Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы.
Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие и структура государственного бюджета РФ……...…. 7
Раздел 1.1.Общие принципы построения бюджетной системы….………..7
Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………........8
ГЛАВА 2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета………….………….13
Раздел 2.1. Таможенные платежи………………...…………………………..13
Раздел 2.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф..15
ГЛАВА 3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ………………….21
Раздел 3.1.Анализ динамики таможенных платежей……………..……….21
Раздел 3.2.Совершенствование таможенных платежей в РФ………….....30
Заключение……………………………...………………………………………40
Список литературы……………………….…………………………...……….43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по АХД.docx

— 110.79 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Понятие и структура государственного бюджета РФ……...…. 7

Раздел 1.1.Общие принципы построения бюджетной системы….………..7

Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета……………........8

ГЛАВА 2. Роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета………….………………………………………...13  

 

 

Раздел 2.1. Таможенные платежи………………...…………………………..13 

Раздел 2.2. Классификация таможенных пошлин,  таможенный тариф..15

ГЛАВА 3. Динамика таможенных платежей. Совершенствование таможенных платежей в РФ………………….……………………….………21

 

 

Раздел 3.1.Анализ динамики таможенных платежей……………..……….21

Раздел 3.2.Совершенствование таможенных платежей в РФ………….....30

Заключение……………………………...………………………………………40

Список литературы……………………….…………………………...……….43

 

 

Введение

Актуальность работы.

Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения  транспортных средств и товаров  через границу РФ. Это понятие  основано, прежде всего, на правомерном  поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в  деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения  финансовых ресурсов, взимаемых в  области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед  законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной  базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность  системы таможенных платежей состоит  в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную  юридическую природу. Это объясняется  общими функциями и целями использования  названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения. К системе таможенных платежей отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы. Термин «таможенные платежи» является общим для всех видов платежей, перечисленных в ст.318 Таможенного кодекса РФ. 
Институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодатель прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования. Контроль уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы. Представляется, что к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Такое многообразие обязательных платежей идет вразрез с нормами налогового законодательства, которое использует две категории — «налог» и «сбор». Исключение таможенной пошлины из числа федеральных налогов и сборов не способствовало завершению научного спора о его финансово-правовой сущности.

Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации. В условиях глобализации транснациональные корпорации превращают отдельные страны в цеха единого мирового производства, основанного на международном разделении труда и отсутствии ценовых барьеров на пути движущихся товарных потоков.  Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Практика применения здесь таможенных платежей за последние пятнадцать лет показывает, что из-за несоответствия потребностям развития экономики и несовершенства механизма их администрирования страна несет значительные потери. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Доля таможенных платежей в федеральном бюджете 2010 года составила 52 %, т.е. половину доходной части. Такой высокий уровень таможенных доходов более характерен для развивающихся стран, чем для развитых. Российский таможенный тариф не оптимизирован для реализации ни фискальной, ни регулирующей функций. В современных условиях фискальные задачи не могут являться приоритетными. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары. Несовершенный механизм администрирования таможенных платежей следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам. Уклонение от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.

Таким образом, сегодня таможенные платежи не способствуют должным образом экономическому развитию страны. В условиях меняющейся экономической ситуации и трансформации мирового хозяйства Россия остро нуждается в пересмотре роли таможенных платежей в системе экономических отношений, ее переориентировании с решения чисто фискальных задач на содействие развитию высокотехнологичных отраслей экономики. Требуется разработка мер по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей.

В связи с вышеизложенным определение места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, исследование проблем их эффективного администрирования является научно и практически востребованным. 
Анализ научной литературы и практики позволяет сделать вывод о том, что между государственной политикой в отношении таможенных платежей, реальными условиями их администрирования и объективной потребностью общества в более полной реализации их функций сложились противоречия. Разрешение указанных противоречий будет способствовать разработке научной концепции места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений. Выбранная тема «Таможенные платежи как источник формирования доходов государственного бюджета» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

 

Цель работы – анализ порядка формирования таможенных платежей (как источника государственного бюджета). 
Предмет работы – таможенные платежи как источник формирования доходов государственного бюджета. 
Объект работы – общественные отношения в процессе формирования и уплаты таможенных платежей.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

- изучить понятие и структуру государственного бюджета;

-показать роль таможенных платежей в формировании доходов государственного бюджета;

- проанализировать динамику таможенных платежей;

-рассмотреть направления совершенствования таможенных платежей в Российской Федерации;

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие и структура государственного бюджета РФ

 

Раздел 1.1. Общие принципы построения бюджетной системы

 

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции  сводятся к перераспределению средств  и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Принципами бюджетной  системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему1.

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления  консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством  денежной системы. Помимо этого. Принцип  единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и  расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для  каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые  самостоятельно представительными  органами власти субъектов и местными органами власти2.

Решения представительных органов  власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные  соответствующим представительным органом власти, или доводятся  до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В  случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения3.

 

Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета

 

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями  расходов государственного бюджета  являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

  • определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
  • определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
  • определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
  • определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение4.

Расходы бюджета, предусмотренные  бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального  хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального  обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Информация о работе Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета