Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 05:07, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к экзамену по дисциплине «Профессиональная этика и этикет».

Работа содержит 1 файл

вопросы по проф.этике.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

      Моральные нормы неоднородны, их содержание определяется различными факторами. Можно выделить, по меньшей мере, три вида норм.

      1) фундаментальные (первичные) нормы морали: характерны наибольшей степенью абстрактности, поскольку определяются необходимостью сохранения человеческой общности. Они нередко входят в общественное моральное сознание в виде религиозных заповедей. Это известные нормы: не убий, не укради, не обмани и др.

      К первичным нормам можно отнести  так называемое «золотое правило этики»:»(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, что бы они поступали по отношению к тебе». Оно формулировалось многими мыслителями разных народов в различные исторические эпохи, первые упоминания о нем относятся к І тысячелетию до н.э. Однако наиболее чётко «золотое правило этики» выражено в знаменитом категорическом императиве И. Канта: «Относись к другому человеку не только как к средству, но в то же время и как к цели».

      Нарушение фундаментальных моральных норм ведёт к более или менее  быстрой деградации человеческого  общества.

      2) нормы данной исторической эпохи: конкретизируют первичные нормы применительно к обстоятельствам места и времени, то есть к достигнутому уровню культуры и к географической среде. Эти нормы всегда нечто новое в сравнении с предыдущей эпохой, их появление иногда связано с формированием нового общественного идеала (например, идеала гуманизма в эпоху Возрождения). В разные исторические эпохи возникают нормы, предписывающие уважение к чужой частной собственности, к законам государства, мужчины к женщине и др. В настоящее время с трудом внедряется в общественное сознание терпимость к сексуальным меньшинствам и однополым бракам.

      3) ситуационные (этикетные) моральные нормы:

      - этикет – практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы  различны в разных культурах, но в  любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающими наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.

      Моральные нормы предсталяют собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы более устойчивы, в них четче выражена мировоззренческая (в том числе идеологическая) направленность.

      В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.д. действующие в обществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

      По-видимому, нормы образуются из таких вот  повелений, пожеланий, запретов и т. п., когда субъект осознает их регулярность, применимость к общему в различных ситуациях. 
 

  1.   Разновидности этики. Элементы деловой этики

      Типологический  анализ человеческой деятельности позволяет  выделить основные виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Рассмотрим основные из них.

      Врачебная этика (ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение);

      Педагогическая  этика (рассматривает педагога как  носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного  человека);

      Этика ученого (предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность);

      Творческая  этика (ожидает от людей творческих профессий проповедования  высших ценностей);

      Инженерная  этика (предполагает ответственность  за изобретения – их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации);

      Судебная  этика (базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона);

      Деловая этика или этика бизнеса (требует  от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности). 

  1.   Этикетные требования к рабочему месту и служебному помещению
 

      Рассмотрим  сначала требования к служебному помещению.

      Организация рабочих мест в служебных помещениях бывает двух видов:

      - зальная;

      - кабинетная.

      Зальная структура допускает размещение практически неограниченного числа  рабочих мест в одном зале. Между  столами или группами столов ставят легкие перегородки; обычно они не доходят  до потолка и лишь визуально создают некоторую иллюзию изолированности; сотрудникам приходится работать в условиях «речевого коктейля».

      Зальная система организации труда экономически более выгодна, чем кабинетная. Кроме  того, она позволяет менеджеру  осуществлять визуальный контроль за подчиненными. Однако для тех, кто работает в большом зале, условия труда более тяжелые, чем при кабинетной структуре служебных помещений.

      Большое количество людей и оборудования, сосредоточенное в одном помещении, хотя и достаточно просторном, без  сомнения создает вполне ощутимые неудобства для работающих при зальной организации труда. Не все могут справляться с работой в таких условиях, это надо иметь в виду как тем, кто нанимается на работу, так и менеджерам и сотрудникам службы управления персоналом, осуществляющим наем.

      Еще один способ организации труда в  служебном помещении: несколько  столов ставятся вместе – четыре или шесть.

      Поверхность каждого стола является индивидуальным сектором работы, однако специфическая  расстановка столов – впритык друг к другу, – во-первых, позволяет экономить место и, во-вторых, дает возможность менеджеру видеть, чем занимаются подчиненные, а также, консультируя одного из них, давать одновременно пояснения и другим; сотрудникам, сидящим за такой группой столов, легче обсуждать возникающие вопросы, принимать совместные решения. Иногда в помещении с большой площадью (зале) столы ставятся такими группами. Каждая группа сотрудников занимается сходными или близкими по содержанию проблемами.

      Однако  зальная организация рабочих  мест, как и совместное размещение столов, допустимы, если условия работы не предполагают потока посетителей к каждому из сотрудников.

