Анализ и управление затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объемы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, поэтому управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия. Непременным условием успешного решения проблемы снижения издержек производства является организация анализа затрат предприятия. Анализ производственных затрат занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.

Содержание

Введение 4
1. Понятие затрат и их классификация 5
2.Анализ структуры затрат_____________________________________10
3.Управление затратами_______________________________________ 17
Заключение__________________________________________________19
1. Анализ объема производства и реализации продукции 20
1.1. Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 21
1.2. Анализ ассортимента и структуры продукции 23
1.3. Анализ качества произведенной продукции 31
1.4. Анализ ритмичности работы предприятия 35
2. Анализ использования персонала предприятия фонда заработной платы 38
2.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 38
2.2. Анализ использования фонда рабочего времени 42
2.3. Анализ производительности труда 44
2.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 48
2.5. Анализ трудоемкости продукции 51
2.6. Анализ фонда заработной платы 54
2.7.Оценка соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы 57
3. Анализ использования основных средств 61
3.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами 61
3.2. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов 67
3.3. Анализ влияния факторов на изменение уровня фондоотдачи 71
3.4. Анализ использования производственной мощности предприятия 75
4. Анализ использования материальных ресурсов предприятия 78
4.1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 78
4.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов 83
5. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 85
6. Анализ прибыли и рентабельности 90
6.1. Анализ качества прибыли 90
6.2. Анализ прибыли по системе директ-костинг 94
6.3. Оценка безубыточности основной деятельности предприятия 97
7. Комплексная оценка интенсификации и эффективности использования ресурсов предприятия ______________________________________________100
8.Рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия______________________________________________________ 108
Заключение_________________________________________________ 112
Литература__________________________________________________ 11

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 377.44 Кб (Скачать)

Экономия (дополнительная потребность) в запасах:

±Э = Знорма – Зфакт *

±Эх = (3 – 5) * 35840/34300 = -2,09

±Эy = (3 – 3) * 41100/ 43500= 0

±Эz = (3 – 2) * 39930/39468 = 1,01

±Эv=(3 – 2) * 18900/17220= 1,1

 

По материалу X имеется увеличение фактического запаса на 2 дня или 2840 м. Необходимо сократить фактический запас до нормативного значения и тем самым высвободить дополнительные оборотные средства. По материалам Z и V имеется сокращение запаса на 1 день. В случае перебоя с данными материалами необходимо увеличить их фактический запас до нормативного.

 

Состояние запасов материальных ресурсов

 

5. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СУММЫ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщенную оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Планирование и учет себестоимости на предприятии ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Элементы затрат:

1. материальные затраты (сырье,  материалы, покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты, топливо,  электроэнергия и т.д.);

2. затраты на оплату  труда;

3. отчисления на социальные  нужды;

4. амортизация основных  средств;

5. прочие затраты (износ  НМА, арендная плата, обязательные  страховые платежи, проценты по  кредитам банка, налоги, включаемые  в себестоимость продукции, отчисления  во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам  необходима для того, чтобы изучить  материало-, энерго-, трудо-, фондоёмкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Таблица 30

Анализ затрат на производство продукции

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

План

Факт

+; -

План

Факт

+;-

1

2

3

4

5

6

7

1. Материальные затраты,  тыс. руб.

7033

6987

-46

61,69

56,29

-5,39

2. Заработная плата, тыс.  руб.

1935

2675

740

16,97

21,55

4,58

В том числе:

  • переменная часть
  • постоянная часть

689

1246

1045

1630

356

384

6,04

10,93

8,42

13,13

2,38

1,38

3. Страховые взносы

580,5

802,5

222

5,09

6,47

0,72

В том числе:

  • переменная часть
  • постоянная часть

206,7

373,8

313,5

489

106,8

115,2

1,81

3,28

2,53

3,94

0,66

0,58

4. Амортизация  основных средств 

815

818

3

7,15

6,59

-0,56

5. Прочие  производственные расходы (условно  10%)

1036

1128

92

9,1

9,1

-0,001

Полная себестоимость

11400

12411

1011

100

100

0

В том числе:

  • переменные расходы

      -     постоянные расходы

7928,7

3470,8

8346

4065

417,3

594,2

69,55

30,45

67,25

32,75

-2,3

2,3


         Фактическая себестоимость равна 12411 тыс. руб выше запланированного значения на 1011 тыс. руб. или на 8,87 %. Проанализировав структуру затрат можно сказать, что повышение затрат произошло по все статьям кроме материальных затрат, более значительное увеличение произошло по статье заработная плата на 740тыс. руб.

