Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно
техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам –
все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного
кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный
государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по
кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти,
государственным объединениям и т.п. [67, 336].
Функционирование государственного кредита ведет к образованию
государственного долга. Государственный долг, таким образом, - это величина
задолженности (внутренней и внешней) государства своим кредиторам.
Государственный
долг подразделяется на
относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств
государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам
и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил [67, 422].
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса России, «государственный или
муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных или
муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской
Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием
гарантией (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие
обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих
лиц.» [1, ст. 6].
Под государственным или муниципальным займом (заимствованием)
понимается «передача в собственность Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации или муниципального образования денежных средств,
которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или
муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой
процента (платы) на сумму займа.» [1, ст. 6].
Согласно
статье 89 государственные заимствования
определяются как «займы, привлекаемые от физических и юридических лиц,
иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым
возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или
гаранта погашения займов другими заемщиками.»
Таким образом, следует различать государственный долг и
общегосударственный долг, который включает задолженность не только
Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в
состав государства.
Так, различают государственный долг субъекта Российской Федерации
представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта Российской
Федерации, и муниципальный долг – совокупность долговых обязательств
муниципального образования. Они обеспечиваются всем имуществом, находящимся
соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или
муниципального образования.
Основной при анализе государственного долга является разбивка его на
внутренний и внешний. Однако в настоящее время вопросы четкие критерии
такого деления отсутствуют.
Большинство монографий по теории финансов содержит определения внешнего
государственного долга как долга перед нерезидентами и внутреннего
государственного
долга как долга перед
В же российской бюджетной практике сложился принципиально иной подход.
В действовавших до введения в действие Бюджетного кодекса законах РФ «О
государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятом 13 ноября
1992 г., и «О государственных внешних заимствованиях», принятом 26 ноября
1994 г., в основу
классификации положены два
это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором – источник
заимствований.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 13 ноября 1992 г. «О
государственном внутреннем долге Российской Федерации», «государственным
внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства
Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской
Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено
законодательными актами Российской Федерации» [2, ст. 1].
К долговым
обязательствам федерального
полученные Правительством РФ, государственные займы в форме ценных бумаг,
выпущенных от имени Правительства РФ, другие обязательства в денежной
форме, гарантированные Правительством РФ. Долговые обязательства бывшего
СССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации
только в части, принятой на себя Российской Федерацией [2, ст. 2].
В соответствии с законом от 26 декабря 1994 г. «О государственных
внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах,
предоставляемых Российской Федерацией» государственными внешними
заимствованиями Российской Федерации являются «привлекаемые из иностранных
источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных
организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные
финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых
средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.
Государственные
внешние заимствования
государственный внешний долг Российской Федерации.» [3, ст. 1].
Критерии
«рубль-доллар» и «резидент-
внутренний и внешний практически совпадали только до тех пор, пока на
территории действовали ограничения на проведение валютных операций и все
внешнеэкономические операции проводились в конвертируемой валюте, а
внутриэкономические - в рублях.
В целом
такой дуализм затрудняет
приводить к возникновению курьезных ситуаций. Их примером является не
включение до 1997 г. долга по внутреннему валютному займу ни во внутренний,
ни во внешний государственный долг. Этот заем номинирован в долларах США,
но его размещение проводилось среди резидентов [25, 24].
С формальной точки зрения внешними займами называются займы,
заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной
валюте. Но по существу под внешними займами следует понимать те, которые
находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может
попасть в руки иностранцев и обратно [25, 24]. Этот вывод можно подтвердить
оценкой ситуации, сложившейся с заимствованиями на рынке ГКО-ОФЗ.
Изначально этот рынок ориентирован на работу с внутренними инвесторами и до
середины 1996 г. присутствие нерезидентов на нем было незначительным. С 15
августа 1996 г. были сняты многие ограничения на деятельность иностранных
инвесторов, и их доля на рынке возросла. Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ – это
рублевый внутренний рынок, правительство и Банк России делали все для более
широкого привлечения на него средств из иностранных источников. Но когда в
период финансового
кризиса нерезиденты стали
ценные бумаги, для расчетов потребовалось значительное количество
иностранной валюты, что и привело к приостановке выполнения своих
обязательств государством.
В целом в последнее время четко просматривается тенденция на
закрепление в качестве признака классификации долга на внутренний и внешний
источника заимствований – внутренний или внешний кредитор.
Хотя
ст. 6 Бюджетного кодекса РФ
«- внешний
долг – обязательства,
- внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской
Федерации» [1, ст. 6].
Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом
Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации
перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными
организациями и иными
ст. 97].
Государственный
долг РФ полностью
федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
- кредитных
соглашений и договоров,
Федерации с кредитными
международными финансовыми организациями, в пользу указанных
кредиторов;
- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской
Федерации;
- договоров о предоставлении государственных гарантий Российской
Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по
обеспечению исполнения
- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный
долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от
имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств
Государственные
долговые обязательства
основаниям. Так, Дробозина Л.А. предлагает следующую классификацию:
1. По
субъектам заемных отношений
– займы, размещаемые
территориальными органами