Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
вероятность их погашения в будущем за счет налоговых поступлений.
Трофимов
Г. в статье «Был ли
пирамидой?» [66, 109-119], используя ряд зависимостей, попытался ответить
на вопрос, происходила или нет стабилизация реального государственного
долга. Полученный вывод свидетельствует, что в 1993 – 1998 гг. российские
фискальные власти сознательно не раскручивали аналога «рулетки Понци» или
тем более схемы «финансовой пирамиды» на макроуровне. Скорее всего, речь
может идти о неудачной попытке элиминировать разрыв между мерами денежно-
кредитной сферы и налогово-бюджетной политики [66, 116].
Наилучшая, по мнению Трофимова Г., возможность, так и не использованная
фискальной властью, состояла в замене ГКО-ОФЗ на средне- и долгосрочные
еврооблигации в 1997, используя возможности благоприятной конъюнктуры
мирового рынка. Подобный шаг повысил бы ежегодные купонные доходы по
еврооблигациям на 1,3-1,4 млрд. долл. начиная с текущего года, но позволил
бы избежать дефолта по внутреннему долгу.
В целом
мнение Трофимова Г.
валютных обязательств является самой невыгодной и самой рискованной
стратегией управления государственным долгом. Здесь следует подчеркнуть,
что такую позицию разделяют не все экономисты. Так, Златкис Б. предлагает
все же реанимировать рынок ГКО. Рассуждения Златкис Б. сводятся к тому,
что, поскольку рынок ГКО-ОФЗ не предусматривает наличие номинального
держателя, это обеспечивает возможность Минфину РФ реализовывать свои
задачи по регулированию денежных потоков [37, 11]. Однако для повышения
эффективности использования государственного кредита она предлагает
выпускать новые краткосрочные инструменты с плавающей ставкой и снижающейся
доходностью.
2.4. Взаимосвязь
внутреннего и внешнего долга.
Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга
предопределяется общностью назначения привлекаемых государством
заимствований. Поэтому, как следует из опыта западных стран, все меньшую
значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний.
Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также
сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и
динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия
общего подхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также
процесс оперативного принятия необходимых решений [56, 56].
Однако отдельные страны придерживаются различных подходов к
регулированию соотношения между внутренним и внешним долгом. Так, в Новой
Зеландии, следуя принятой в 1994 г. программе, внешний долг будет полностью
погашен в 2000 году. Отказавшееся от внешних заимствований правительство
становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается,
что при этом повышается ликвидность государственных облигаций и снижаются
затраты по обслуживанию долга. В ряде же стран, например, Бразилии,
наоборот, стремятся
переместить государственные
на международный финансовый рынок. В результате бразильские корпорации
получают возможность размещать на внутреннем финансовом рынке свои
облигации на более благоприятных условиях [56, 56].
Значение
взаимосвязи внешнего и
что приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует
элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, нередко
сопровождающий налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на
снижение ставок налогообложения и расширение налоговой базы.
Эффект
вытеснения инвестиционного
кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за
повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового
финансирования бюджетного дефицита. Однако, если экономика первоначально
находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет
оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора
(рисунок 1) [15, 370].
Рисунок1.Возникший под влиянием роста процент-
ных ставок с R1 до R2 эффект вытеснения инвестиций с I1
до I2 эминируется их ростом с I2 до I3 в результате сдвига
кривой инвестиционного спроса из положения 1 в поло-
жение 2 на фоне оптимистических ожиданий инвесторов.
Таким образом, в известных обстоятельствах один и тот
же механизм
- долговое финансирование
фицита - может как вызвать эффект вытеснения частных
инвестиций, так и элиминировать его. Поэтому взвешен-
ная оценка
эффективности бюджетно-
тики в условиях
увеличения государственного
бует углубленного
макроэкономического анализа.
Элиминирование
эффекта вытеснения
чем выше международная мобильность капитала и активнее его приток в данную
страну под влиянием превышения внутренних рыночных ставок процента над их
среднемировым уровнем.
При долговом финансировании бюджетного дефицита ставки процента
поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая
фискальная политика сопровождается ограничением предложения денег в целях
снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита госбюджета
увеличивает спрос на деньги, а Центральный банк ограничивает их
предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует быстрый
рост процентных ставок.
Повышение
процентных ставок на
спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и
увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует
передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что
может вызвать сокращение национального производства в будущем.
Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги
сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту,
необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной
валюты повышается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.
Сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на
экономику: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслях снижается
занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное
стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не
только за счет эффекта вытеснения, но и за счет отрицательного эффекта
чистого экспорта,
ухудшающего состояние
текущих операций. Но одновременно приток капитала увеличивает внутренние
ресурсы и способствует относительному снижению процентных ставок на
внутреннем рынке. В итоге масштабы эффекта вытеснения относительно
сокращаются.
2.5. Проблемы
влияния государственного
Государственный
долг является составной
оказывая прямое и косвенное воздействие на такие ее элементы, как
государственный бюджет, денежно-кредитная и валютная системы, уровень
инфляции. Поэтому возможности его эффективного использования во многом
определяются общим уровнем развития экономики государства.
Между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией
дополнительного количества денег не существует автоматической связи.
Правительство может в течение длительного времени иметь дефицит
государственного бюджета. Если бюджетный дефицит достаточно мал, то
величина государственного долга относительно объема ВНП может даже
уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита бюджета. Если в экономике
страны существует устойчивый рост долгов, то государственный долг может
также расти, не выходя за пределы допустимой границы. И только тогда, когда
дефицит становится настолько велик, что рост государственного долга будет
значительно опережать рост доходов, в экономике возможен определенный ряд
проблем.
К сожалению,
в настоящее время в России
кредитные ресурсы
на потребление и обслуживание государственного долга.
Анализируя ошибки России в проведении политики внешнего заимствования,
Саркисянц А.Г. [62] отмечает, что главная из них состояла в несоответствии
ежегодных объемов новых внешних кредитов и займов размерам ежегодных
погашений основного
долга (см. таблицу 2.6) [62, 51].
Платежи по обслуживанию
государственных внешних
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Платежи |2,0 |2,2 |3,8 |6,4 |6,9 |5,7 |9,0 |9,5 |
|Займы |11,5
|6,3 |4,0 |8,0
|9,2 |9,2 |13,6 |0,5
|
Лишь два раза (в 1994-1995 годы) в законах о бюджете присутствовало
положение, согласно которому страна не может привлекать внешних
заимствований больше, чем производит выплат по обслуживанию и погашению
внешнего долга, однако впоследствии этот принцип уже не соблюдался.
Вторая
ошибка заключалась в неоптимальной