Анализ кредитоспособности предприятия напримере предприятия "Цветок"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является на основе теории и практики кредитования обосновать необходимость совершенствования методов и критериев оценки кредитоспособности заемщика.

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:

•Осветить теоретические положения организации кредитных отношений в экономике;
•Рассмотреть сущность кредита;
•Осуществить на примере компании «Цветок» анализ ее кредитоспособности различными методами;
•Разработать рекомендации по совершенствованию оценки кредитоспособности заемщика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................... Стр. 2 – 4
Глава 1. ОСНОВЫ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Стр. 5-15
1.1. Основы организации кредитных отношений в рыночной экономике ...........................................................
Стр. 5
1.2. Необходимость кредита, его сущность, виды и принципы ..............................................................................
Стр. 8
1.3. Правовые основы регулирования кредитных отношений в России ............................................................
Стр.13

1.4. Кредитный договор и кредитный мониторинг как гарантия возврата кредита .................................................
Стр. 13
Глава 2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА Стр. 15-36
2.1. Анализ кредитоспособности заемщика, как метод снижения кредитного риска ................................................
Стр.15
2.2. Методы анализа кредитоспособности ........................ Стр. 23
2.2.1. Метод коэффициентов ........................................ Стр. 24
2.2.2. Анализ денежных потоков ................................... Стр. 29
2.3. Пути совершенствования анализа кредитоспособности заемщика ...................................................................
Стр. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................... Стр. 37-41
Список литературы ................................................................ Стр. 42
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 251.00 Кб (Скачать)
 

      Теперь  определим коэффициент класса (Кз) заемщика. Он определяется как соотношение  величины общего денежного потока и  долговых обязательств заемщика (Кз = Одп / До). Возьмем среднее значение долговых обязательств (До) и среднее значение общего денежного потока (Одп) за год:

      До = (80751 + 126705 + 46922) / 3 = 84793

      Одп = (-19885 + 41839 + 45697) / 3 = 22550

А теперь мы можем рассчитать коэффициент класса заемщика:

      Кз = 22550 / 84793 = 0,26

      Нормативными  считаются следующие показатели: 1 класс – 0,75; 2 класс – 0,30; 3 класс  – 0,25; 4 класс – 0,22; 5 класс – 0,19; 6 класс – 0,15.

      Коэффициент данного предприятия равен 0,26, что  попадает под значение между 0,25 и 0,30. Следовательно данный заемщик относится к 3 классу заемщиков. Из таблицы видно, что в течение года предприятие имело устойчивый приток денежных средств, и  следовательно может характеризоваться как финансово-устойчивое и кредитоспособное. Однако 3-ий (средний) класс свидетельствует о том, что долговые обязательства предприятия все же достаточно сильно превышают общий денежный поток и следовательно оно попадет скорее всего во 2-ую группу риска, где резерв под возможные потери по ссуде составляет 20% от суммы запрашиваемого кредита, а также банк будет в праве потребовать от данного предприятия, к примеру, ликвидного и надежного залога, уменьшения суммы запрашиваемого кредита, увеличения процентной ставки по кредиту и т.д. После проведенного анализа составляется заключение кредитного комитета4. 
 
 

    1. Рекомендации  и пути совершенствования  анализа кредитоспособности заемщика

В качестве обеспечения возвратности кредита  существуют два типа источников: первичный  – доход заемщика (для юридических лиц – выручка от реализации продукции, для физических лиц – заработная плата или другие источники доходов), и вторичный – залог, поручительства, гарантии и т.п. При анализе кредитоспособности клиента основное внимание следует обратить на первичный источник – доход. Если возникает сомнение в реальности использования дохода в качестве основного источника погашения кредита или достоверности представленных данных, следует воздержаться от выдачи кредита, поскольку вторичные источники лишь дополняют первичный, но не заменят его. В качестве некоторых рекомендаций и путей совершенствования анализа кредитоспособности заемщика можно дать следующие:

