой. Зона у кассы – это, как правило, оживленное место, которое привлекает клиентов или своим прямым назначением, или перспективой развлечься.

      Правильное  расположение кассы – один из самых  спорных вопросов в дизайне магазина. Чтобы помочь вам решить эту проблему, существуют разные варианты, которые  приводятся ниже.

  • Справа от входной двери. Поскольку за кассовым аппаратом почти всегда кто-то работает, то с этого места сотрудники могут приветствовать входящих в магазин клиентов. Кроме того, касса – это центр активности магазина, поэтому если покупатели первым делом увидят именно этот участок, то у них сложится впечатление, что жизнь в магазине кипит. Один из недостатков такого расположения в том, что пространство направо от входа очень ценно. Почему бы не поставить кассу там, где в противном случае покупатели не задерживались бы?
  • В центре магазина.  Из центра вы тоже можете здороваться с входящими покупателями, благодарить их за покупку перед уходом и следить за всеми отделами магазина. Недостаток такого расположения в том, что хотя вы можете находиться недалеко от всех отделов, но спиной все равно стоите к доброй половине пространства.
  • У боковой стены в середине магазина. В этой срединной точке вы находитесь достаточно близко к входной двери и можете приветствовать посетителей. Минус такого положения в том, что вы занимаете красивую стену, которую полезнее было бы использовать для размещения товаров.
  • В дальнем конце магазина. Такое положение позволяет вам притягивать покупателей в самый конец магазина (что может оказаться непросто), а близость к кладовке делает это место еще более удобным. Но в таком случае вы уже не можете приветствовать покупателей, а также возрастает вероятность краж, потому что бдительное око находится слишком далеко от входа.
  • Слева от входа. Такое расположение тоже приемлемо, но хотя здесь вы будете находиться недалеко от двери, все же вам не удастся поздороваться с тем количеством покупателей, на которое вы рассчитываете, потому что, входя в магазин, большинство посетителей поворачивают направо.

    Где бы вы ни установили кассу, прилавок с  ней должен быть 2,4-3 м в длину  и 1 м в ширину. 
     

     3.Зона основного потока покупателей — самая главная в торговом зале. Она должна тщательно планироваться, ведь от успешности планировки напрямую будет зависеть количество покупок (это важно для магазинов, площадь которых превышает 100-200 м2). В большинстве магазинов покупательский поток организуется по периметру магазина против часовой стрелки — для того, чтобы обеспечить прохождение большинства покупателей по всей площади магазина. Как же направить покупателей, чтобы они ходили по периметру?

     Во-первых, зона основного потока покупателей  должна быть выделена визуально —  проход должен быть шире других, чтобы  подчеркнуть, что он основной. Например, в магазинах очень большой  площади его выделяют разметкой  на полу и указателями. Это создает  у покупателей чувство упорядоченности  и снимает с них необходимость  выбирать маршрут движения. Чем больше площадь магазина, тем четче и  яснее должен выделяться основной покупательский маршрут, т. к. в большом магазине легко запутаться, а наличие «главных магистралей» позволяет покупателям  легко ориентироваться, и они  двигаются именно по зоне основного  покупательского потока, отклоняясь и вновь возвращаясь в него.

     Во-вторых, покупательский поток организуется с помощью размещения разных групп  товаров в определенных местах товарного  зала.

     Ко  всем участкам своего магазина нужно  относиться как к элементу недвижимости. Так же, как и в игре «Монополия», где одни здания стоят дороже других, разные участки магазина тоже имеют  разную стоимость. Самые дорогие  – это те, которые видят большинство  покупателей. Например, центральная  витрина. Стоимость разных участков магазина будет меняться в зависимости  от того, как именно вы будете направлять поток покупателей по магазину. Несомненно, участки вдоль центрального прохода  заслуживают самого пристального внимания.

     Для свободного перемещения товаров  и покупателей часть торгового  зала магазина самообслуживания отводится  под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов.

     Прямые  линии уже вышли из моды. Нужно  создавать закоулки и укромные места, которые покупателям хотелось бы исследовать. Такие уголки помогут  также выделить отделы в магазине. Создать закоулки и укромные места  можно, просто соорудив V-образную конструкцию и расположив ее у стены. Сделать такую конструкцию можно из экономпанели или любого куска дерева.

     Один  из способов заставить покупателей  задержаться подольше – это создать  длинную и извилистую дорогу вдоль  всего магазина. Чем прямее этот путь, тем быстрее клиент его пройдет. Конечно, справедливо и обратное утверждение. Лучше располагать  самые привлекательные и заманчивые товары вдоль этого пути. Для правильного  оформления нужно помнить о следующем:

    • Проход должен изгибаться вправо, потому что большинство людей, входя в магазин, естественным образом поворачиваются направо на 45 градусов.
    • Покрытие на полу вдоль прохода должно быть сделано из другого материала или хотя бы отличаться по цвету от основного пола в магазине. Это стимулирует покупателей идти дальше – четко видимый пол служит визуальной подсказкой.
    • Пусть проход извивается по магазину в виде лампочки, чтобы покупатели прошли по всем отделам – сначала к центру, потом в сторону и снова к началу.
    • Избегайте прямых линий. Кривые создают дополнительные возможности для того, чтобы показать товар, и более приятны с эстетической точки зрения.
    • Расставьте стеллажи, товары и/или вывески так, чтобы их можно было легко увидеть с любого места в проходе. Вы хотите заставить покупателей подольше побродить по магазину, изучая товары. Если же для того, чтобы прочесть вывеску, им нужно будет сворачивать за угол, многие просто не захотят этого делать.
    • Более плотные или высокие стеллажи поставьте дальше, чтобы создать иллюзию глубины. Такое дизайнерское решение к тому же максимально увеличивает количество товаров, которые покупатель видит за раз.
 
 
    1. Четыре  «У» Крейга Филлипсона.

     Эффективное использование доступного места  в магазине означает не только хорошую  обзорность и доступность товаров, но и создание условий, в которых  покупатель сможет получить истинное удовольствие от процесса совершения покупок.

     ЧЕТЫРЕ  «У» КРЕЙГА ФИЛЛИПСОНА

Информация о работе Технологическое проектирование магазина