Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 05:07, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессиональная этика и этикет».

Работа содержит 1 файл

вопросы по проф.этике.doc

— 416.00 Кб (Скачать)
  1. Функции морали. Мораль и культура
 

      Наиболее  общими и значимыми являются следующие функции морали: регулятивная, гносеологическая, воспитательная, познавательная, комуникативная,гуманизирующая. Другими словами, свой смысл мораль осуществляет на основании особой формы отражения мира, особого способа регуляции отношений между людьми, особых установок воспитания человека.  Регулятивная функция проявляется на практике достаточно стихийно и противоречиво, что в значительной мере связано с отсутствием специального института, который занимался бы этим важным делом. Специфика моральной регуляции в том, что она осуществляется средствами исключительно духовного воздействия, не носит жесткого характера, предполагает «самозаконодательство воли» (Кант), т.е. свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций. Внешний (общественное мнение) и внутренний (интенции индивидуального сознания, определяемые как долг, совесть и т.д.) компоненты механизма моральной регуляции соотносятся как средства и цель, другими словами - полноценной формой нравственного регулирования является саморегуляция. Конкретизируя регулятивную функцию, можно выделять в ней целый ряд подфункций. Так, например, ориентирующая подфункция как бы нацеливает человека на определенные идеалы, на такой образ должного, который способен одухотворять пребывание в сущем. Мотивирующая подфункция связана с тем, что нравственные требования выступают в качестве мотивов поступков людей, а корректирующая - с возможностью изменять свое поведение под влиянием самооценки или оценки общественным мнением. Эти и другие проявления моральной регуляции объединены высокой степенью добровольности личности, поскольку слишком жесткое давление на нее извне (пусть даже «с добрыми намерениями») неминуемо извращает смысл морали. Таким образом, мораль является наиболее гуманным и наиболее универсальным регулятором в человеческом сообществе.

      Специфика гносеологической функции определяется нормативно-оценочной формой информации, получаемой в результате морального отражения. Другими словами, мир  в морали отражается не зеркально, а, посредством соотнесения его с некоторым должным образцом и соответствующей оценки через призму добра и зла.

      Воспитательная  функция морали нацелена, в случае гармоничного проявления, на стимуляцию процесса нравственного самовоспитания личности, т.е. все возможные внешние  воспитательные воздействия в этой сфере должны осуществляться с большой осторожностью, чтобы не «задавить» полноценное самоопределение индивида.

      Познавательная  функция морали является средством  познания внутреннего мира человека, дает ему этические познания, помогающая решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и др.

      Коммуникативная функция морали состоит в ритуализации человеческого общения, гуманизации  общения, стремлении сделать общение  максимально приятным для всех сторон. Ориентирует человека на добро в общении. 
      Гуманизирующая функция заключается в стремлении морали совершенствовать человека.

      Нормы нравственности возникают в самой  практике массового взаимного общения  людей. Моральные нормы воспитываются  ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение ( как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения ). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности. 
 

  1.   Мораль и этика. Мораль и право
 

      Если  термин «мораль» латинского происхождения, то «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

      В современном понимании этика  – философская наука, изучающая  мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

      Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для  юристов. Ему посвящен ряд специальных  работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных  принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

      Мораль  относится к числу основных типов  нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет  эту функцию совместно с другими  формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

      Мораль  и право – необходимые, взаимосвязанные  и взаимопроникающие системы  регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

      Мораль  и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения  людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

      Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем».

      Мораль  и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить  морали. В свою очередь оно оказывает  воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.

      Мораль  и право каждой общественно-экономической  формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

      Мораль  и право – составные части  духовной культуры человечества.

      При однотипности морали и права в  определенном обществе между этими  социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

      Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

      Способ  правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

      Соблюдение  правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть. 

  1.   Профессиональная этика

        Профессиональная этика – это  совокупность определенных обязанностей  и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий,  характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

      Профессиональная  этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

      Профессиональная  этика должна также объяснить  мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

      Профессиональная  этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

      В настоящее время развиваются  и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии. 

  1.   Социальные функции профессиональной этики. Мораль и культура (см. выше)

      Профессиональная  этика выполняет в обществе следующие функции:

      - познавательную,

      - воспитательную,

      - мировоззренческую, 

      - регулятивную,

      - защитную.

      1) Познавательная функция реализуется  посредством изучения начал соответствующего раздела профессиональной этики в учебных заведениях.

      2) Воспитательная определяется практикой,  а также системой отношений,  неформально складывающихся в конкретной сфере деятельности.

      3) Мировоззренческая обусловливается  способностью работника соотнести  выполняемые им обязанности с интересами окружающих людей и общества, сформулировать на этой основе представление о своем профессиональном предназначении.

      4) Регулятивная функция профессиональной  этики наиболее очевидна, поскольку  изначально разработка нормативных требований имела своей целью упорядочить исполнение людьми своих обязанностей в конкретных сферах деятельности;

      5) Защитная функция связана с  необходимостью оградить специалистов  от давления и часто некомпетентного  вмешательства в их деятельность  представителей государственных и общественных органов, СМИ, общественного мнения. 
 

  1. Виды  и структура моральных  норм

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»