Анализ и управление затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объемы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, поэтому управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия. Непременным условием успешного решения проблемы снижения издержек производства является организация анализа затрат предприятия. Анализ производственных затрат занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.

Содержание

Введение 4
1. Понятие затрат и их классификация 5
2.Анализ структуры затрат_____________________________________10
3.Управление затратами_______________________________________ 17
Заключение__________________________________________________19
1. Анализ объема производства и реализации продукции 20
1.1. Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 21
1.2. Анализ ассортимента и структуры продукции 23
1.3. Анализ качества произведенной продукции 31
1.4. Анализ ритмичности работы предприятия 35
2. Анализ использования персонала предприятия фонда заработной платы 38
2.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 38
2.2. Анализ использования фонда рабочего времени 42
2.3. Анализ производительности труда 44
2.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 48
2.5. Анализ трудоемкости продукции 51
2.6. Анализ фонда заработной платы 54
2.7.Оценка соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы 57
3. Анализ использования основных средств 61
3.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами 61
3.2. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов 67
3.3. Анализ влияния факторов на изменение уровня фондоотдачи 71
3.4. Анализ использования производственной мощности предприятия 75
4. Анализ использования материальных ресурсов предприятия 78
4.1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 78
4.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов 83
5. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 85
6. Анализ прибыли и рентабельности 90
6.1. Анализ качества прибыли 90
6.2. Анализ прибыли по системе директ-костинг 94
6.3. Оценка безубыточности основной деятельности предприятия 97
7. Комплексная оценка интенсификации и эффективности использования ресурсов предприятия ______________________________________________100
8.Рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия______________________________________________________ 108
Заключение_________________________________________________ 112
Литература__________________________________________________ 11

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 377.44 Кб (Скачать)

N1 = Qф × (∑Diпл × Piпл)

= 22000*((28,08*5600)+(33,23*6000)+(6600*27,41)+(11,28*7000)) = 135630тыс.руб.;

2. объем ВП при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене

N2 = Qф × (∑D × Piпл)

= 22000*((29,09*5600)+(31,14*6000)+(27,5*6600)+(12,27*7000))= 135768 тыс.руб.;

3. изменение объема ВП за счет структурных сдвигов

DВПстр = N2 – N1

= 135768 – 135630 = 138 тыс.руб.;

4. Общее изменение объема ВП:

DВП =∑Q × Рпл -  ∑ Qiпл × Рпл

= ((6400*5600)+(6850*6000)+(6050*6600)+(2700*7000))-((6125*5600)+(7250*6000)+(5980*6600)+(2460*7000))=135770-134488=1282 тыс.руб.

5. Изменение объема ВП за счет изменения объема выпуска:

DВП  = ∑(Q * Diпл * Piпл) - ∑(Qiпл × Рпл* Diпл)

=((6400*28,08*5600)+(6850*33,23*6000)+(6050*27,41*6600)+(2700*11,28*7000))- ((6125*28,08*5600)+(7250*33,23*6000)+(5980*27,41*6600)+(2460*11,28*7000))= 1282 тыс.руб.

6. Объем ВП, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре: N3 = ∑ (Qпл.общ. * Diпл * Pi) * Iвп(шт) =[(21815*28,08*5600) + (21815*33,23*6000) + (21815*27,41*6600) + (21815*11,28*7000)]*1,0085 = 135630 тыс.руб.

7. Влияние структурных сдвигов на объем ВП: = ∑ (Qiф * Pпл) – N3 =(6400*5600 + 6850*6000 + 6050*6600 + 2700*7000) – 135630 = 138 тыс.руб.

Таблица 3

Анализ  структуры произведенной продукции

Изделие

Цена за 1 шт., руб.

Р

Объем производства продукции, шт. Q

Структура продукции, %D

Изменение структуры, +;-

Процент выполнения плана

Стоимость выпущенной продукции, тыс. руб.N

Изменение товарной продукции  за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

Факт при плановой структуре

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

5600

6125

6400

28,08

29,09

1,01

104,48

34303,65

34582

35838

1256

В

6000

7250

6850

33,23

31,14

-2,1

94,48

43 495

43863

41091

-2772

С

6600

5980

6050

27,41

27,50

0,09

101,17

39 465

39799

39944

145

D

7000

2460

2700

11,28

12,27

0,99

109,75

17240

17386

18895

1509

Итого

-

21815

22000

100

100

-

100,85

134 503,65

135630

135768

138


Для расчета влияния структурных  сдвигов и устранения их влияния  на экономические показатели используются несколько методов:

  1. Метод

Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного  веса каждого изделия в общем  выпуске:

∆N(D) = Qф × (∑D×Pi - ∑Diпл×Pi)

∆N(D) =22000 × [(29,09 × 5600+ 31,14 × 6000 + 27,5 × 6 600 + 12,27 × 7 000)   - (28,08 × 5 600 + 33,23 × 6000 + 27,41 × 6 600 + 11,28 × 7 000)  = 138 тыс. руб.

