Функции общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

к Общение – основное средство управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.
Категория «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т. е. обмене знаниями или эмоциями.

Содержание

Введение 3
1. Общение 4
1.1 Виды общения 4
1.2 Функции общения 5
2. Речевая коммуникация 6
2.1 Организация и развитие речевой коммуникации 8
2.2 Вербальная и невербальная коммуникации 8
3. Социальная перцепция 10
4. Первое впечатление и точность интерпретации 10
4.1 Типичные ошибки первого впечатления 10
4.2 Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности 12
4.3 Роль установки в восприятии 13
4.4 От чего зависит точность первого впечатления 13
5. Межличностная аттракция 15
5.1 Понятие межличностной аттракции 15
Шкала эмоциональной оценки в межличностной аттракции 15
5.2 Внешние факторы аттракции 15
5.3 Внутренние факторы межличностной аттракции 16
5.3.1 Физическая привлекательность 16
5.3.2 Стиль общения 17
5.3.3 Сходство 17
Заключение 19
Библиографический список 20

Работа содержит 1 файл

функции общения.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

  Но  восприятие человека человеком, протекающее  при взаимодействии и общении  людей, – процесс несоизмеримо более  активный, чем восприятие других объектов окружающего мира, активизирующий мыслительные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждающий к действию.

  Таким образом, социальная перцепция –  процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в  процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения  по отношению к воспринимаемому  человеку.

  Знание  структуры этих образов, их объема, компонентов, степени осознанности позволяет представить процесс  накопления социального опыта человеком, его способы познания других людей  и самого себя. Кроме того, мы постигаем  те мерки (социальные категории, эталоны, стереотипы), которыми оперируют люди разного возраста, оценивая людей  и прогнозируя их дальнейшее поведение, поступки, мотивы в сложных ситуациях.

  Центральными  проблемами в области социальной перцепции являются:

  • возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;
  • условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;
  • закономерности формирования первого впечатления;
  • влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.
  1. Первое  впечатление и  точность интерпретации
 

  Итак, рассмотрим, какие факторы являются определяющими при формировании первого впечатления, что в облике другого человека может служить  подсказками и ориентирами для  оценки его внутреннего мира, склонностей  и личностных черт.

4.1 Типичные ошибки первого впечатления

 

  К ошибкам первого впечатления  относятся «гало-эффект» (эффект ореола), проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков.

  Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку. Эффект ореола – это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

  Наиболее  часто применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той  или иной сфере – социальной, интеллектуальной и др. Люди склонны  систематически переоценивать различные  психологические качества тех, кто  превосходит их по какому-то существенному  для них параметру. Эта схема  начинает работать не при всяком, а  только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве.

  При встрече с человеком, превосходящим  нас по какому-то важному для нас  параметру, мы оцениваем его несколько  более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку в общении стали называть действием фактора превосходства.

  Еще одна ошибка, связанная с действием  эффекта ореола, заключается в  том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны  считать его более хорошим, умным, интересным и т. д.

  Еще одна схема – проявление фактора  «отношение к нам». Те люди, которые  нас любят или хорошо к нам  относятся, кажутся нам значительно  лучше тех, кто относится к  нам плохо. В одном из экспериментов  студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который  с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить его по ряду характеристик: «доброжелательный» преподаватель получил значительно более высокую оценку, чем «холодный».

  Таким образом, при формировании первого  впечатления «эффект ореола»  проявляется в том, что общее  позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление – к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения  действует хотя бы один из рассмотренных  факторов – превосходство, привлекательность  или отношение к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и может ошибочно оценить партнера. 

  Проекция  заключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно. Агрессивные люди часто приписывают эти качества другим, завистливые видят в других проявления зависти, самонадеянные осуждают других за непредусмотрительность.

  Испытываемые  эмоциональные состояния  могут искажать наши оценки и впечатления. Пример: студенты театрального училища разыгрывали этюд, который в одном случае заканчивался дракой с убийством, в другом – страстной любовной сценой. Затем им предлагалось оценить своих случайных партнеров по этюду. Первая концовка этюда проявлялась в описаниях-оценках конкретных партнеров как преувеличение их настойчивости, агрессивности; в описаниях, обнаруживалась неприязнь с оттенком недоброжелательства. Во втором варианте окончания этюда последующие описания партнеров приобретали оттенок расположения и приязни.

  Эффект  снисходительности  заключается в том, что все люди оцениваются положительно. Иногда его называют эффектом Полианны – люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено.

  К ошибкам в восприятии могут привести также различия в толковании жестов и других элементов выразительного поведения, в зависимости от культуры.