Для оценки обоснованности роста затрат в связи с увеличением  объемов выпуска и реализации продукции проводится их корректировка  на фактический выпуск продукции (или  реализацию):

          С/с = Fпл+ Врф *Vпл(% к Врпл)  коэф.

          С/с = 3470,8+ 135802* (7928,7 / 134738) = 11456 тыс. руб.

Таблица 31

Анализ себестоимости  по зависимости затрат от выручки (объема выпуска продукции)

Показатели

План

Факт

Себестоимость, скорректированная  на фактическую

выручку

Изменение показателей

Всего

В том числе за счет изменения

выручки

других факторов

В % к выручке

В % к выручке

В % к выручке

В % к выручке

В % к выручке

В % к выручке

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Выручка

134738

-

135802

-

135802

-

1064

   -

1064

-

-

-

2.Себестоимость

11400

8,46

12411

9,14

11456

8,44

1011

0,68

56

-0,02

955

0,7

- переменные

 

7928,7

5,88

8346

6,15

7985,2

5,88

417,3

0,27

56,5

0

360,8

0,27

- постоянные

3470,8

2,58

4065

1.99

3470,8

2,56

594,2

-0,59

0

-0,02

594,2

-0,57


 

При анализе себестоимости  продукции можно просчитать (план;факт):

1. полезные и бесполезные  (обусловленные недостатками технологии  и организации производства) расходы  по формуле:

ПЗ = Вi*

, где

ПЗ – полезные затраты;

Вi – выручка;

F – постоянные затраты;

Вmax – максимально возможный выпуск продукции.

Полезные затраты по плану  составят:

Полезные затраты по факту  составят:

БЗ = (Вmax – Вi)*

, где

БЗ – бесполезные затраты.

по плану составят:

по факту составят:

Постоянные затраты = ПЗ + БЗ

Постоянные затраты по плану:

3 155+ 316 = 3471 тыс. руб.

Постоянные затраты по факту:

3 695 + 370= 4065 тыс. руб.

2. предельные издержки, которые  отражают соотношение изменения  величины общих расходов (постоянных  и переменных) и объема производства  и реализации и характеризуются  коэффициентом реагирования затрат (Крз):

Крз =

, где

∆С – прирост затрат, ∆В – прирост выручки. 

Крз =

         Исходя из расчета коэффициента реагирования затрат 0,95, можно сделать вывод, что затраты растут медленнее чем выручка. Это является положительным моментом для предприятия. 

6. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Ведущую роль в повышении  качества прибыли играет снижение себестоимости  продукции, показывающее, что рост прибыли  идет за счет интенсивного пути использования  собственных внутренних резервов.

6.1. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРИБЫЛИ

Таблица 32

Анализ  качества прибыли

Показатели

План

Факт

Отклонение

Абс.

Отн.

1

2

3

4

5

1. Товарная продукция,  тыс. руб.

134488

135770

1282

0,95

2. Реализация продукции  тыс. руб.

134738

135802

1064

0,79

3. Прибыль от реализации, тыс. руб.

123338

123391

53

0,04

4. Себестоимость продукции,  тыс. руб.

11400

12411

1011

8,87

5. Себестоимость на 1 руб.  продукции

0,085

0,09

0,005

5,88

6. Рентабельность продукции, %

10,82

9,94

-0,88

-3,13

7. Рентабельность продаж, %

91,54

90,86

-0,68

-0,74


Факторный анализ влияния  снижения себестоимости на изменение  прибыли:

1. Общее изменение прибыли:

∆П = Пф-Ппл = Вр факт * (1 – С на ед. факт) – Врпл * (1 – С на ед. пл)

∆П =123391-123338 = 53 тыс. руб.