  1. Метод

Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана:

∆N(D) = ∑Qфi × Pi - ∑[(Qплi× Pi) × Iвп(шт)]

∆N(D) = (6 400 × 5 600 – 6 125 × 100,85 × 5 600) + (6 850 × 6000 – 7 250 × 100,85 × 6000) + (6 050 × 6 600 – 5980 × 100,85× 6 600) + (2 700 × 7 000 – 2 460 × 100,85 × 7 000)  = 138 тыс. руб.

3. Метод

Метод средних цен:

∆N(D) = [∑(Dфi – Dплi) × P] × Qобщф

∆N(D) = [(29,09 – 28,07) × 5 600 + (31,13 – 33,23) × 6 000+ (27,51– 27,41) × 6 600 + (12,27 – 11,29) × 7 000] × 22000= 138 тыс. руб.

Проведенные расчеты показывают, что изменение структуры продукции  вызвало увеличение объема их производства на 138 тыс. руб.

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции  в стоимостном выражении используют способ абсолютных разниц. Сначала определяется изменение среднего уровня цены 1 шт. (DРстр) за счет структуры (таблица 4).

D

стр = å(Удiф – Удiпл) Рi / 100

Таблица 4

Расчет  изменения средней цены изделия  за счет структурного фактора

Изделие

Цена за 1 шт., руб.

Структура продукции

Изменение средней цены за счет структуры, руб.

Изменение ВП за счет структуры

план

факт

+, -

1

2

3

4

5

6

7

A

5600

28,08

29,09

1,01

56,56

-

B

6000

33,23

31,14

-2,10

-126

-

C

6600

27,41

27,50

0,09

5,94

-

D

7000

11,28

12,27

0,99

69,3

-

Итого

-

100

100

-

6,4

138


D стр = (å( Рiпл × Уд ) ÷ 100) – (å( Рiпл × Удiпл ) ÷ 100)

D стр = [(5 600 × 29,09 ) ÷ 100 + (6 000 × 31,14 ) ÷ 100 ) + (6 600 × 27,5 ) ÷ 100 + (7 000 × 12,27 ) ÷ 100] – [(5 600 × 28,08) ÷ 100) + (6 000 × 33,23) ÷ 100) + ( 6 600 × 27,41) ÷ 100) + ( 7 000 × 11,28) ÷ 100)] = 6,4 руб.

Рассчитаем изменение  объема товарной продукции в стоимостном  выражении:

ΔВПстр = D стр × Vф.общ

ΔВПстр = 6,4 × 22 000 = 138 тыс. руб.

В результате  изменения структуры  продукции средняя цена выросла на 6,4 руб., что привело к увеличению  объема реализации продукции в стоимостном выражении на 138 тыс. руб.

Таблица 5

Расчет  влияния структуры реализованной  продукции на сумму выручки

Изделие

Цена за 1 шт., руб.

Объем реализации продукции, шт.

Структура продукции, %

Изменение структуры, +;-

Процент выполнения плана

Стоимость реализованной  продукции, тыс. руб.

Изменение товарной продукции  за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

Факт при плановой структуре

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

5600

6155

6375

28,12

28,90

0,79

103,57

34470,62

34731

35693,81

962,8

В

6000

7465

7210

34,10

32,69

-1,41

96,58

44768,34

45127

43258,68

-1868,32

С

6600

6025

6120

27,52

27,75

0,22

101,57

39759,24

40059

40393,73

334,73

D

7000

2245

2350

10,25

10,66

0,40

104,67

15706,08

15825

16457,44

632,44

Итого

-

21890

22055

100

100

-

100,75

134722,9

135742

135803,7

61,7


Используя описанные выше приемы, определим структуру реализованной продукции:

1. Объем ВП при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене: N1 = Qф.общ. * (∑Diпл * Piпл) = 22 055 * (28,12 * 5600 + 34,10 * 6000 + 27,52 * 6600 + 10,25* 7000) =  135742 руб.;

2. Объем ВП при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене:  N2 = Qф.общ. * (∑Diф * Piпл) = 22 055 * (28,9 * 5600 + 32,69 * 6000 + 27,75 * 6 600 + 10,66 * 7000) = 135803,7 руб.;

3.  Изменение объема ВП за счет структурных сдвигов:

N2 - N1 = 135803,7-135742= 61,7 тыс. руб.

