Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 252.26 Кб (Скачать)

которая и привела  к образованию пиков  платежей,  спровоцировавших  долговой

кризис. Если посмотреть  на  таблицу  2.6,  то  можно  ясно  увидеть  резкую

неравномерность платежей по годам [62, 52].

    Третьей  ошибкой явилась не продуманная   антикризисная  политика.  Меры,

применяемые  в  такой   ситуации   международным   финансовым   сообществом,

направлены, главным  образом, на  сокращение  внешней  ресурсной  зависимости

страны-должника,   а   также   предотвращение    значительной    девальвации

национальной валюты и внутренней  инфляции.  Сводятся  они  к  необходимости

сокращения  государственных  расходов  и  дефицита  госбюджета,  поддержанию

высоких процентных ставок, стимулированию национального  экспорта,  а  также

принятию   экстренных   и   согласованных   с   кредиторами   действий    по

реструктуризации  краткосрочных долговых обязательств.

    Трудность   состоит  в  том,  что   эти  меры   неоднозначны   по   общим

последствиям  для  национальной  экономики.  Так,  девальвация  национальной

валюты ухудшает бюджетно-финансовые условия обслуживания внешнего долга,  но

в кризисных условиях  она  становится  неизбежной  как  средство  увеличения

экспорта,  улучшения  платежного  баланса  и  снижения  бремени  внутреннего

долга.

    Однако  искомой экономической стабилизации  с  девальвацией  может  и   не

наступить.  В  преддверии  снижения  курса  национальной  валюты  из  страны

начинают  уходить  высокорисковые  портфельные  зарубежные  инвестиции.  Это

приводит к избыточному  давлению на курс национальной валюты,  подогреваемому

к тому же обычным  для  такой  ситуации  ажиотажным  спросом  на  иностранную

валюту.

    Рыночный  курс национальной валюты страны-должника  в  периоды  долгового

кризиса  способен  снизиться   по   отношению   к   паритету   покупательной

способности в  несколько  раз,  чем  резко  ускоряется  инфляция,  еще  более

сокращается импорт, нарастают трудности с обслуживанием  внешнего долга.

    В России  в августе-сентябре 1998 года  к   приведенным  выше  негативным

явлениям добавилось то, что фактическая девальвация  рубля  (в  три  раза  к

уровню его паритета) не повлияла на увеличение  российского  экспорта  из-за

преимущественно  сырьевой  его   структуры.   Он   даже   сократился   из-за

неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке  энергоносителей [62, 52].

    Рост  государственного долга и расходов  на его  обслуживание  влечет  за

собой следующие  негативные экономические последствия.

    Во-первых, выплата  процентов  по  государственному  долгу  увеличивает

неравенство  в  доходах,  поскольку   значительная   часть   государственных

обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части  населения.

    Во-вторых,   повышение   ставок   налогов   (как    средство    выплаты

государственного  внутреннего  долга  или  его  уменьшения)  может  подорвать

действие экономических  стимулов развития  производства,  снизить  интерес  к

вложению средств  в инновации, а также  усилить  социальную  напряженность  в

обществе и подорвать  экономический рост.

    В-третьих,  выплаты  процентов  или   основной  суммы  долга  иностранцам

вызывают перевод  определенной части реального продукта за рубеж.

    В-четвертых,  государство переносит реальное  экономическое бремя  своего

долга на  плечи  будущих  поколений,  то  есть  оставить  будущим  поколения

меньшие  по  размерам  основные  производственные  фонды.  Эта   возможность

связана с эффектом вытеснения, описанным в пункте 2.4.

    Кроме  того, рост внешнего долга снижает  международный авторитет  страны

и вызывает психологический  эффект, усиливая неуверенность  населения  страны

в завтрашнем дне.

    Существует  две  точки  зрения  на  влияние  государственного  долга   на

конечного потребителя: традиционная и рикардианская,  называемая  равенством

Рикардо.

    Согласно  традиционной точке  зрения,  государственные  займы  –   фактор

уменьшения  национальных  сбережений  и  сдерживания  накопления   капитала.

Сокращение сбережений  приводит  к  росту  ставки  процента,  что  оказывает

сдерживающее  влияние  на   инвестиции,   приводит   к   уменьшению   уровня

капиталовооруженности и снижению объема производства. Это  сокращает  размеры

потребления и  снижает уровень экономического  благосостояния.  Со  временем,

по мере изменения  цен, в экономике  восстанавливается  естественный  уровень

производства, а  рост совокупного спроса приводит к  повышению уровня цен.

