Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа

Описание работы

Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123

Работа содержит 1 файл

Государственный долг.docx

— 252.26 Кб (Скачать)

основном  только  по  погашению  кредитов,  полученных  от  США),  но  и  ее

платежеспособность  вскоре  была  серьезно  подорвана   вследствие   бегства

капитала,  сокращения  объемов  экспорта  нефти  и  газа  и  нерационального

распоряжения валютными  средствами.

    Здесь  также можно упомянуть,  что   решение  проблем  внутреннего   долга

бывшего СССР было  определено  специальным  соглашением  1992  г.  Участники

приняли на себя  обязательства  по  погашению  государственного  долга  СССР

перед населением в суммах пропорционально остатку  задолженности,  числящейся

на  балансах  учреждений  Сбербанка  СССР  на  территории  каждого  из  них.

Остальная задолженность  Госбанку СССР, Госстраху СССР  и  т.д.  должна  быть

возвращена  из  соответствующей  доли  каждого  участника  в   произведенном

национальном  доходе  и  использованном  объеме  капитальных   вложений   из

союзного бюджета [50, 355].

    К концу  1993 г. общая сумма просроченных  и срочных  платежей  составила

17 млрд. долл. Кроме  того,  платежи  по  долгам  бывшего  СССР  коммерческим

банкам, срок которых  наступил в 1992 и 1993 гг., составили  13  млрд.  долл.

[58, 30]. В  результате  2  апреля  1993  г.  было  подписано   соглашение  о

реструктуризации  обязательств  перед  официальными  кредиторами  со  сроками

погашения в 1992 и 1993 гг. Общий объем этих  обязательств  составлял  около

15 млрд. долл., срок  погашения реструктурированных  обязательств  –  10  лет,

включая пятилетний льготный период. Со своей стороны  Россия приняла на  себя

всю  полноту  ответственности  по  погашению  долгов  бывшего  СССР   и   за

выполнение любых  обязательств, которые могут  возникнуть  в  этой  связи,  и

стала правопреемницей  СССР по зарубежным активам Союза. 
 
 

    2.2. Современное  состояние внешнего долга Российской  Федерации. 
 

    Унаследованные   Россией   долги   состояли,   главным   образом,    из

среднесрочных и  краткосрочных  кредитов,  и  их  основная  масса  подлежала

погашению в 1992-1995 гг. Несмотря на нерациональную  структуру,  они  могли

быть погашены и без  инфляционного  финансирования  дефицита  и  привлечения

новых займов. В  первой половине 90-х годов  средняя  ставка  по  российскому

долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при  задолженности  в  70

млрд. долл. ежегодный  процент составил бы примерно  4,9  млрд.  долл.  Кроме

того, каждый год  должна была оплачиваться и определенная  часть  самого  70-

миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300  млрд.

долл. в год, следовательно, проценты по  кредитам  составляли  порядка  1,6%

общего государственного дохода.

    Однако  ошибки во внутренней и внешней  политике в 1990-1993 годы привели

к  возрастанию  суммы  и  стоимости  долга,  и,  как  следствие,   ухудшению

положения страны. В итоге Россия вышла на мировую  валютно-кредитную арену  в

положении международного банкрота, или  так  называемого  «государства  ТОД»

(«с трудностями  в обслуживании долгов») [20, 21].

    Основные  параметры,  характеризующие   объем,  структуру   и   динамику

государственного  долга в 1994-1998 гг., отражены в таблице 2.1 [25, 23].

    По данным  таблицы 2.1, за четыре года абсолютная  величина  внутреннего

долга в текущих  ценах выросла в 29 раз, достигнув  к 1 января 1998  г.  суммы

в 

                                                                Таблица 2.1.

       Объем и структура государственного  долга Российской Федерации. 

|Государственный  долг                |На 1 января года                    |

|                                    |1994  |1995  |1996  |1997  |1998  |

|Внутренний, трлн. руб.[1]           |17,2  |88,4  |196,8 |372,6 |499,6 |

|Внешний, трлн. руб. / млрд. долл.   |140,5 |425,6 |558,6 |695,0 |779,6 |

|США, в том  числе:                   |112,7 |119,9 |120,4 |125,0 |130,8 |

|долг бывшего  СССР, принятый на себя |129,3 |385,5 |477,9 |560,5 |582,9 |

|РФ                                  |103,7 |108,6 |103,0 |100,8 |97,8  |

|долг Российской  Федерации           |11,2  |40,1  |80,7  |134,5 |196,7 |

|                                    |9,0   |11,3  |17,4  |24,2  |33,0  |

|Внутренний, % к  ВВП                 |10,0  |14,0  |13,4  |18,1  |19,3  |

|Внешний, % к ВВП                    |61,3  |43,0  |33,7  |28,9  |30,1  | 

499,6 трлн. руб. Если  в начале 1994 г. внутренний долг  равнялся  10,0%,  то

на 1 января 1998 г. этот показатель  составил  19,3%,  увеличившись  на  9,3

процентных пунктов. Это означает, что в  рассматриваемый  период  внутренний

долг вырос как  абсолютно, так и относительно [25, 23].

    Внешний  долг увеличился с 112,7 млрд. долл.  до  130,8  млрд.,  или  на

16,1%. При этом  долг бывшего СССР, принятый на  себя Россией, сократился,  но

задолженность  по  внешним  займам,  предоставленным  Российской  Федерации,

проявила сосем  иные тенденции. К началу  1998  г.  долг  возрос  на  266,7%,

достигнув величины в 33,0 млрд. долл. Доля  нового,  собственно  российского

долга в общей  сумме внешней задолженности  увеличилась с 7,8% на начало  1994

г. до 25,2% к концу 1997 г., то есть в 3,2 раза. В 1998 г.  проявившие  себя

негативные тенденции  сократились, внешний долг возрос до 141,5 млрд. долл.

