Функции общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

к Общение – основное средство управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.
Категория «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т. е. обмене знаниями или эмоциями.

Содержание

Введение 3
1. Общение 4
1.1 Виды общения 4
1.2 Функции общения 5
2. Речевая коммуникация 6
2.1 Организация и развитие речевой коммуникации 8
2.2 Вербальная и невербальная коммуникации 8
3. Социальная перцепция 10
4. Первое впечатление и точность интерпретации 10
4.1 Типичные ошибки первого впечатления 10
4.2 Физиогномические стереотипы и стереотипы внешности 12
4.3 Роль установки в восприятии 13
4.4 От чего зависит точность первого впечатления 13
5. Межличностная аттракция 15
5.1 Понятие межличностной аттракции 15
Шкала эмоциональной оценки в межличностной аттракции 15
5.2 Внешние факторы аттракции 15
5.3 Внутренние факторы межличностной аттракции 16
5.3.1 Физическая привлекательность 16
5.3.2 Стиль общения 17
5.3.3 Сходство 17
Заключение 19
Библиографический список 20

Работа содержит 1 файл

функции общения.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

3. Воспринятые элементы физического облика, внешности или экспрессии выступают многозначными социальными сигналами, поясняющими, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т. п. Образ – представление о другом человеке – формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим человеком.

4. Информация, которую люди получают при  восприятии облика человека любого  возраста и пола, с которым  они вступают в контакт, не  всегда осознается ими. Однако  она есть фундамент складывающегося  образа другого человека. Формирование  этого образа и его структура  зависят и от особенностей  воспринимаемого, и от ситуации, и – в немалой степени –  от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и еще целого  ряда факторов.

5. Успешность  самопрезентации предваряет работа  над собственным имиджем, которая  становится возможной при определенном  уровне знаний о себе, эго-компетентности  и навыков саморегуляции. Работа  над собственным имиджем есть  не что иное как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.

 

  1. Межличностная аттракция

5.1 Понятие межличностной аттракции

 

  Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, кто меньше, и кто вообще не нравится. Наше восприятие других людей сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни, играют значительную роль в хорошем самочувствии любого человека. Наши предпочтения проявляются при выборе друзей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимной привлекательности входящих в них людей.

  Процесс предпочтения одних людей другим, взаимной симпатии принято называть «межличностной аттракцией» (от англ. attract – привлекать).

  То  есть, аттракция – это эмоция, имеющая своим предметом другого человека. Аттракция предстает как определенный вид социальной установки, как отношение одного человека к другому. Таким образом, она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.

Таблица 

Шкала эмоциональной оценки в межличностной  аттракции 

    Уровень Эмоциональная оценка Действие
    Люблю Другой человек  значит для вас все Вы хотите постоянно  быть вместе с ним
    Очень нравится Вы считаете этого человека своим другом Вам нравится быть вместе, строить совместные планы
    Нравится Этот человек  вызывает у вас положительные  эмоции Вам приятно  поговорить с этим человеком
    Нейтральный Этот человек  не вызывает у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций Вы не ищете  с ним встреч, но и не избегаете  его
    Не  нравится Этот человек  в общем вызывает у вас негативные эмоции Вы предпочитаете  не разговаривать с ним
    Очень не нравится Он входит в  список нежелательных лиц Вы активно  избегаете любых контактов с  ним
    Ненавижу Когда вы видите этого человека или просто слышите  его имя, вы выходите из себя По крайней  мере в мыслях, вы хотели бы причинить  ему вред
 

  Среди факторов, оказывающих влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

5.2 Внешние факторы аттракции

 

  К внешним факторам аттракции можно отнести следующие:

  1) степень выраженности у человека  потребности в аффилиации;

  2) эмоциональное состояние партнеров  по общению;

  3) пространственная близость.

  Потребность в аффилиации – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у человека определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека как потенциального партнера по общению. 

  Эмоциональное состояние может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них переносится его плохое настроение. Таким образом, то, как мы относимся к другим и как они относятся к нам, может быть лишь частью нашего общего эмоционального состояния, на которое влияют самые разнообразные факторы внешней среды: политические или экономические новости, характер погоды, звучащая музыка и многое другое. 

  Пространственная  близость – еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

  Пространственная  близость влияет и на продолжительность  отношений. Огромное количество дружеских  отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разделенности.