    Модель  открытой  экономики  предполагает,  что  результатом  сокращения

национальных сбережений является положительное сальдо  торгового  баланса  и

бюджетный  дефицит.  И,  хотя  приток  капитала   из-за   границы   смягчает

воздействие изменений  бюджетно-налоговой политики  на  накопление  капитала,

при этом данное государство  становятся  должником  других  стран.  Изменение

бюджетно-налоговой  политики также приводит к  повышению  курса  национальной

валюты, что делает зарубежные товары в  данной  стране  дешевле,  а  местные

товары за рубежом - дороже.

    Таким  образом, в долгосрочном плане  сокращение национальных  сбережений

приведет  к  уменьшению  размеров  накопленного  капитала  и  росту  внешней

задолженности. Поэтому  объем национального продукта снизится, а доля  в  нем

внешнего долга  возрастет.

    Конечные  результаты  воздействия  внутренней  задолженности  (например,

вызванной  снижением  налогов)  на   экономическое   благосостояние   страны

предполагают, что  жизнь современного  поколения  улучшится  благодаря  росту

дохода и занятости, а бремя последствий нынешнего  бюджетного дефицита  ляжет

в основном на плечи  будущих поколений.

    В соответствии  с рикардианской точкой зрения, государственный  долг  не

влияет на сбережения и накопление капитала. В современной  теории  поведения

потребителей подчеркивается, что поскольку  потребители  в  своих  поступках

учитывают интересы будущего, то потребление  не  может  зависеть  только  от

текущего  дохода.  Предусмотрительность  потребителя  занимает   центральное

место в гипотезе жизненного цикла Франко Модильяни  и в гипотезе  постоянного

дохода Милтона  Фридмана.

    Так,  заботящийся  о  будущем   потребитель  понимает,  что   наличие   в

настоящее  время  государственного  долга  означает  повышение   налогов   в

будущем. При снижении налогов, финансируемом за счет роста  государственного

долга,  сами  налоги  не  уменьшаются:  они  просто  перераспределяются   во

времени. Общий  принцип заключается в том, что  сумма  государственного  долга

равна сумме будущих  налогов. Эта точка зрения, известная  как  рикардианское

равенство, названа  так в честь экономиста XIX века Давида Рикардо.

    Поэтому  домашние хозяйства сберегают  прирост располагаемого дохода  для

оплаты  предстоящего  в  будущем  повышения  налоговых  обязательств.   Этот

прирост  личных  сбережений  равен  по  величине  снижению   государственных

сбережений.  Национальные  сбережения  -  сумма  личных  и   государственных

сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов  не  приводит  к

тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

    Из логики  анализа равенства Рикардо не  следует тем не менее, что   любые

изменения  в  бюджетно-налоговой  политике  бесполезны.   Если   потребитель

считает, что снижение  налогов  не  вызовет  роста  налогов  в  будущем,  он

увеличит расходы  на  потребление.  Однако  именно  снижение  государственных

расходов, а не уменьшение налогов, стимулирует  потребление,  поскольку  это

предполагает, что  через некоторое время налоги уменьшатся.

    Для  количественного описания взаимосвязи  между государственным долгом  и

будущими налогами следует предположить, что экономика  функционирует  только

в течение двух периодов. При этом первый период  представляет  настоящее,  а

второй - будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые  поступления  в

течение обоих  периодов соотносятся с государственными  закупками  в  эти  же

периоды.

    В первом  периоде  государство  собрало   налоги  Т1.  а  объем  закупок

составил С1, во втором периоде оно собрало налогов  Т2 и осуществило  закупки

на сумму  С2.  В  связи  с  тем,  что  правительство  может  допустить  либо

бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги  и  затраты

в   каждый   отдельный   период   не   обязательно   должны    быть    тесно

взаимосвязанными.

    В первый  период бюджетный дефицит   равен  государственным  расходам  за

вычетом налогов:

                 D = G1-T1                               (6)

    где  D - дефицит. Правительство финансирует  этот дефицит  путем  продажи

соответствующего  количества  государственных  облигаций.  Во  второй  период

государство должно собрать необходимую для  выплаты  задолженности  (включая

накопленные проценты) и для оплаты государственных  закупок за второй  период

сумму налогов, то есть:

              T2=(1+r)*D+G2 = (1+r)(G1-T1)+G2,             (7)

     где  r - ставка процента.

    Это  уравнение показывает зависимость  между объемом закупок и налоговыми

поступлениями в  каждый из периодов. Преобразовав его  в виде:

получим тождество, называемое государственным  бюджетным  ограничением.  Оно

показывает, что  приведенная стоимость государственных  закупок равна  текущей

приведенной стоимости  налоговых поступлений.

    Государственное   бюджетное   ограничение   показывает,   как   нынешние

изменения в бюджетно-налоговой  политике связаны  с  изменениями  политики  в

будущем. 

                                  Рис. 2.Финансируемое за счет

                                  государственного долга снижение  налогов

Информация о работе Государственный долг