Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 252.26 Кб (Скачать)

необходимо сравнить ее относительные показатели с аналогичными других  стран

и определить, какую  позицию занимает наша страна в мире.

    Оценим  следующие относительные показатели  внешнего долга России:  общую

сумму внешнего долга  и его сумму в расчете на душу населения; темп  прироста

внешнего долга; внешний долг в процентах к  ВВП и экспорту [59, 35].

    На 1 января 1995 г. Россия занимала пятое   место  в  мире  по  величине

внешней задолженности (101,6 млрд. долл.) после  США  (688,6  млрд.  долл.),

Германии (301,0 млрд. долл.), Бразилии (151,1 млрд. долл.),  Мексики  (128,3

млрд. долл.). На 1 января 2000  г.,  по  некоторым  данным,  государственный

долг США достигает 5 трлн. долл., Японии – 3,5 трлн. долл. [59, 36].

    Причем  около половины государственного  долга развитых стран  приходится

на  гособлигации,  которыми  правительства  постоянно  покрывают   бюджетный

дефицит. При этом внешний долг США на 1 января 2000  г.  оценивается  в  700

млрд. долл. Место, занимаемое Россией по величине внешней  задолженности  на

начало 2000 г., как  видно, не изменилось [57, 102].

    Что  касается динамики внешнего долга,  оцениваемой  с  помощью   расчета

темпов прироста, то показатель России несколько выше среднемирового и  ниже,

чем у США и  Германии. Так, прирост внешнего долга  России  за  1996-1998  г.

описывается индексами  12,5%,  12,9%  и  13,0%;  в  то  время  как  для  США

характерны соотношения 9,8%, 13,0% и 13,3% за тот же период; для  Германии  –

5,5%, 13,7% и 13,5%.  Среднемировые  темпы  прироста  внешней  задолженности

государств за период 1996-1998 гг. составили  соответственно  8,5%,  9,9%  и

10,3% [59, 38].

    По показателю  величины  внешнего  долга   на  душу  населения  положение

России не столь  безнадежно: ее показатель в 8 раз ниже показателя Швеции,  в

4,5 раза – Германии  и более чем в 3 раза ниже  показателя США [59, 40].

    Так,  в расчете на 1985 г., 1990 г.,  1995  г.  и  прогноз  на  2000  г.

внешний долг на душу населения  в  Швеции  составляет  соответственно:  1936

долл. США, 2036 долл., 7570 долл. и  7100  долл.  Для  США  эти  цифры:  939

долл., 1831 долл., 2670 долл. и 2700  долл.;  для  России:  197  долл.,  403

долл., 650 долл., 850 долл.  [59,  40].  Это  говорит  о  том,  что  людской

потенциал обслуживания внешнего долга у нас достаточно большой. Среди  стран

с переходной  экономикой  Россия  стоит  на  восьмом  месте  после  Венгрии,

Югославии, Болгарии, Словении. Польши, Чехии и Словакии.

    Показатель  отношения  внешнего  долга   к  ВВП  определяет  возможность

обслуживания внешнего долга. На Европу, Северную Америку  и  Азию  приходится

соответственно 35%, 25 и 25% мирового ВВП. Доля РФ  в  мировом  производстве

пока невелика, ее ВВП не превышает 500  млрд.  долл.,  что  меньше,  чем  у,

например, Нидерландов. Отношение величины  внешней  задолженности  России  к

ВВП в последние  годы составляло несколько менее  40%.  Соотношения  внешнего

долга и ВВП  ряда стран характеризует таблица 2.7 [57, 104]. 

                                                                Таблица 2.7. 

                    Отношение внешнего долга к  ВВП (в %). 

|           |1985 г.   |1990 г.    |1995 г.   |2000 г. -    |

|           |          |           |          |прогноз      |

|Мексика    |42,1      |35,2       |34,2      |35,5         |

|Швеция     |12,3      |9,8        |33,5      |31,2         |

|Бразилия   |31,2      |27,4       |27,9      |28,1         |

|Россия     |9,8       |16         |35,7      |85           |

|Германия   |3,1       |7,2        |14,9      |13,5         |

|США        |5,6       |8,3        |10        |9            |

|Франция    |0,6       |0,6        |0,9       |1            | 

    Показатель  отношения внешнего  долга   к  экспорту  имеет  отличительную

особенность, состоящую  в том, что при превышении критической  отметки в  275%

может частично или  полностью списываться внешний  долг страны. У России  этот

показатель еще  не доходил до указанного уровня,  составляя  примерно  равные

величины с США  и большие, чем, например, у Швеции.

    Так,  в расчете на 1985 г., 1990 г.,  1995  г.  и  прогноз  на  2000  г.

показатель  отношения  внешнего  долга  к  экспорту  в   Швеции   составляет

соответственно: 53,5%, 30,6%, 111,5%,  115,0%.  Показатели,  характеризующие

положение США, - 104,1% в 1985 г., 117,7% в  1990  г.,  137,4%  в  1995  г.,

140,0% в 2000 г.; расчеты  применительно для России –  51,4%, 91,4%, 137,5%  и

200,0% [57, 105].