  Вопрос  о верности или ложности первого  впечатления сложнее, чем может  показаться на первый взгляд. С одной  стороны, исследования показывают, что  почти каждый взрослый человек, имеющий  достаточный опыт общения, вполне способен точно определить почти все характеристики партнера – его психологические  черты, его социально-демографическую  принадлежность. Но эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, то есть в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми, и единственной задачей является точное и полное восприятие другого  человека. С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в  реальных ситуациях присутствует тот  или иной процент ошибок. Чем менее  нейтральными являются отношения, чем  более люди по тем или иным причинам заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

4.2 Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности

 

  Социальный  стереотип – устойчивое представление  о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или  иной группы.

  Везде, где можно выделить различные  группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о  друге, и адекватно они могут  использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей  как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно – по знакам групповой  принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется  соответствующий социальный стереотип.

  Ситуации  первого знакомства относятся именно к межгрупповому уровню общения, поскольку для людей как социальных существ главное – решить вопрос о групповой принадлежности партнера. Поэтому наиболее важными характеристиками партнера в данной ситуации являются те, которые позволяют отнести его к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики воспринимаются наиболее точно.

  Один  из способов усвоения и переработки  информации – сличение вновь поступающей  информации с социальными эталонами  и стереотипами, которые вырабатываются обществом, являются частью данной культуры, усваиваются человеком с детства.

  Стереотипы, зафиксировавшие в себе связи  между физическими чертами внешности  и чертами личности и характера, чрезвычайно многочисленны. Достаточно напомнить широко распространенное убеждение, что люди с большим  лбом умны (в американской критической  литературе даже узаконен ряд специальных  терминов – «литература для высоколобых», «книги для низколобых» и т. п.).

  Оценивая  абстрактных людей («добрый», «умный»  и т. д.) либо литературных персонажей, они используют стереотипы, правда, довольно робко и не всегда умело  и точно. Однако при оценивании непосредственно  воспринимаемого человека стереотипы подобного рода у подростка «не  работают» и могут привлекаться для оценки лишь позднее, в юношеском  возрасте.

  Наблюдения  за экспрессией воспринимаемого  человека, ранее незнакомого, служат для выводов о более глубинных, личностных свойствах человека: «В действиях не чувствуется горячности, поспешности, действия размеренные и спокойные»; «кажется, что человек способен к размышлению, и есть какая-то внутренняя скромность».

  Сложившаяся самооценка, самообраз начинают регулировать, определять процесс восприятия другого  человека. Самооценка приобретает своеобразный установочный характер. Некоторые подростки  при восприятии другого человека отталкиваются от тех черт физического склада, личности, характера, которыми обладают сами.

4.3 Роль установки в восприятии

 

  Установка на восприятие черт, аналогичных собственным, особенно проявляется при характеристике интересов другого человека. Система ценностей человека, общая направленность личности всегда отражаются в его установках и отношениях.

  Стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных, не относящихся к делу свойств  и качеств, что может привести к неадекватному общению в  дальнейшем – за пределами ситуации первого впечатления, когда общение  станет межличностным и потребуется  точность в определении именно этих психологических качеств. 

  Таким образом, восприятие другого всегда одновременно и верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик, по которым мы строим поведение, и менее точно в отношении остальных.

  1. Когда мы общаемся с человеком,  мы должны осознавать, что взаимодействуем  с личностью, а не со стереотипом.

  2. Для улучшения нашего восприятия  другого человека мы должны  прилагать усилия, чтобы видеть  как сходство, так и различия  между людьми.

4.4 От чего зависит точность первого впечатления

  Общие способности, интеллект, наличие имплицитных теорий личности в жизненном багаже человека, развитая интуиция, умение сопереживать делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей.

  Наиболее точное впечатление о человеке формируется за период двухнедельного знакомства. Дальше нарастают ошибки, начинают влиять взаимоотношения, предположения о том, как человек относится к воспринимающему, формируются предубеждения.

  Предположения:

  а) некоторые люди легче и точнее судят о других, лучше понимают их поведение;

  б) о некоторых чертах характера  легче судить, чем о других;

  в) люди лучше судят о тех, кто  похож на них.

  По  мнению психологов, среди людей, точнее оценивающих других, чаще встречаются  те, кто:

  1. в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотип;
  2. менее авторитарные личности;
  3. более объективно относящиеся к себе.

  Определенную  роль играют оцениваемые свойства. Отношение к объектам, ситуациям оценить легче, чем отношение к людям, к себе, черты личности, мало проявляющиеся в поведении, или мотивы. Большое влияние оказывают также взаимоотношения и самооценка человека. Кроме того, человек с несложным внутренним миром и запасом знаний не в состоянии оценить более сложного человека.  

1. Несоответствие  самооценки и оценки ровесников  при характеристике действительных  или мнимых недостатков внешности  и экспрессивно-динамических признаков  человека в сравнении с преувеличенным  вниманием именно к этим чертам  в другом человеке может быть  расценено как своеобразная защитная  реакция.

2. Формирование  образа другого человека не  всегда сопровождается глубоким  проникновением в его внутренний мир и адекватной оценкой или пониманием этой личности, однако служит необходимым этапом, предваряющим понимание.

Информация о работе Функции общения