Выделение типов руководителей и оценка их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель данной работы: оценить эффективность деятельности руководителя.

В соответствии с целью были сформулированы основные задачи:

Выделить типы руководителей и дать их характеристику
Проанализировать деятельность руководителя
Предложить мероприятия по совершенствованию деятельности руководителя.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы понятия «руководитель» 4

1.1. Сущность и типы руководителей 4

1.2. Качества необходимые современному руководителю 10

Глава 2. Анализ деятельности руководителя 17

2.1. Общая характеристика предприятия 17

2.2. Оценка эффективности деятельности руководителя 18

2.3. Совершенствование деятельности руководителя 26

Заключение 44

Список используемой литературы 46

Приложение 49

Работа содержит 1 файл

Выделение типов руководителей и оценка их эффективности1_О-1261.docx

— 141.44 Кб (Скачать)

     Итак, мы проследили, как выстраиваются  иерархии мотивов управленческой деятельности мотивы "познавательный", "сотрудничества", "общесоциальный" становятся личностно  значимыми.

     2. Наше исследование подтвердило  связи высокого уровня субъективного  контроля с другими характеристиками  личности. Руководитель с высоким  уровнем субъективного контроля (не считающий, что он мало  влияет на то, что с ним происходит, и не склонный считать свои  успехи и неудачи следствием  внешних обстоятельств) обладает  эмоциональной стабильностью (фактор +С); упорством, решительностью (фактор +С); общительностью (фактор -02); хорошим  самоконтролем (фактор +03) и сдержанностью  (фактор - 04).

     Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные  с экставерсией-интраверсией, не коррелируют  ни с общей интернальностью, ни с  ситуативными характеристиками субъективного  контроля. Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор С), самоконтроля (фактор +03), социальной экстраверсией (факторы +А, -02), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятностями, неудачами).

     Уровень субъективного контроля связан с  ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью  и самостоятельностью личности. Люди, обладающие высоким уровнем субъективного  контроля в процессе самооценки считают  себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными и невозмутимыми.

     Формирование  внешнего локуса контроля играет в  данном случае роль защитного механизма, который, снимая ответственность с  личности за неудачи, позволяет адаптироваться к периодически возникающим мощным стрессовым ситуациям. Поэтому мы и  наблюдаем даже после формирующего эксперимента у 25% руководителей слабовыраженную  способность к преодолению трудностей, недостаточно развитое чувство ответственности  по отношению к негативным событиям, а также склонность к переносу ответственности за происходящее на других людей, на случай, на стечение обстоятельств. В то же время поддержание престижа среди окружающих подпитывает и  без того завышенную самооценку, которая  является разновидностью компенсирующего  поведения, защиты от тревожности, сопутствующей  профессии руководителя.

     3. Нами также выявлена динамика  изменения профессионально важных  качеств личности руководителей  до и после формирующего эксперимента:

     А) Для руководителей с управленческим стажем свыше 3 лет:

     1. Профессиональные качества личности: профессиональные знания (4/4); профессиональные  умения и навыки (4/4); знание документов, регламентирующих служебную деятельность (4/4); способность к накоплению  и обновлению профессионального  опыта (5/4); степень реализации профессионального опыта на занимаемой должности (4/4); способность к творческому применению профессионального опыта (5/4).

     2. Деловые качества личности: организованность  и собранность в практической  деятельности (4/4); ответственность  и исполнительность (5/4); инициатива  и предприимчивость (4/4); самостоятельность  решений и действий (4/4); руководство  подчиненными и результативность  деятельности (4/4); качество конечного  результата деятельности (4/4).

     3. Морально-психологические качества  личности: гуманность (4/4); способность  к самооценке (4/4); этика поведения,  стиль общения (4/4); дисциплинированность (4/4); справедливость и честность  (4/4); способность адаптироваться  к новым условиям (4/4); лидерство  (4/4).

     4. Интегральные качества личности: авторитетность (4/4); интенсивность  (работоспособность) (4/4); культура мышления  и речи (5/4); коммуникативность (4/4); общая культура (4/4); культура работы  с документами (4/4); внешняя культура (4/4).

     Б) Для руководителей с управленческим стажем 1-3 года:

     1. Профессиональные качества личности: профессиональные знания (4/4); профессиональные  умения и навыки (4/4); знание документов, регламентирующих служебную деятельность (4/4); способность к накоплению  и обновлению профессионального  опыта (5/4); степень реализации  профессионального опыта на занимаемой  должности (4/4); способность к творческому  применению профессионального опыта  (5/4),

     2. Деловые качества личности: организованность  и собранность в практической  деятельности (4/4); ответственность  и исполнительность (5/4); инициатива  и предприимчивость (5/5); самостоятельность  решений и действий (5/4); руководство  подчиненными и результативность  деятельности (4/4); качество конечного  результата деятельности (4/4).

     3. Морально-психологические качества  личности: гуманность (4/3); способность  к самооценке (4/4); этика поведения,  стиль общения (4/4); дисциплинированность (5/4); справедливость и честность (4/3); способность адаптироваться к новым условиям (5/4); лидерство (4/3).

     4. Интегральные качества личности: «твторитетность (5/3); интенсивность  (работоспособность) (5/5); культура мышления  и речи (4/5); коммуникативность (5/3); общая культура (4/4); культура работы  с документами (5/5); внешняя культура (4/4).

     В) Для руководителей с управленческим стажем до 1 года:

     1. Профессиональные качества личности: профессиональные знания (4/4); профессиональные  умения и навыки (4/4); знание документов, регламентирующих служебную деятельность (4/4); способность к накоплению  и обновлению профессионального  опыта (5/4); степень реализации  профессионального опыта на занимаемой  должности (4/4); способность к творческому  применению профессионального опыта  (5/4).