    В начале 1998 г. общий уровень долговой  нагрузки составил 49,4% ВВП.  В

результате  девальвации  рубля   17   августа   1998   г.   произошел   рост

государственного  долга с 52% до 120% ВВП.

    В течение  1999 г.  внешних  заимствований   на  финансовых  рынках  было

произведено еще  меньше,  чем  в  1998  г.,  на  сумму  примерно  в  4  млрд.

долларов.

    Современное  состояние внешней задолженности  России в I  полугодии  2000

года характеризует  Приложение 1 (текстовой вариант  и таблица) [53].

    За счет  внешних  заимствований  во  второй  половине  90-х  гг.  Россия

покрывала до 50%  бюджетного  дефицита  страны.  Это  объясняется  тем,  что

заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем  на

внутреннем. И, тем  не менее, расходы на обслуживание долга  увеличиваются  из

года  в  год.  В   1996   году   они   составляли   13,34%   всех   расходов

государственного  бюджета, в 1997 г. – 14,78%, в 1998 г. – 24,83%, в 2000  г.

– 27,5%.

    Графики  платежей по обслуживанию долга  составляются достаточно часто   в

связи с внесением  изменений, вызванным  переносом  сроков  платежей.  Однако

общую тенденцию  роста абсолютных значений расходов на обслуживание  внешнего

долга можно проследить по графику платежей по обслуживанию  внешнего  долга,

составленному, например, еще в 1996 г. (Приложение 3).

    В федеральном   бюджете  на  2000  г.  на  обслуживание  внешнего  долга

выделено лишь 10,2 млрд. долл. при необходимых 15,2 млрд. долл.  по  графику

(до  новых   реструктуризаций).  В  дальнейшем  России  по  графику  платежей

предстояло бы выплатить: в 2001 г. – 14,6 млрд. долл.,  в  2002  г.  –  14,6

млрд. долл., 2003 г. – 20,5 млрд. долл., 2004 г. – 14,7 млрд. долл.  и  2005

г. – 15,9 млрд. долл., что практически вряд ли возможно [42, 39].

    Следует  отметить, что в I полугодии 2000 г. график платежей соблюдался,

за 6 месяцев 2000 г. было выплачено, как  и  намечалось,  5,47  млрд.  долл.

(Приложение 3 [53]).

    В   настоящее  время  внешний   долг  России  складывается  из   кредитов

Парижского и  Лондонского клубов кредиторов, кредитов  СССР  по  двусторонним

соглашениям,  кредитов,  выданных  России  с   1992   г.   по   двусторонним

соглашениям, кредитов международных финансовых организаций -  Международного

валютного  фонда  (МВФ)  и  Мирового  банка  (МБ),  рыночных  займов  России

(еврооблигаций).

    На мировом  рынке  также  обращается  часть  внутреннего  долга   России,

оформленного в  валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто  они  включаются  в

объем  внешнего  долга   России,   особенно   в   исследованиях   зарубежных

экономистов.  Динамику  внешнего  долга  Российской  Федерации  по   составу

кредиторов за период 1996-1998 гг. характеризует таблица 2.2 [70, 22].

                                                                Таблица 2.2.

                   Внешний долг по кредиторам, млрд. долл. 

|Показатель                              |1996   |1997  |август |

|                                        |       |      |1998   |

|Весь внешний  долг, в том числе:         |134,6  |133,1 |151,5  |

|Долг Правительства  России, включая      |24,2   |32,1  |53,4   |

|Долг международным  организациям         |15,3   |18,7  |26,7   |

|Бонды                                   |1      |4,5   |15,8   |

|Кредиты по  правительственной линии      |7,9    |7,6   |9,6    |

|Коммерческие  кредиты                    |0      |1,3   |1,3    |

|Долг бывшего  СССР, в том числе:         |100,8  |91,4  |88,5   |

|Долг международным  организациям         |0      |0     |0      |

|Бонды                                   |0,1    |0,1   |0,1    |

|Кредиты по  правительственной линии      |61,9   |56,9  |56,9   |

|Коммерческие  кредиты                    |38,8   |34,4  |31,5   |

|Бонды Минфина  России                    |9,6    |9,6   |9,6    | 

Примечание. В данном случае Хейфец А.Б. учитывает и обязательства  по  бондам

         Минфина  России,  которые   формально   не   являются   официальным

         государственным   долгом   и   даже   классифицируются    западными

         финансистами как внутренний  долг. Однако фактически в   России  этот

         долг имеет статус государственного. 

    Как  можно видеть и из  таблицы  2.2,  правительство  России  выработало

принципы разделения  долгов  страны  на  собственно  «российские»,  то  есть

возникшие начиная  с 1992 г., и «советские», т есть  образовавшиеся  до  1992

г.  Правительство  готово  погашать  текущие  обязательства   полностью   по

«российскому» долгу  и  стремится  реструктурировать  долг  «советский»  [45,

100].

    В структуре  валютного  долга  России,  таким  образом,  можно  выделить

следующие основные элементы:

    1. Советский  долг.  Сюда  относятся  задолженности:  Лондонскому  клубу

Информация о работе Государственный долг