    Следовательно,  положение  России  не  является   кризисным   и   может

стабилизироваться после принятия соответствующих  мер. 
 
 

              3. Пути оптимизации государственного  долга россии 
 
 

    3.1.  Общие   принципы   организации   и   задачи   системы   управления

государственным долгом. 
 
 

    Словосочетание  «система  управления  долгом»   становится   все   более

популярным  в  экономическом  словаре  ученых  и  руководителей   финансовой

системы страны. Однако пока нет четкого представления  о том, что  включается

в систему управления долгом:

       - только выпуск, обслуживание и  погашение государственных бумаг;

       - либо активное управление,  включающее  вторичный  рынок,  выкупы  и

         доразмещение, свопы, регулирование  рисков и т.д. [37, 14].

    В первом  случае это является  только  проблемой  Минфина  России  и  по

государственному  внутреннему  долгу,  например,  данный  вопрос   полностью

решен,  включая  возможность  получения  в  режиме  реального  времени  всей

информации  по  долгу  в  разрезе  инструментов,  о  платежном  графике,  об

инвесторах  и  так  далее.  Но,  поскольку  государство   заинтересовано   в

выработке  наиболее  эффективного  механизма  управления  долгом,  оптимален

второй вариант.

    Под  управлением государственным долгом  в  теории  финансов  понимается

«совокупность  мероприятий  государства  по  выплате  доходов  кредиторам  и

погашению займов,  изменению  условий  уже  выпущенных  займов,  определению

условий и выпуску  новых государственных ценных бумаг» [67, 344].

    В   соответствии  с  действующим   Бюджетным  кодексом   РФ   «управление

государственным долгом Российской  Федерации  осуществляется  Правительством

Российской Федерации» [1, ст. 101].

    При  этом Российская Федерация   не  несет  ответственности   по  долговым

обязательствам  субъектов Российской Федерации  и  муниципальных  образований,

если указанные  обязательства не были гарантированы  Российской Федерацией;  а

субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования  не  отвечают  по

долговым обязательствам друг друга, если  указанные  обязательства  не  были

гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

    Право  осуществления государственных   внешних  заимствований  Российской

Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных  гарантий,

договоров поручительства другим заемщикам для привлечения  внешних  кредитов

(займов) принадлежит  Российской Федерации.  От  имени   Российской  Федерации

осуществлять внешние  заимствования может Правительство  Российской  Федерации

либо  уполномоченный  Правительством  Российской   Федерации   ответственный

федеральный орган  исполнительной власти.

    В процессе  управления государственным долгом  решаются следующие задачи:

       - минимизация стоимости привлекаемых  внешних займов;

       - снижение общих издержек по  обслуживанию внешнего долга;

      - повышение эффективности использования  привлекаемых ресурсов;

      - поддержание стабильности функционирования  политической  системы  и

        престижа государства;

      - обеспечение социальной стабильности;

      - сохранение национальной безопасности.

    Основная  цель политики, проводимой в настоящий  момент правительством РФ

в  области  управления  внешней  задолженностью,  состоит   в   упорядочении

отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых  графиков

платежей по его  долгам с  учетом  реальных  возможностей  обслуживания  этих

обязательств.

    В отношении   внутреннего  долга  стратегия   федерального  правительства

состоит  в  реструктуризации  задолженности   в   сторону   повышения   доли

среднесрочных  обязательств,  снижения  доходности  государственных   ценных

бумаг при сохранении их привлекательности.

    Цикл  управления государственным долгом  включает 3 стадии:  привлечение,

размещение (использование) и погашение.

    Управление   привлечением   долгового   финансирования   в    экономику

предполагает удержание  величины долга в  определенных  пределах.  Предельные

объемы  государственного  внутреннего  долга  и  государственного   внешнего

долга, пределы  внешних  заимствований  Российской  Федерации  на  очередной

финансовый год  утверждаются федеральным законом  о  федеральном  бюджете  на

очередной  финансовый  год  с  разбивкой   долга   по   формам   обеспечения

обязательств.

    Предельный  объем  государственных  внешних   заимствований   Российской

Федерации не должен превышать  годовой  объем  платежей  по  обслуживанию  и

погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

    Правительство   Российской   Федерации   вправе   осуществлять   внешние

заимствования  в  объеме  свыше   установленного   федеральным   законом   о

федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый   год   предельного   объема

государственных внешних заимствований, если при  этом оно осуществляет  такую

реструктуризацию  государственного  внешнего  долга,  которая   приводит   к

снижению расходов на его обслуживание, в рамках  установленного  предельного

объема государственного внешнего долга [1, ст. 106].

    Правительство  Российской Федерации имеет право  осуществлять  внутренние

(внешние) заимствования  с превышением установленного  федеральным  законом  о

Информация о работе Государственный долг