     2. Деловые качества личности: организованность  и собранность в практической  деятельности (4/4); ответственность  и исполнительность (5/5); инициатива  и предприимчивость (5/4); самостоятельность  решений и действий (4/4); руководство  подчиненными и результативность  деятельности (4/3); качество конечного  результата деятельности (4/4).

     3. Морально-психологические качества  личности: гуманность (4/4); способность  к самооценке (4/4); этика поведения,  стиль общения (4/4); дисциплинированность (4/4); справедливость и честность  (4/4); способность адаптироваться  к новым условиям (4/4); лидерство  (4/3).

     4. Интегральные качества личности: авторитетность (4/3); интенсивность  (работоспособность) (4/4); культура мышления  и речи (5/4); коммуникативность (4/4); общая культура (4/4); культура работы  с документами (4/4); внешняя культура (4/3).

     Таким образом, у нас есть основания  утверждать, что в процессе опытно - экспериментальной работы удалось  скорректировать расхождения в  самооценке и экспертной оценке профессиональных качеств (свои профессиональные знания слушатели оценивали на 4,7 балла, эти же знания получили экспертную оценку 4,8 балла; профессиональные умения оценивались одинаково (4,5); оценка и самооценка знаний документов, регламентирующих служебную деятельность также совпали (4,2); самооценка умений накопления и обновления профессионального опыта (4) была выше, чем оценка экспертов (3,9); самооценка умений реализации опыта на занимаемой должности (4,2) также превышала экспертную оценку этих умений (3,9); умения творческого применения профессионального опыта оценивались примерно одинаково (4,0 и 4,1).

     4. На последнем месте мы наблюдаем  интернальность в области межличностных  отношений (Им). Высокие показатели  по шкале интернальности в  области межличностных отношений  говорят о том, что руководитель  несёт ответственность за своих  отношений с другими людьми.

     Уровень субъективного контроля повышается в процессе психокоррек-ционного воздействия  на личность. Например, применение методов  психологической коррекции позволило  в результате опытно-экспериментальной  работы повысить интернальность в отношении  здоровья и болезней (Из); интернальность в области неудач (Ин); интернальности в семейных отношениях (Ис); интернальность в области межличностных отношений (Им).

     Наше  исследование также подтвердило  связи высокого уровня субъективного  контроля с другими характеристиками личности. Руководитель с высоким  уровнем субъективного контроля (не считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и  не склонный считать свои успехи и  неудачи следствием внешних обстоятельств) обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С); упорством, решительностью (фактор +С); общительностью (фактор -02); хорошим самоконтролем (фактор +03) и  сдержанностью (фактор - 04).

     ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 2:

     1. Чувство ответственности, степень  активности собственных усилий, направленных на преодоление  жизненных трудностей, важнейшие  социально-психологические характеристики личности руководителя. Актуальное значение они имеют в процессе адаптации к резко меняющимся условиям современной жизнедеятельности, в развитии способности ориентироваться в новой для руководителя обстановке.

     2. На начальном этапе эксперимента  самооценка уровня развития профессионализма  зависит от наличия желания  работать руководителем, то есть  от соответствующей профессиональной  мотивации; расхождение между  самооценкой и оценкой экспертов  происходит из-за отсутствия полной  уверенности испытуемых в своих  силах.

     3. Действенным средством преодоления  кризисов являются тренинги личностного  и профессионального роста, способствующие  траектории профессионального становления  личности.

     4. К последнему этапу опытно-экспериментальной  работы руководители оценивают  свои управленческие возможности  достаточно высоко, что совпадает  с оценкой их значимыми другими.  Планирующие свой профессиональный  рост руководители отличаются  реалистической картиной самооценки  в отношении ее адекватности  и высоты.

 

Заключение

 

     Проведённое исследование, на наш взгляд, достигло цели, в нём выявлены и научно обоснованы психологические причины  динамики профессионально важных качеств  личности руководителей в процессе их профессионального роста.

     Как показано, формирование и развитие мотивации профессионального роста  руководителя представляет собой сложный  процесс, главным интегральным свойством  которого является закономерное изменение. На успешность этого изменения влияют:

  • непрерывное повышение профессионально-управленческой квалификации;
  • степень проявления коммуникативных и организаторских способностей руководителя;
  • субъективные факторы личностного развития (и особенно: направленность, ответственность (локус контроля), самооценка, профессионализм, профессионально - важные качества);
  • положительное отношение ближайшего окружения. Решены задачи исследования:

     В работе также определена психологическая  структура профессионального роста  руководителей; выявлены мотивы и детерминанты профессионального роста руководителей. Исследована динамика структуры  мотивационной сферы руководителя на разных этапах профессионального  роста.

     Большинство руководителей (62%) относится к интерналам; в других случаях формирование внешнего локуса контроля играет роль защитного  механизма, который, снимая ответственность  с личности за неудачи, позволяет  адаптироваться к периодически возникающим  мощным стрессовым ситуациям. Поэтому  мы и наблюдаем у 25% руководителей  слабовыраженную способность к  преодолению трудностей, недостаточно развитое чувство ответственности по отношению к негативным событиям, а также склонность к переносу ответственности за происходящее на других людей, на стечение обстоятельств.

     Проведенное исследование имеет перспективу. Например, требует научного обоснования система  психологической подготовки резерва  руководителей - практически единственного  источника пополнения управленческих кадров высокой квалификации. Направления  дальнейшего исследования мы связываем  с разработкой концепции построения профессиограммы руководителя и  индивидуальной карьерограммы, с формированием  диагностического инструментария для  изучения личностных и профессиональных характеристик кандидатов на замещение  управленческих должностей и созданием  достаточного арсенала психотехнологий  подготовки резерва руководителей.

Информация о работе Выделение типов руководителей и оценка их эффективности