  1. Банк должен стараться иметь дело с теми, кого он давно знает. Он должен выбирать клиентов, которым доверяет, тем из них, кто обслуживается в данном банке. В таком случае оценить реальную кредитоспособность гораздо проще – банк еще до предоставления документов от заемщика уже может знать о его благонадежности (из представленных в банк документов, например, в момент открытия счета), финансовом состоянии (любой банк обязан контролировать денежные потоки своих клиентов – не только для определения кредитоспособности, существует много других вопросов, почему банк обязан контролировать их) и т.д. и заранее решить, возможно ли данному клиенту выдать кредит, в случае обращения за ним. Случайные заемщики должны быть сведены к минимуму.
  2. В случае, если банк все же выдает кредиты клиентам, которые не находятся на обслуживании в нем, банку стоит попросить клиента открыть у него счет, и перевести хотя бы часть денежных потоков в него, при этом сказать клиенту, что банк должен в течение определенного времени последить за движением его денежных потоков, а после того, как клиент откроет счет и начнет пускать денежные потоки через банк-кредитор, как минимум в течение одного квартала проследить за движением его денежных средств. Если за этот период у банка не возникло вопросов к клиенту, он может приступать к изучению кредитной заявки, представленных документов и т.д.
  3. Банк должен четко сформулировать и утвердить для своих клиентов перечень5 тех документов, той информации, которая требуется для определения кредитоспособности клиента, а также обращать внимание на правильность и полноту их составления и заполнения. В таком случае, банку будет легче работать с представленной информацией, а при не предоставлении каких-то данных, это может являться первым признаком для банка, что у кандидата в заемщики не все в порядке, к примеру, с законом или с финансовым положением.
  4. Банк должен добиваться, чтобы обеспечение кредита было максимально ликвидным, а само оно было полностью понятным и «прозрачным» для банка. По одному только обеспечению уже можно понять, с каким клиентом банк имеет дело, да и к тому же, банку будет легче определить, сможет ли он, в случае невозможности заемщиком вернуть кредит из своих доходов, вернуть себе выданные средства если не полностью, то хотя большую его часть.
  5. Банк должен как можно тщательнее изучать представленные заемщиком документы. Например, при изучении документов по залогу, банк должен обращать внимание как минимум на 4 критерия: ликвидность, достаточность, степень и возможность контроля за предметом залога, приемлемость (по содержанию, и правовому оформлению).
  6. Банк должен установить свои критерии возможности или не возможности выдачи кредита (например, разграничить для разных сроков, сумм запрашиваемого кредита стоимость залогового обеспечения, количества поручителей или гарантов, минимального ежемесячного оборота клиента), и в зависимости от желаний клиента на счет суммы кредита, его сроков, принимать решение о выдаче или не выдаче кредита после анализа кредитоспособности, исходя из установленных банком критериев.

Что же касается рекомендаций в государственном  масштабе, можно посоветовать последовать  опыту зарубежных стран и создать специализированные организации, которые бы собирали сведения6 о деловой репутации, надежности, мнении других предприятий об определенном предприятии, его финансовом состоянии в прошлом, фазы его становления, развития, информацию о тех периодах, когда предприятие претерпевало кризис и как из него вышло; если предприятие раньше специализировалось на одной продукции, а теперь на другой или диверсифицировала свой бизнес, узнать, сколько времени на это ушло, какие средства были затрачены и где взяты, и т.д.

Можно добавить еще несколько рекомендаций, но необходимо сделать акцент на том, что чем выше уровень взаимопонимания  и доверия между банком и клиентом, тем совершеннее будет анализ кредитоспособности заемщика.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Кредитные отношения существовали еще в незапамятные времена, только тогда это сложно было назвать кредитом, скорее это были обычные займы, в залог чего-то, и это не регулировались ни государством, ни самими займодателями, а брались они скорее на потребительские цели, чем на что-либо иное.

      С развитием рыночных отношений, повышением уровня экономики уже трудно представить  себе государство, которое обходилось бы без производства каких-либо товаров, благ или услуг. А любому предприятию  рано или поздно все равно понадобится  финансирование своей деятельности, которое оно может получать путем финансовых вложений от своих учредителей, других предприятий, инвестиций или кредитов.

      Функционирование  кредитной системы, развитие кредитных  отношений и банковской системы  в целом, невозможно без какого-либо регулирования. Любая банковская система состоит как минимум из двух уровней: Центрального Банка, и коммерческих банков. Такая система позволяет более совершенно строить развитие банковской системы, а в месте с этим и развитие кредитных отношений. Чем выше уровень развития банковской системы, тем выше уровень развития кредитных отношений в условиях рыночной экономики. Поэтому и государство, и сами банки заинтересованы в повышении уровня кредитных отношений, кредитной системы. Государство по причине того, что за счет успешно функционирующих предприятий-производителей сможет поддерживать и развивать свою экономику, а банки будут получать прибыль, и также участвовать в развитии экономики своей страны.

