Анализ кредитования малого и среднего предпринимательства на примере филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

В мировой практике развитие экономики неразрывно связано с кредитом, который в различных формах проникает во все сферы хозяйственной жизни. Об этом свидетельствует расширение круга операций банков, в том числе и в области кредитования. Выполнение банковских операций с широкой клиентурой - важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую кредитную систему. Зарубежный опыт свидетельствует, что банки, которые предоставляют клиентам более разнообразные услуги высокого качества, обычно, имеют преимущества перед банками с ограниченным набором услуг.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы, особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
1.1 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования
1.2 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
1.3 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, кредитные риски
1.4 Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный мониторинг
2. Анализ кредитования малого и среднего предпринимательства на примере филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ кредитного портфеля банка
2.3 Кредитные продукты филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
2.4 Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
3. Направления по совершенствованию организации кредитования малого и среднего бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
3.1 Основные направления совершенствования кредитования юридических лиц
3.2 Пути совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»
3.3 Расчет экономической эффективности внедрения предлагаемых мероприятий
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Юни кредит банк.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

Филиал Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК» в письменной форме извещает ООО  «Надежда» о положительном решении  вопроса о выдаче кредита в  размере 500000 руб.

Далее с юридическим лицом заключается  кредитный договор, в котором указываются размер, сроки, порядок уплаты кредита и процентов, комиссионных вознаграждений, а также отражены права и обязанности сторон.

Так в нашем случае комиссия за ведение ссудного счета составляет 1,5% от суммы кредита, т.е. 7500 руб.

Сумма выплат по процентам, если формой погашения кредита являются ежемесячные  аннуитетные платежи, будет составлять 7083 руб. в месяц, а погашение суммы  кредита - 41667 руб. в месяц.

Следующий этап - перечисление суммы  кредита на счет клиента. Затем клиент оплачивает комиссию за ведение счета. Уплата процентов должна производиться ежемесячно, а уплата основного дола может быть отсрочена, но не более чем на три месяца (по условиям тарифа 1).

Представленные выше этапы отражают процесс кредитования юридических лиц и оценки кредитоспособности заемщика в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК» на примере ООО «Надежда». [46]

 

Глава 3. Направления по совершенствованию  организации кредитования малого и  среднего бизнеса в филиале Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»

 

3.1 Основные направления совершенствования кредитования юридических лиц

 

Система кредитования базируется на трех «китах»:

1) субъектах кредита;

2) обеспечении кредита;

3) объектах кредитования.

Можно сколько угодно маневрировать  организационными основами, технологией кредитных операций, однако во всякой системе эти три базовых элемента сохраняют свое основополагающее значение, практически определяют «лицо» кредитной операции, ее эффективность. [3]

Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки. С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает всю систему, подрывает ее, может привести к нарушению возвратности банковских ссуд. [4]

Под условиями кредитования понимаются своего рода требования, которые  предъявляются к базовым элементам  кредитования - субъектам, объектам и  обеспечению кредита. Это означает, что банк не может кредитовать  любого клиента. Желающих получить кредит всегда много, но среди них необходимо выбрать тех, кому можно его предоставить, доверить и быть уверенным, что ссуда будет своевременно возвращена и за ее использование будет выплачен ссудный процент. Неудивительно что банк вступает в кредитные отношения с заемщиком на базе оценки его кредитоспособности, ликвидности его баланса, изучения рынка продукта товаропроизводителя, уровня менеджмента и управления счетом, прошлого опыта работы с ним. [5]

Так же обстоит дело и с объектом кредитования. Объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития производства и обращения продукта.

Обеспечение как третий базовый элемент системы кредитования должно быть качественным и полным. И даже тогда, когда банк предоставляет кредит на доверии, просто бланковый кредит, у него должна быть безусловная уверенность в том, что ссуда будет своевременно возвращена. [6]

На фоне поставленных вопросов неизбежно появляется еще один элемент системы кредитования — доверие. Он возникает из самого понятия кредит, что с лат. «credo» означает «верю». В кредите, как известно, две стороны — кредитор и заемщик. Между ними на началах возвратности совершает движение ссужаемая стоимость. Это движение неизбежно порождает отношение доверия между ссудополучателем, который верит, что банк вовремя предоставит кредит в необходимом размере, и ссудодателем, который верит, что заемщик правильно использует кредит, в срок и с уплатой ссудного процента возвратит ему ранее предоставленную ссуду. Кредит как экономическое отношение — это всегда риск, и без доверия здесь не обойтись. Доверие хотя и несет в себе определенный психологический оттенок, однако, бесспорно, основано на знании либо субъекта, либо объекта, либо обеспечения кредита. В конечном счете, можно сказать, что доверие, с одной стороны, возникает как необходимый элемент кредитного отношения, с другой — как осознанная позиция двух сторон, имеющая вполне определенное экономическое основание. [8]