  Пространственная близость увеличивает степень знакомства между людьми. Результатом становится возрастающая межличностная аттракция.

  Рассмотренные выше факторы определяются как внешние  детерминанты аттракции именно потому, что выступают в качестве ситуативных  или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми.

5.3 Внутренние факторы межличностной аттракции

 

  К внутренним детерминантам аттракции можно отнести:

  1) физическую привлекательность партнера  по общению;

  2) демонстрируемый стиль общения;

  3) фактор сходства между партнерами  по общению;

  4) выражение личного отношения  к партнеру в процессе общения.

5.3.1 Физическая привлекательность

 

  Существует  ряд гипотез, объясняющих наличие  связи между внешней красотой и аттракцией.

  1. Красота является положительным  подкреплением: нам приятно видеть  красивое.

  2. Красивые люди могут быть более  коммуникабельными, обладать более  развитыми коммуникативными навыками, что может объясняться различными условиями социализации красивых и некрасивых людей

  3. Популярность красивых людей  может быть вызвана определенными  выгодами общения с ними.

  4. Действие эффекта ореола –  «красивый – значит, хороший»; люди  склонны ассоциировать красоту  с положительными личными характеристиками, а некрасивость – с отрицательными.

  Однако  связь между физической привлекательностью и аттракцией находится в сложных, опосредованных другими переменными зависимостях. В случае, когда человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого из возможных претендентов, при отсутствии такой уверенности ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности.

5.3.2 Стиль общения

 

  Общение с одними людьми приносит нам большее  наслаждение, чем с другими. Те, кто  проявляет щедрость, великодушие, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

  Выделяют три группы определенных качеств.

    1. Самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие. С таким человеком неприятно иметь дело, потому что он больше думает о себе, чем о ком-либо еще.
    2. Догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику.
    3. Двуличность, неискренность; в общении с таким человеком возникает ощущение опасности («чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?»).

5.3.3 Сходство

  «Приятный человек – это человек, который  согласен со мной», – однажды сказал Дизраэли (премьер-министр Великобритании в конце XIX в.). Три четверти века спустя это высказывание нашло подтверждение в научных исследованиях: нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас.

  В основе этого утверждения лежит  принцип когнитивного соответствия, нашедший отражение в целом ряде социально-психологических теорий. Согласно этому принципу, люди имеют  сильно выраженную потребность в  согласованности, последовательности.

  Межличностная коммуникация – это один из способов, с помощью которого мы пытаемся поддержать состояние когнитивного баланса, или  симметрии. Самый простой акт  коммуникации может быть представлен  как ситуация, в которой один человек сообщает информацию другому человеку относительно какого-то предмета. Если люди имеют сходные взгляды и чувства относительно предмета, их отношения симметричны. Если же их взгляды и чувства расходятся, их отношения асимметричны. Иными словами, люди, имеющие сходные ориентации, испытывают взаимную привлекательность.

  В ситуациях соперничества два  человека, имеющие одинаковые цели, часто начинают ненавидеть друг друга. Вряд ли двое мужчин, добивающихся одной  женщины, станут хорошими друзьями. Две  женщины, претендующие на одно рабочее  место, едва ли понравятся друг другу. Вот почему наличие у двоих  людей в чем-то схожих взглядов еще  не является достаточным условием для  предсказания их взаимной привлекательности.

  Некоторые факторы усиливают воздействие  сходства на аттракцию. Среди них:

  1) число вопросов, по которым люди  достигают согласия;

  2) важность, значимость тех или  иных взглядов;

  3) взаимность.

  Даже  с самыми близкими друзьями мы согласны не по всем вопросам. И все же именно с друзьями число тем, в отношении  которых мы достигаем согласия, существенно  выше, чем с людьми, которых мы не любим. Мы выбираем наших друзей отчасти потому, что с ними у  нас много общего во взглядах, и  склонны соглашаться с ними по большому числу вопросов, потому что  мы – друзья.

  Некоторые взгляды занимают центральное место  в нашем мировоззрении, они более  устойчивы, их трудно изменить, даже если это требуется для достижения симметричных отношений. Поэтому согласие по важным мировоззренческим вопросам оказывается зачастую принципиальным моментом в установлении наших отношений  с другими.

Информация о работе Функции общения