      Необходимость кредитов существовала еще до появления банков и становления кредитной системы, существует по сей день и будет существовать до тех пор, пока существует государство, в нем действуют экономические отношения, присутствуют субъекты и объекты этих отношений. Следует отметить, что кредит способствует не только развитию предприятий, но также и является способом для не которых людей осуществить свои давние мечты (покупка автомобиля, мебели, бытовой техники и т.п.), которые сами по себе они не могли бы позволить, например, по причине своего не высокого дохода. Кроме того, кредит может являться даже способом развития и, при необходимости, средством для выхода из кризиса экономики всей страны, может являться источником дополнительных средств, которые пойдут, например, на выплату социальных пособий, зарплат, пенсий и т.д. Одним слов кредит – это источник дополнительных денежных средств, без которых не могут обойтись ни предприятия, ни государство, поэтому в его необходимости не приходится сомневаться.

      Любые отношения, функционирующие в сфере  экономики, нуждаются в правовом регулировании, в том числе и кредитные. Как уже отмечалось выше, становление кредитных отношений было бы не возможно без регулирования этих отношений. Центральным органом, регулирующим кредитные отношения, является Центральный Банк страны. Причем регулирует он их не только регулируя деятельность коммерческих банков, но и регулируя всю систему в целом: издает нормативные документы, по которым регулируется порядок выдачи кредитов, определяет максимальные и минимальные суммы кредитов, которые может выдавать банк, влияет на процентную ставку под которые банки выдают кредиты, путем изменения ставки рефинансирования, устанавливает перечень нормативных документов, необходимых для определения кредитоспособности заемщика и т.п. Одним словом Центральный Банк является тем органом, без которого не было бы возможно заставить функционировать и развиваться кредитную систему.

      Большинство зарубежных банков в разных странах  используют одни и те же, или достаточно схожие между собой методы оценок кредитоспособности заемщика. На данный момент их несколько, и все они чем-то различаются между собой, но во всех самым главным фактором для банка является надежность и репутация заемщика в деловом мире, что свидетельствует о том, что большинство банки больше доверяют даже не самому заемщику и его финансовому состоянию, а мнению других банков или предприятий, непосредственно работающих с данным предприятием. Связано это с тем, что банку сложнее проанализировать и спрогнозировать дальнейшую судьбу предприятия-заемщика по представленной им самим информации, чем убедиться и услышать из, возможно, надежных и проверенных источников в надежности данного предприятия.

      Методика  оценки кредитоспособности зарубежных банков более совершенна, чем российская. Связано это непосредственно с тем, что кредитные отношения зарубежных стран развивались дольше и раньше, чем в России, а также и с более развитой экономикой, и с существованием специализированных компаний, собирающими и предоставляющими информацию о финансовом благосостоянии, деловой репутации предприятий.

      Любой банк заинтересован в возвратности выданных им средств, и при этом получить с этого прибыль, т.к. одним их основных источников дохода для банков являются проценты за пользование кредитом. Для этого ему необходимо убедиться в том, что заемщик действительно сможет грамотно и на поставленные цели распорядиться полученными средствами, вернуть их во время, и при этом еще и уплатить проценты за пользование кредитом. Поэтому независимо от суммы и срока кредита банк всегда проводит оценку кредитоспособности заемщика. Она позволяет определить, сможет ли заемщик вернуть выданные ему средства, уплатить проценты, а также позволяет установить, к какой группе риска нужно отнести заемщика, какую максимальную сумму ему можно выдать, и т.д. Кроме того, грамотный анализ кредитоспособности может помочь банку спрогнозировать возможные риски и потери по выданному кредиту. Таким образом, оценка кредитоспособности заемщика – самый главный и важный процесс в принятии банком решения о выдаче кредита. Но не зависимо от этого банк, обязан не только в процессе принятия решения проводить анализ кредитоспособности – в процессе действия кредитного договора банк также обязан проводить текущий анализ кредитоспособности путем проведения кредитного мониторинга, который позволяет выявить все негативные факторы, которые могут служить причинами не возврата кредита.

      Существует  несколько методов оценки кредитоспособности. Особое распространение в практике российских банков получили метод коэффициентов  и метод анализа денежных потоков, в результате использования которых можно получить наиболее точную оценку кредитоспособности заемщика.

      В методе коэффициентов используется несколько финансовых коэффициентов, наиболее важных для определения  кредитоспособности, при всем при этом банкам совсем необязательно использовать их все. Разные банки используют разные коэффициенты и количество. Какие-то банки ограничиваются 4-5 коэффициентами, а какие-то могут использовать и 10. Он основан на определении значений коэффициентов путем отношений одних финансовых показателей к другим. После этого составляется таблица классов, где каждый коэффициент имеет определенный вес. Сумма значений полученных показателей суммируется и таким образом определяется класс кредитоспособности заемщика.

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия напримере предприятия "Цветок"