Кредитование должно выражать интересы обеих сторон кредитной  сделки. Банки, возникшие из интересов  потребностей хозяйства, ориентируются  на удовлетворение потребностей клиента. Целью кредитования является создание предпосылок для развития экономики заемщика, его конкурентоспособности и прибыльности, непрерывности производства и обращения.

Вместе с тем только интересы клиента не могут стать решающим, доминирующим фактором совершения кредитных  операций. Условиями кредитования должно быть и соблюдение интереса другой стороны - банка-кредитора, а его интересы могут не совпадать с интересами клиентов.

У банка всегда есть выбор, куда лучше вложить собственные и  аккумулированные капиталы, но его  возможности часто ограничены. Банки, как известно, работают в конкретных границах, определяемых совокупностью имеющихся в данный момент ресурсов, нормативами экономического регулирования центрального банка. Объем кредитов, который может быть предоставлен клиентам, всегда зависит от объема собственных и привлеченных средств, регламентируемой пропорции между ними, текущих нормативов ликвидности, требований сбалансированности активов и пассивов по срокам, размера денежных ресурсов, перечисляемых в централизованные резервы центрального банка и др. [20,c.158]

Возможности кредитования заемщика во многом определяются степенью риска. Как бы ни хотелось заемщику получить ссуду, но если риск для банка чрезвычайно  велик и нет полных гарантий, вероятнее  всего, такая ссуда не будет ему  предоставлена. Клиент должен продемонстрировать реальную возможность и желание платить по своим долгам, включая ссудный процент. [2]

Условия кредитования связаны  также с принципами кредитования - целевым характером, срочностью и  обеспеченностью кредита. Если клиент потенциально может нарушить один из них, кредитная сделка не состоится. При нарушении этих принципов в процессе кредитования банк, руководствуясь своими интересами, интересами своих вкладчиков, разрывает кредитные связи, отзывает кредит, требует его немедленного возврата. [1]

Современная система кредитования базируется на возможности реализации залогового права, наличии различных  типов гарантий и поручительств  третьих сторон. Эти и другие формы  обеспечивают надежность кредитной  сделки, возможность возврата кредита в случае нарушения принципов кредитования. Реализация залогового права требует от банка всестороннего анализа дееспособности клиента, оценки его имущества, позволяющего банку при необходимости обеспечить свою, по крайней мере, безубыточную деятельность. Практика показывает, что ссуда может не иметь конкретного обеспечения, но наличие залога должно быть непременным условием совершения кредитной сделки. Кредитование осуществляется при условии, что будут соблюдены и коммерческие интересы банка. Кредитование производится на платной основе. Платность во многом определяется кредитным риском, уровнем учетной ставки центрального банка, общим состоянием спроса и предложения кредита на рынке. [13,c.214]

Условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком. Кредитование базируется на договорной основе, предусматривающей определенные обязательства и права каждой стороны кредитной сделки, экономическую ответственность сторон. [19,c.182]

Можно, наконец, заметить, что  условием кредитования является планирование взаимоотношений сторон. Объектом планирования в банке является сумма предоставляемого кредита, размер его погашения, доходы и расходы по кредитным операциям. Кредитный процесс обязывает и заемщика так регулировать производственные и финансовые возможности, чтобы в полной мере предусмотреть своевременное и полное погашение кредита и уплату ссудного процента. [21,c.514]

Таким образом, можно выделить следующие  основные условия кредитования, наиболее актуальные в современных условиях:

- соблюдение требований, предъявляемых  к базовым элементам кредитования;

- совпадение интересов обеих  сторон кредитной сделки;

- наличие возможностей как  у банка-кредитора, так и у  заемщика выполнять свои обязательства;

- соблюдение принципов кредитования;

- возможность реализации  залога и наличие гарантий;

- обеспечение коммерческих  интересов банка;

- планирование взаимоотношений  сторон кредитной сделки. [22,c.184]

Региональные коммерческие банки  и филиалы крупных банков выполняют  все функции любого коммерческого банка, однако структура банковских услуг зависит как от общей экономической ситуации в стране, так развитости банковских отношений в регионе. При достижении основных стратегических целей региональные банки предопределяют приоритетные вложения в кредитные операции. Улучшение показателей роста финансового состояния предприятий является одной из предпосылок формирования кредитной базы коммерческих банков, то есть постоянного спроса на банковский кредит. [25]

Именно региональные банки, филиалы  которых являются теми самыми кредитными организациями, которые в настоящее время работают с нарождающимися малым и средним бизнесом. Ни для кого не секрет, что только крупные предприятия не выведут российскую экономику из непростой экономической ситуации. Экономику нужно строить за счет других ресурсов, в т.ч. за счет развития малого и среднего бизнеса.

