Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
номиналом 62,5 долл. [42, 40].
Сумма обслуживания
долл. Облигации IANs будут обменены также на еврооблигации, но с дисконтом
в 37,5% от их номинала. В первые шесть месяцев после выпуска доход по этим
еврооблигациям составит 2,25%, в последующие шесть месяцев – 2,5, далее в
течение шести лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного
погашения – 7,5%. На сумму просроченных платежей (2,8 млрд. долл.) выпущены
еврооблигации с 10-летним сроком погашения, шестилетним льготным периодом и
более высоким процентом – 8,25% [73, 22].
Эта схема существенно
период 2001-2008 гг. составили бы ежегодно от 14,5 до 17 млрд. долл. В
результате соглашения в 2000 г. предстоит выплатить 0,5 млрд. долл., в 2001
г. – 0,8 млрд. долл., в 2002 г. – 1 млрд. долл. Но общая сумма долга с
учетом процентов нарастает. В 2019-2020 гг. придется платить по 6-8 млрд.
долларов. Таким образом, долговое бремя переносится на будущие поколения
[42, 40].
Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2
млрд. долларов, или 38% нового российского долга.
Наиболее
крупные кредиты Россия
|Фина|Виды|Сумма,|Сроки
|Использ|Условия
|нсов|кред|млрд. |использования|ование
|
|ый |итов|долл.
|
|странов|
|год |
| |
|ой |
| |
| |
|квоты, |
| |
| |
|% |
|1992| |0,492 |5 лет с |16,7 |Удержание дефицита госбюджета в |
| |
| |отсрочкой от |
|определенных рамках и
| | | |оплаты в | |за приростом денежной массы |
| |
| |течение 3 лет|
|
| |
| |и 3 месяцев |
|
|1993|Перв|0,753 |10 лет с |25 |Удержание дефицита госбюджета в |
| |ый | |отсрочкой | |определенных рамках и контроль |
| |тран|
|погашения в |
|за приростом денежной массы,
| |ш
| |течение 4,5 |
|однако в существенно
| | | |лет | |по сравнению с предыдущим |
| |
| |
| |кредитом варианте
|1994|Втор|0,753 |10 лет с |25 |Аналогичные предыдущему. Плюс |
| |ой | |отсрочкой | |либерализация ВЭД включая |
| |тран|
|погашения в |
|ликвидацию нетарифных мер
| |ш
| |течение 4,5 |
|регулирования экспорта
| |
| |лет
| |
|1995| |2,954 |5 лет, с |100 |В целом аналогичные предыдущим. |
| | | |отсрочкой | |В области ВЭД были взяты |
| |
| |погашения на |
|обязательства по ликвидации
| | | |3 года и 3 | |внешнеэкономических льгот, |
| | | |месяца на | |либерализации нефтяного экспорта|
| | | |каждый | |и отмене до 1 января 1996 г. |
| | | |отдельный | |всех экспортных пошлин. |
| |
| |транш
| |
|1996| |10,2 |10 лет с | |Ликвидация экспортных пошлин на |
|-98 | |
|отсрочкой |
|газ и нефть с одновременным
| |
| |погашения в |
|компенсирующим повышением
| |
| |течение 4,5 |
|акцизов. Неприменение
| |
| |лет на каждый|
|ограничений на импорт
| |
| |транш
| |Отмена обязательной
| | | | | |предтаможенной экспертизы |
| | | | | |экспортируемых товаров. |
| |
| |
| |Выполнение ежемесячных
| | | | | |индикативных показателей |
| | | | | |денежно-кредитной и |
| |
| |
| |налогово-бюджетной
программ |
Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:
- наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
- наличие
утвержденного до начала
бюджета;
-
сохранение стабильного
Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых
соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком
РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются
основные параметры макроэкономической политики России на период
кредитования.
Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало
предоставление ей резервного кредита «Stand-by» № 1 в 1992 г., программа
кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-
by» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена
лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой
стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного
дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.
Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального
бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную
роль играла дальнейшая
либерализация внешней
В начале декабря 2000 г. Международный валютный фонд объявил об
ужесточении условий предоставления кредитов. Долгосрочные займы станут
более дорогими, раздача кредитов по первому запросу прекратится.
Несмотря на то, что в бюджет-2001 уже «заложен» кредит МВФ на 1,75
млрд. долл., переговоры о предоставлении России этих средств пока что не
завершены. Выполнение основных требований Фонда, в числе которых важное
место занимают реформы российских естественных монополий, в настоящий
момент только началось, и новый транш кредита до появления первых реальных
результатов может быть и не получен [38].
Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений,
складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен
ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма
льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не
обусловленные и
обусловленные определенными
коррекции своей структурной экономической политики. В качестве примера
государственных внешних заимствований можно представить Программу
заимствований за 1997 г. (см. Приложение 4) [14, 281].
Все
займы МБРР предоставлялись
на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение
начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый
реабилитационный заем (1993 г.) и третий заем на структурную перестройку
экономики (1998 г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно
[39, 25].
МБРР
предоставляет моновалютные и
мультивалютные займы. По
займам в качестве базы определения процентной ставки используется
долларовый Libor, к которому добавляется маржа МБРР. Ставки меняются раз в
месяц. В конце 1998 г. ставка колебалась в пределах 6-6,1%. Проценты по
мультивалютным займам определяются на основе «стоимости квалифицированного
заимствования» и изменяются раз в полгода. В конце 1998 г. процентная
ставка по этим займам составляла 6,9%.
Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые
(бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, предоставляющиеся
конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая
оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-
экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств
предоставляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе) [39, 25].
По инвестиционным займам МБРР основные закупки проводятся на конкурсной
основе посредством участия в международных тендерах. Ограничение участия
поставщиков товаров и оказания услуг какой-либо стране не допускается.
В 1993-1998 гг. России было выделено 8 бюджетзамещающих (финансовых)
займов на 6,2 млрд. долл. (57% суммы портфеля), в том числе в 1993 и 1995
гг. соответственно первый и второй реабилитационные займы – 1,2 млрд. долл.
Остальные бюджетзамещающие займы были следующими: в 1996 г. 500 млн. долл.
для финансирования угольной промышленности и в 1998 г. – 800 млн. долл.; на
структурную перестройку экономики в 1997 г. 600 млн. долл. и в 1998 г. –
0,8 млрд. долл. и 1,5 млрд. долл.; в 1998 г. на финансирование структурной
перестройки системы социальной защиты – 800 млн. долл.
В портфеле займов МБРР инвестиционные займы составляют 41%, из них
наибольший объем средств – 1,82 млрд. долл. или 39% предназначен для
сектора инфраструктуры и окружающей среды, энергетический – 1,16 млрд.
(25%), социальный сектор – 0,74 млрд. (16%), финансовый и реформирование
предприятий – 0,66 млрд. (14%), на сельское хозяйство и институциональное