Высший Хозяйственный Суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Ю.А.Дмитров и Г.Г.Черемных, определяя судебную власть, предпочли традиционный путь. Они охарактеризовали ее как «самостоятельное публично-правовое образование, представляющее собой систему специальных государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются».

Содержание

Понятие судебной власти…………………………………………………… 2
Суды в системе государственных органов……………………………….. 3
Система, состав и структура Высших Хозяйственных Судов в Республике Беларусь. Статус судей……………………………………………………… 8
Порядок формирования и структура Высшего Хозяйственного Суда.. 16
Руководство Высшего Хозяйственного Суда…………………………….. 19
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список использованных источников…………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

вхс курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательными актами. В частности, хозяйственные суды рассматривают дела по заявлениям трудовых коллективов, когда спор связан с устранением препятствий для создания юридического лица - коммерческой организации, основанной на негосударственной форме собственности.

В защиту государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц такое же право имеют прокурор, государственные и иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами;

3) иностранные  и международные организации,  иностранные граждане и лица  без гражданства.

Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.

Если  законодательными актами или договором  для определенной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка. Такой порядок предусмотрен, например, для споров, вытекающих из договора перевозки.

Прокурор, государственные и иные органы имеют  право на обращение в хозяйственный  суд без соблюдения досудебного  порядка урегулирования спора, если ими иск заявляется в интересах государства и общества.

П. 6 и 7 постановления Пленума Верховного Суда № 4 и Пленума Высшего Хозяйственного Суда № 3 от 22 июня 2000 г. «О разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами» // Нац. реестр правов. актов Респ. Беларусь. 2000. № 67, 6/248. 

Порядок формирования и структура  Высшего Хозяйственного Суда

Высший  Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Высший Хозяйственный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности; рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных  судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Он рассматривает  вопросы координации деятельности хозяйственных судов; рассматривает  материалы изучения и обобщения  практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам; рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет иные полномочия.

Председатель  Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются  соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа  судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом  Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом  Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Деятельность  судов основывается на принципах  законности, состязательности и равенства  сторон в процессе, открытости и  гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. 

Руководство Высшего Хозяйственного Суда

КАМЕНКОВ  Виктор Сергеевич

Председатель  Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Родился в 1956 году в Могилевской области. По национальности — белорус. Образование  — высшее. Среднюю школу окончил  с золотой медалью и в 1973 году поступил на юридический факультет Белорусского государственного университета, который окончил в 1978 году.

Свою  профессиональную деятельность начал  стажером в прокуратуре Октябрьского района г. Могилева. С 1979 по 1981 год —  помощник прокурора Октябрьского района г. Могилева. С 1981 по 1983 год — заместитель прокурора Ленинского района г. Могилева. С 1983 по 1987 год — старший помощник прокурора Могилевской области. С 1987 по 1992 год — заместитель, начальник отдела по надзору за рассмотрением гражданских дел в судах Прокуратуры Республики Беларусь. С 1993 по 1997 год — заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. С февраля 1997 года — первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

С октября 2001 года — Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию  по гражданскому процессу. Постановлением Президиума Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 21 января 2004 г. присуждена ученая степень доктора юридических наук. Профессор по специальности «Право». Заслуженный юрист Республики Беларусь. Активно занимается научной и общественной деятельностью. Является действительным членом (академиком) Международной Академии организационных и управленческих наук, членом Пленума Экономического Суда СНГ, членом Правового консультативного Совета СНГ, автором большого количества учебно–методических пособий, монографий, словарей, а также статей и других публикаций по вопросам гражданского и хозяйственного процесса, гражданского права, банкротства и др.

Присвоен  высший квалификационный класс. Указом Президента Республики Беларусь от 01.11.2002 г. №542 награжден орденом Почета.

3 марта  2004 года избран Председателем  Совета председателей высших  арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики. С 21 апреля 2005 года — Сопредседатель Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики. С 10 сентября 2007 года — Председатель Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики.

18 марта  2005 года Председатель Высшего  Хозяйственного Суда Республики  Беларусь Каменков Виктор Сергеевич избран академиком Международной Академии информационных технологий.

В 2006 году избран Председателем Белорусского республиканского Союза юристов.

ДЕМИДОВИЧ Василий Николаевич

Первый  заместитель Председателя Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Родился в 1956 году в д. Шалогири Докшицкого района Витебской области. По национальности — белорус. Образование — высшее. В 1978 году окончил Белорусский государственный  университет по специальности «Правоведение».

В июне 1999 года назначен председателем хозяйственного суда Минской области.

С апреля 2008 года — заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В апреле 2009 года назначен на должность первого  заместителя Председателя Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Присвоен  первый квалификационный класс.

ЕГОРОВ  Алексей Петрович

Заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Родился в 1960 году в Псковской области (Российская Федерация). По национальности — русский. Образование — высшее. В 1984 году окончил Минскую высшую школу МВД СССР по специальности «Правоведение».

В 1993 году назначен судьей хозяйственного суда Минской области, в 1997 году — судьей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

С мая 1998 года — заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

 Присвоен  высший квалификационный класс.

   РЯБЦЕВ Виктор Николаевич 

Заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Родился в 1957 году в д. Ивановка Гафурийского района Башкирской АССР.

По национальности – русский.

Образование – высшее. В 1994 году окончил Белорусский  государственный университет по специальности «Правоведение», в 1999 году – Академию управления при  Президенте Республики Беларусь по специальности «Международное право».

В системе  хозяйственных судов Республики Беларусь работает с 1995 года.

С 1997 года – судья хозяйственного суда Минской  области, затем работал в должности  судьи и заместителя председателя хозяйственного суда города Минска.

С 2006 года – судья Высшего Хозяйственного Суда.

В апреле 2009 года назначен заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Присвоен  первый квалификационный класс.  

Список  судей Высшего Хозяйственного Суда   (по состоянию на 14.04.2008 г.)

АЛЕКСАНДРОВ Дмитрий Петрович — судья

ЖАНДАРОВ  Валерий Владимирович — судья 

КАРАВАЙ Елена Владимировна — судья 

КАРАТКЕВИЧ  Екатерина Александровна — судья

Информация о работе Высший Хозяйственный Суд