2. Изменение прибыли в  результате роста объема реализации:

∆Пвр = ∆Вр * (1 – С на ед. пл)

∆Пвр = 1064 * (1 – 0,085) = 974 тыс. руб.

 

3. Изменение прибыли в  результате снижения (повышения)  себестоимости единицы продукции:

∆Пвр = Вр факт * (С на ед. пл – С на ед. факт)

∆Пвр =135802 * (0,085 – 0,09) = -679 тыс. руб.

П = Вр – С полн. = (

) * Вр = (1 – С на ед.) * Вр

Ппл =134738-11400=123338 тыс. руб.

Пф = 135802-12411 =123391 тыс. руб.

Прибыль предприятия выше плановой на 53 тыс. руб. Но прибыль могла быть и выше, если бы не увеличение уровня себестоимости продукции. В результате роста себестоимости прибыль предприятия сократилась на 679 тыс. руб. Положительно на прибыль предприятия повлиял рост объема реализации продукции (на 1064тыс.руб.)

Существует множество  коэффициентов рентабельности. Их экономическое  содержание определяется тем, какие  показатели использованы в расчетах.

Анализ рентабельность продукции

Rпр =

Rпр.(пл.) = = 10,82 %  Rпр.(ф.) = = 9,94 %

Rпp.  = 9,94 - 10,82 = - 0,88 %

На уровень рентабельности продукции влияют:

- изменения цены на  продукцию:

Rp =

Rp  =

-
= -0,8  %

- изменения себестоимости  продукции:

Rp =

Rp  =

-
= - 0,08 %

Анализ рентабельности производственных средств (общей рентабельности производства)

Кобщ.рент = НП / (ОСсрг +МОсрг), где

НП - прибыль до налогообложения; МОсрг – срг. стоимость материальных оборотных средств.

Для проведения факторного анализа следует разложить формулу, разделив числитель и знаменатель  на Вр. Она примет вид:

Кобщ.рент. =

, где

Rп – прибыль до налогообложения на 1 рубль реализованной продукции (рентабельность продаж); Кфё – коэффициент Фё; Кзакр – коэффициент закрепления материальных оборотных средств. Оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности производства определяется методом цепных подстановок.

Кобщ.рент.(пл) = = 0,83; Кобщ.рент.(ф) = = 0,8

ΔКобщ.рент. = 0,8-0,83=-0,03

На уровень общей рентабельности влияют:

- изменение рентабельности  продаж:

Кобщ.рент.усл1 - Кобщ.рент.усл0

-
= - 0,03

- изменение коэффициента Фё:

Кобщ.рент.усл2 - Кобщ.рент.усл1

-
= 0,03

- изменение коэффициента  закрепления МОср:

Кобщ.рент.усл1 - Кобщ.рент.усл2

=
-
= -0,03

Расчет показывает, что  уровень рентабельности производственных средств сократился на 0,03. Это сокращение было вызвано снижением уровня рентабельности продаж, увеличением коэффициента фондоемкости и коэффициента закрепления материальных оборотных средств.

 

 

 

6.2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПО СИСТЕМЕ ДИРЕКТ-КОСТИНГ

Анализ зависимости прибыли  от переменных и постоянных издержек позволяет расширить возможности  управленческого анализа.

Методика управленческого  анализа прибыли требует ведения  раздельного учета переменных и  постоянных издержек, прямых и косвенных (основных или накладных) расходов. Система учета прямых затрат носит  название «директ-костинг».

Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения  затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства.

Разделение затрат в системе  «директ-костинг» позволяет определить важный в аналитических расчетах показатель - маржинальный доход, который  представляет собой разность между  выручкой от реализации и переменными  затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации:

МД = П + F

Факторная модель прибыли  в системе «директ-костинг» принимает  вид:

П = МД – F

Из формулы  следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов и образования прибыли.

В свою очередь

МД = Вр-V    или     МД = Q * p - v * Q = Q * (p-v).

Такая факторная  модель позволяет определить влияние  количества реализованных товаров, средней цены, средних переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на маржинальный доход.

При проведении внешнего анализа или экспресс-анализа  прибыли на основе маржинального дохода по данным формулам может применяться следующая факторная модель:

Информация о работе Анализ и управление затратами