      Но  два главных критерия оценки эффективности  организации рабочих мест – экономичность (попросту дешевизна) и возможность постоянного контроля за сотрудниками в зале – перевешивают.

      Кабинетная  система может быть представлена помещениями двух видов.

      Первый  – в помещении, состоящем из одной комнаты, размещаются столы сотрудников, однако, поскольку площадь комнаты не превышает 25-40 кв. метров, там ставится не более 5-8 столов. В таких условиях каждому из сотрудников удобно работать с посетителями. Однако, чтобы проконтролировать работу подчиненных, менеджеру надо пройти по ряду таких комнат, выясняя, чем заняты его подчиненные. Это приводит к психологическому дискомфорту как для менеджера, так и для подчиненных, чьи рабочие места размещены по кабинетной системе.

      Второй  вид кабинетной системы – помещение для одного лица – менеджера.

      Стандартный кабинет менеджера предполагает наличие трех зон – рабочей, совещательной и зоны неформального общения.

      В рабочей зоне находится стол менеджера; рабочий стол может быть дополнен различными техническими средствами – компьютером, факсом и т.п. Однако техническое оборудование не обязательный атрибут рабочей зоны - чем выше ранг менеджера, тем маловероятнее наличие техники в рабочей зоне его кабинета – для работы с техникой есть секретариат. В совещательной зоне находится достаточно большой стол, так как часто совещания проводятся прямо в кабинете менеджера, а не в отдельной совещательной комнате. На столе обычно лежит стопка листов бумаги – для участников совещания, лежат ручки или карандаши – чтобы можно было сделать запись. Иногда на столе для совещаний находятся схема структуры организации, календари, транспортная схема и тому подобные информацион-ные материалы.

      Зона  неформального общения – это несколько кресел, журнальный столик с пепельницей (если менеджер позволяет курить в своем кабинете), иногда здесь же – бар. Мебель и площадь зоны неформального общения зависят от должностного уровня менеджера, масштаба его деятельности и деятельности организации.

      В современном деловом мире принято  стены служебных помещений разного  назначения красить или оклеивать  обоями светлых нейтральных тонов – светло-серым, бежевым и т.п. Пол в служебном помещении все чаще стали делать из плитки, – во всяком случае, в коридорах, холлах плитка преобладает.

      Вполне  уместны украшения в служебных  помещениях, однако их допустимый перечень весьма ограничен - это эстампы, картины, гравюры, однако содержание вышеперечисленных предметов изобразительного искусства не должно носить агрессивный или провоцирующий уныние характер. Чаще всего это пейзажи, натюрморты, излучающие спокойствие, уравновешенность.

      В служебных помещениях для рядовых  исполнителей есть потребность иметь в доступном виде различные информационные материалы; имеет смысл оформить их таким образом (красивая рамка), чтобы они одновременно служили и украшением.

      Недопустимы на рабочем месте предметы личного  характера – фотографии членов семьи (хотя бы и в рамках), всякие умилительные фигурки и тому подобные мелкие вещи.

      Организация служебных помещений, размещение в  них рабочих мест, расположенность  различных отделов и служб  организации вблизи или вдали  друг от друга (например, на разных этажах или в разных концах длинного коридора) – все это оказывает влияние на уровень этичности, проявляющийся в поступках, характере взаимоотношений, поведении отдельных сотрудников и всего коллектива в целом.

      Для обеспечения сотрудника достойным  рабочим местом необходимо, руководствуясь организационной схемой предприятия, учитывать протокольные особенности» данного служебного места, выделенного для сотрудника данной должности.

      В каждой организации существуют ключевые должности, на которых строится система работы всей организации в целом.  

  1.   Формирование нравственного поведения человека
 

      Поведение человека определяется теми ценностными  установками и предпочтениями, которых  он придерживается. Этические ценности, в которых выражаются представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о том, что является постыдным, а что, достойно уважения сами входят в более обширную нормативную систему – мировоззрение человека. Мировоззрение включает не только этические, но и другие ценности, например, эстетические, религиозные, познавательные, а также знания о действительности, складывающиеся в определенную картину мира, и программы действий, которые реализует или собирается реализовать индивид в своей жизни. Таким образом, чтобы понять и предсказать поведение человека,  а также оказывать влияние на него, необходимо анализировать его нравственные ценности и его мировоззрение.  Мировоззрение определяют обычно как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Т.е., мировоззрение есть общее понимание мира, человека и общества. Определяют мировоззрение и по-другому, а именно как способ прояснения человеком для самого себя основных мотивов, побуждающих его к деятельности. Тогда можно представить, что мировоззрение человека – это аксиоматическая система, где в качестве аксиом выступают базовые представления и ценности, а в качестве теорем – конкретные поступки.  

  1.   Корпоративная культура и корпоративная этика

      Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»