Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:32, дипломная работа
Задачами дипломной работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его
составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования
государственного долга России;
- изучение предпосылок возникновения и роста государственного долга;
- проведение исследований в области истории долгового финансирования
дефицита бюджета России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего
государственного долга;
- оценка влияния государственного долга на экономику России;
- анализ путей оптимизации внешней и внутренней задолженности
Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1. Экономическая сущность и нормативно-правовое регулирование
государственного долга России. 6
1.2. Механизм роста государственного долга. 12
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
24
2.1. История внешнего долгового финансирования
дефицита бюджета России. 24
2.2. Современное состояние внешнего долга Российской Федерации. 31
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации. 46
2.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. 58
2.5. Проблемы влияния государственного долга на экономику России 61
3. Пути оптимизации государственного долга россии 74
3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления
государственным долгом. 74
3.2. Методы управления государственным долгом. 83
3.3. Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного
долга России. 101
Заключение 113
Список использованной литературы 117
Приложения 123
| | | | | |ьно |увеличиваются|
|Денежное
|Снижает|Расширя|Увеличи|
|финансировани|ся |ются |вается | | | |
|е
| |
| |
| |
|
предназначенные на финансирование капитальных вложений, расширяется база
для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики,
улучшается состояние платежного баланса.
В СССР бюджет сводился с дефицитом с 1985 г. В 1987 г. он составил
8,4%, а начиная с 1988 г. - представлял собой двузначную цифру. В 1991 г.
ситуация с бюджетом вышла из-под контроля, что отражает таблица 1.2 [30,
224].
Дефицит бюджета в СССР (% к
ВВП).
|Год |1985 г. |1986 г. |1987 г. |1988 г. |1989 г. |1990 г. |1991 г. |
|Дефицит |2,5 |2,5 |8,4 |11,0 |13,0 |15,0 |25,0 |
|бюджета |
| |
| |
| |
|
Основными
причинами резкого скачка
начале 90-х годов в экономике России явились:
- низкая эффективность
результативностью
- нерациональная структура бюджетных расходов (крупные
государственные инвестиции и
военные расходы, кредиты
странам) [67, 295].
Таблица 1.3 содержит данные о размерах дефицита федерального бюджета
России и источниках его покрытия в 1993-1996 гг. [34, 171].
Источники покрытия дефицита
федерального бюджета России.
|Показатель |1993 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |
| |трлн. |% |Трлн. |% |трлн. |% |трлн. |% |
| |руб. | |руб. | |руб. | |руб. | |
|Дефицит |16,7 |100 |60,5 |100 |73,0 |100 |88,6 |100 |
|Кредиты |9,9 |59,3|48,1 |79,5|0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |
|Центрального | | | | | | | | |
|банка РФ | | | | | | | | |
|Займы на |0,2 |1,2 |6,9 |11,4|47,6 |65,2|56,1 |63,3|
|внутреннем | | | | | | | | |
|финансовом рынке | | | | | | | | |
|Иностранные займы|1,5 |9,0 |5,5 |9,1 |25,4 |34,8|32,5 |36,7|
|Другие источники
|5,1 |30,5|0,0 |0,0 |0,0
|0,0 |0,0 |0,0 |
Как следует из представленных в таблице 1.3 данных, за анализируемый
период дефицит бюджета возрос в 5,31 раза. При этом в течение 1993-1994 гг.
источниками финансирования дефицита бюджета в основном служили кредиты
Центрального банка, которые, согласно действующему ныне Бюджетному кодексу
РФ, уже не могут быть использованы в таком качестве в настоящее время. В
1995-1996 гг. главными источниками покрытия бюджетного дефицита стали
внутренние заимствования, доля которых были примерно одинаковой в общей
величине бюджетного дефицита на протяжение всего периода (65,2 в 1995 г. и
63,3% в 1996 г.).
Таблица
1.4 характеризует исполнение
финансирования
его дефицита в 1997-1999 гг. [51].
Исполнение федерального
финансирования дефицита в
|Показатели исполнения
|федерального бюджета | | | |
|
|
|ДОХОДЫ, всего |313.7 |12.4|299.3 |11.|611.7 |13.|
|
|- в том числе налоговые доходы |262.6 |10.4|253.0 |9.4|505.0 |11.|
|
|РАСХОДЫ, всего
|
|ДЕФИЦИТ, всего
|- внутренние источники покрытия |140.0 |5.6 |85.1 |3.2|53.6 |1.2|
|- внешние источники покрытия |49.2 |2.0 |91.4 |3.4|47.4 |1.1|
|Справочно:
|ВВП, млрд. руб. |2521.9 |2684.5 |4476.1 |
|Обслуживание государственного |41,4 |106,6 |99,4 |
|долга, млрд. руб. | | | |
|Обслуживание государственного |1,6 |4,0 |5,4 |
|долга, % к ВВП | | | |
|Обслуживание государственного |4,9 |14,2 |16,9 |
|долга, % к итогу
бюджета |
| |
|
Примечания:
* данные рассчитаны
по новой бюджетной
** млрд. деноминированных рублей
Последние 3 строки
взяты из [48, 8-9].
Согласно приведенным в таблице 1.4 данным, в 1997 г. основным
внутренним источником финансирования дефицита федерального бюджета являлись
государственные краткосрочные облигации (ГКО), в 1998 г. – облигации
федеральных займов (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД), в 1999 году – облигации федеральных
займов и облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ).
Кроме того, таблица 1.4 показывает негативную тенденцию замещения
внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета
внешними. Так, уже в 1998 г. внешних займов было привлечено на сумму,
превышающую сумму внутренних займов на 6,3 млрд. руб. (91,4 млрд. руб. и
85,1 млрд. руб. соответственно). Причиной этого послужило отсутствие
бюджетной эффективности рынка государственных долговых обязательств,
следствием –
увеличение внешней зависимости
России.
2. Характеристика
современного состояния
2.1. История
внешнего долгового
Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без
предварительного изучения истории вопроса.
Поскольку,
как свидетельствуют данные
бюджета России в последние годы в основном покрывался за счет внешних
заимствований, особое внимание следует уделить именно внешним источникам
финансирования дефицита бюджета России.
Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй
в 1769 году в Голландии под 5% годовых. Голландцы являлись основными
кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815 г. долг
перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы
не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в
истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был
окончательно погашен только через 76 лет – в 1891 г [58, 25].
Со второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую
нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены
значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и
железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание
договора с США (18 марта 1867 года), когда была продана Аляска за 7,2 млн.
долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону
русских поселений в Северной Америке.
В конце
прошлого века российским
золотых займов, которые впоследствии были также реструктуризированы.
Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде
государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были
решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли
внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание
экономической независимости и максимально возможного национального
самообеспечения.
Первые попытки получить большой международный заем с помощью
французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда
Россия стала испытывать серьезные финансовые затруднения. 17 апреля 1906 г.
был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906 г.» на общую сумму
2250 млн. французских франков, из которых французские банки должны были
разместить 1200 млн., русские – 500 млн., английские – 330 млн., австро-
венгерские – 165 млн. и голландские – 55 млн. [58, 26].
Деньги,
реализованные от займа,
займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в
течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен
до 1956 г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее
политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой
стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в
валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.
Российский внешний заем 1906 г. имел больше значение для расстановки
политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в
наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения
России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от