4.   Общее изменение объема РП: = ∑Qiф *Pпл - ∑Qiпл * Pпл = (6375 * 5600 + 7210 * 6000 + 6120 * 6600 + 2350 * 7000) - (6155 * 5600 +7465 * 6000+ 6025 * 6600+ 2245 * 7000) =135802 -134738 = 1064 руб.

5. Изменение объема ВП за счет изменения объема выпуска:

DВП  = ∑(Q * Diпл * Piпл) - ∑(Qiпл × Рпл* Diпл)

=((6375*28,12*5600)+(7210*34,1*6000)+(6120*27,52*6600)+(2350*10,25*7000))-((6155*28,12*5600)+(7465*34,1*6000)+(6025*27,52*6600)+(2245*10,25*7000))=1004 тыс.руб.

6. Объем ВП, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре: N3 = ∑ (Qпл.общ. * Diпл * Pi) * Iвп(шт) =[(21890*28,12*5600) + (21890*34,1*6000) + (21890*27,52*6600) + (21890*10,25*7000)]*1,0075 = 135742тыс.руб.

7. Влияние структурных сдвигов на объем ВП: = ∑ (Qiф * Pпл) – N3 =(6375*5600 +7210*6000 + 6120*6600 + 2350*7000) –135742= 61,7 тыс.руб.

В результате влияния структурных  сдвигов объем реализации изделий  данного предприятия в стоимостном  выражении вырос на 61,7 тыс. руб.

Изменение товарной продукции  за счет структуры

 

1.3. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Конкурентоспособность продукции  и получение наиболее выгодных для  организации контрактов возможны в  условиях рыночной экономики только при обеспечении соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так  и внешнего рынка.

Ксорт =

(план;факт)

Коэффициент сортности составляет:

План по качеству перевыполнен на 0,02% (103,26/103,24*100-100). Это означает, что предприятие хоть и незначительно, но выпустило продукцию более высокого сорта. 

Таблица 6

Анализ  качества продукции «А»

Сорт продукции

Цена за 1 шт., руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска, тыс. руб.

план

факт

план

факт

по цене I сорта

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

I

5424

2212

2300

12000

12475

11997

12475

II

5770

1993

2100

11500

12115

10810

11390

III

5625

1920

2000

10800

11250

10414

10848

Итого

 

6125

6400

34300

35840

33222

34713


 

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

Рпл =

; Рф =
.

Средневзвешенная цена составит:

Рпл= [(2 212 × 5 424) + (1 993 × 5 770) + (1 920 × 5625)] ÷ 6 125 =5600руб.

Рф = [(2300× 5 424) + (2100 × 5770) + (2000× 5625)] ÷ 6 400= 5 600 руб.

Таким образом, фактическая  средняя цена по продукции А равняется плановой средней цене.

 

Таблица 7

Влияние сортового состава продукции  на объем выпуска изделия «А»  в стоимостном выражении

Сорт продукции

Цена за 1 шт., руб.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, руб.

план

факт

+, -

1

2

3

4

5

6

I

5424

36,13

35,93

-0,2

-1084,8

II

5770

32,53

32,81

0,28

1615,6

III

5625

31,34

31,25

-0,09

-506,25

Итого

 

100

100

-

24,55


 

1. ∆Рсорт = Σ(∆Уд * Pi)

2. ∆ВПсорт = ∆Рсорт * ВПобщ(ф) в шт.

Изменение средней цены:

∆Рсорт = Σ(∆Уд × Pi) = (-0,2× 5 424) + (0,28× 5 770) + (-0,09× 5 600,) = 1084,8 - 1615 – 506,25 = 24,55руб.

В результате изменения сортового  состава продукции А  средняя цена на данную продукцию выросла на 24,55 руб.

Изменение объема производства продукции  за счет изменение цены

∆ВПсорт = ∆Рсорт × ВПобщ(ф) = 24,55 × 6 400 = 157 тыс. руб.

Увеличение уровня цены на продукцию А вызвало увеличение общего выпуска продукции в стоимостном выражении на 157тыс. руб.

 

 

 

Сортовой состав продукции в %

 

 

 

Изменение структуры цены за счет структуры продукции

 

 

 

1.4. АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Информация о работе Анализ и управление затратами