Именно это развитие - основная цель проводимых в стране реформ. В  результате, значительно расширяется  роль региональных банков, развитие данного  бизнеса является их основной нишей на рынке банковских услуг.

Опыт последних лет показывает, что в данном вопросе региональные банки жизнеспособнее, с экономической  точки зрения, и обладают рядом  преимуществ, которыми не следует пренебрегать, а именно:

- руководители и служащие банков являются выходцами из тех же мест и хорошо знают местный менталитет и местные обычаи и проблемы;

- услуги, оказываемые клиентам, персонифицированы и базируются  на знании и взаимном доверии,  адаптированы к потребностям  клиентов;

- зная задачи и проблемы своего региона, быстрее и лучше реагируют на потребности своих клиентов;

- они готовы кредитовать  мелкие и средние предприятия,  финансовое положение которых  выглядит шатким, в то время  как их акционеры владеют значительным  имуществом и перспективы развития предприятия, с их точки зрения, весьма оптимистичны;

- органам инспектирования  и надзора легче их контролировать. [25]

Тем не менее, в развитии территориальных  банков до сих пор немало проблем. Во-первых, недостаточны пока усилия органов  государственного управления в развитии добросовестной конкуренции как внутри банковского сектора, так и между сектором кредитных организаций и фондовым рынком. Это обуславливает изначально неравноправный доступ региональных банков к ресурсам. Во-вторых, нет механизма защиты долгосрочных финансовых активов коммерческих банков и, как следствие, низкая привлекательность ценных бумаг долгосрочного характера, сдерживающая активность фондового рынка и препятствующая привлечению банками кредитных ресурсов на долгосрочной основе. В-третьих, отсутствует механизм эффективного инвестирования временно свободных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в высоконадежные инструменты фондового рынка. Но все эти проблемы разрешимы. Именно кредитование малого бизнеса представляет интерес для территориальных банков, поскольку в этой сфере лежит потенциал развития банковской системы.

В принципе, малые предприятия  являются практически как неисчерпаемым  источником для пополнения банковских средств, так и направлением, где  банки могут размещать свои ресурсы. При кредитовании юридических лиц следует обращать внимание на такие важные моменты:

1) Услуга банка, которая  предоставляется в кратчайшие  сроки, при минимуме оформляемых  бумаг со стороны клиента имеет  больший успех даже при высокой процентной ставке. Поэтому банк должен использовать любую возможность для упрощения и ускорения оформления кредитов.

2) Сегодня в большей степени  нужны долгосрочные кредиты. Известно, что банки не хотят и не  могут предоставлять долгосрочные  кредиты в виде длинных денег, поэтому явно преобладают краткосрочные кредиты. До 6 месяцев - примерно 31%, от 7 до 12 месяцев - 30%. На кредиты до года приходится свыше 60%, от 1до 3-х лет - 23% и более 3-х - 16%. Эти цифры показывают, что пока банковская система практически не готова кредитовать предприятия и не отвечает тем требованиям, которые предъявляет экономический рост. В таких условиях предприятия вынуждены в значительной степени использовать собственные ресурсы. [29,c.254]

В первую очередь речь идет о крупных предприятиях, большинство из которых, если и использует банковские кредиты, то зарубежных, а не российских банков. Краткосрочное кредитование служит инструментом формирования тактического взаимодействия банка и промышленного предприятия, обладая потенциальными возможностями объединить на взаимовыгодной основе интересы получения прибыли банком-кредитором предприятием-заемщиком лишь на короткое время. В случае долгосрочного кредитования, длительные сроки формируют стратегию действия банка и предприятия в целях осуществления крупных инвестиционных проектов. Т.е. банк фактически становится соисполнителем проекта и уже начинает искать пути стратегического взаимодействия для взаимовыгодного партнерства.

Информация о работе Анализ кредитования малого и среднего предпринимательства на примере филиала Брянский ОАО «ЮНИКОРБАНК»